«Власти меняются, а схемы остаются». Как в парламенте обсуждали энергобезопасность Молдовы
5 мин.

«Власти меняются, а схемы остаются». Как в парламенте обсуждали энергобезопасность Молдовы


Уже более двух десятков лет газ в Молдову поставляют по схеме, которая позволяет финансировать бюджет Приднестровья. Из-за этого продолжает накапливаться долг Молдовы за газ, поставки электроэнергии остаются непрозрачными, а их рынок — несвободным. К таким выводам пришли участники публичных слушаний в парламенте, посвященных энергобезопасности. Впрочем, по мнению экспертов, эти слушания более походили на разбор слухов, чем на попытку найти решение вопроса.

Слушания прошли 17 июля в парламентской комиссии по нацбезопасности и общественному порядку, которую возглавляет депутат от партии «Платформа Достоинство и правда» Кирилл Моцпан.

Кроме депутатов, на слушания пришли глава Нацагентства по регулированию в энергетике (НАРЭ) Вячеслав Унтилэ, министр экономики Вадим Брынзан, и.о. директора госкомпании Energocom Андрей Притула и несколько экспертов, в том числе, бывший советник по энергетике делегации ЕС в Молдове Александру Сандулеску.

«Почему мы должны были отказаться от контракта?»

В повестке слушаний было несколько вопросов: почему в последние годы электроэнергию в Молдову поставляют через приднестровскую компанию-посредника «Энергокапитал», можно ли было этого избежать, как сегодня работает госкомпания Energocom (она покупает электроэнергию у МолдГРЭС и на Украине, а затем продает ее молдавским энергооператорам), и правда ли, что в поставках электроэнергии в Молдову до сих пор действуют некие схемы.

Своеобразному допросу с пристрастием подвергли директора Energocom Притулу. Глава комиссии Моцпан спрашивал его о схемах, откатах, сомнительных платежах и «Энергокапитале».

Например, Моцпана интересовало, почему в 2015 и 2016 годах Energocom заключил контракт о поставках электроэнергии с приднестровским «Энергокапиталом», если уже в 2015 было понятно, что это фирма-прокладка, которая выводит деньги в офшоры.

Притула ответил, что в ноябре 2014 из-за отказа Украины поставлять в Молдову электроэнергию страна могла остаться без света. «Мы обратились в Молдавскую ГРЭС, а там сказали, что у них нет газа, весь газ покупает трейдер (то есть «Энергокапитал» — NM). Электроэнергия, произведенная из этого газа, принадлежит трейдеру, к нему и обращайтесь. У «Энергокапитала» была лицензия, открытые в молдавском банке счета. Почему мы должны были отказаться от заключения контракта, и как это было возможно?» — отметил Притула.

Тогда Моцпан спросил его, правда ли, что 10% прибыли Energocom сейчас идет напрямую экс-лидеру Демпартии Владимиру Плахотнюку, и что у компании есть 50 млн леев оборотного капитала, который они выводят за границу и оплачивают из этих денег какие-то консультационные услуги.

Слухи о перечислениях Плахотнюку Притула даже не стал комментировать, а на вопрос об оборотном капитале отметил, что с 2004 года компания действительно накапливала средства, но тратила и тратит их исключительно на оплату электроэнергии, когда операторы внутри Молдовы не вовремя рассчитываются за поставки, а компании по срокам уже надо платить за импорт.

Информацию о том, что деньги со счетов Energocom идут только на оплату электроэнергии МолдГРЭС и украинскому поставщику, подтвердил замглавы Службы предотвращения и борьбы с отмыванием денег Евгений Сырбу.

Также Притула заверил, что никакого контракта о консультационных услугах он не заключал.

«Что с этими деньгами было дальше — неизвестно»

Однопартийца Моцпана Александра Слусаря интересовали другие вопросы: какую роль играл Energocom при заключении контракта с «Энергокапиталом», и было ли у Energocom подтверждение от фирмы-прокладки об оплате газа, как того требуют европейские нормы?

Притула заверил, что видел оплаченные «Энергокапиталом» счета за газ, к тому же, подчеркнул он, Energocom не мог не заключить контракты с приднестровским посредником и оставить Молдову без света. «Тираспольтрансгазу они точно платили, а вот что с этими деньгами было дальше — неизвестно. Но у нас не было альтернативы», — подчеркнул Притула.

Моцпан на это заявил, что у него есть информация о том, что за счет схемы с «Энергокапиталом» Плахотнюк получал «откат» по $12 тыс. в месяц.

А эксперт в энергетике Сергей Тофилат отметил, что в прокуратуре есть уголовное дело против  «Энергокапитала», но его «забросили подальше», хотя многие факты и информация конца 2014 года показывают, «кто и как мутил посредническую схему». По словам Тофилата, прокуратуре достаточно взять выписки из Victoriabank, чтобы увидеть, как со счетов «Энергокапитала» выводили миллионы в офшорный компании, участвовавшие в краже миллиарда.

Эксперт выступил с предложением переработать в закон гид с рекомендациями проведения закупок электроэнергии, разработанный в 2017 году с помощью Европейского энергетического сообщества, иначе «и дальше могут возникать подобные схемы».

Экс-глава НАРЭ Виктор Парликов, в свою очередь, заявил, что пока не будет решена проблема оплаты газа левым берегом, «проблемы с поставками электроэнергии будут вечными, а мы продолжим платить за сепаратизм». Схема поставок и оплаты газа в Приднестровье, по его словам, не позволит создать нормальный конкурентный рынок электроэнергии. «Легализация Приднестровья с помощью «Газпрома» — это главная проблема», — подчеркнул эксперт.

Депутат и член парламентской комиссии по нацбезопасности Оазу Нантой считает, что эта газово-электрическая схема всегда была выгодна. «Правительства меняются, схемы остаются. В свое время тогдашний премьер Василе Тарлев пытался наладить взаимоподключение электросетей Молдовы и Румынии, но никто не захотел разрушать схемы. И совершенно понятно, почему сбежавший из Приднестровья экс-лидер Левобережья Евгений Шевчук мог спокойно разгуливать по Кишиневу», — заключил Нантой.

По итогам слушаний Кирилл Моцпан заверил, что с помощью экспертов разберется со всеми «энергетическими» схемами и обратится в прокуратуру, чтобы та выявила всех к ним причастных.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: