Решение Апелляционной палаты (АП) Кишинева о переводе мэра Оргеева Илана Шора под домашний арест вызвало неоднозначную реакцию. Около двухсот сторонников оргеевского мэра обнимались у здания суда, целовали портреты Шора и скандировали: «Победа!» Политики и эксперты решение суда в основном критиковали. По их мнению, оно ставит под сомнение все следствие по делу о «краже века». А некоторые и вовсе опасаются, что теперь Шор может попытаться скрыться из страны.
Первыми о своем несогласии с решением АП сообщили прокуроры. Они требовали продления ареста, так как опасаются, что Шор сможет оказать давление на свидетелей и других участников процесса. Обвинение также усомнилось в медицинских справках, которые адвокаты Шора предоставили суду. «Это документы израильских врачей, которые не были подтверждены врачами Молдовы», — сказал журналистам представитель гособвинения сразу после того, как суд объявил о своем решении.
Впрочем, адвокатов Шора решение суда тоже удовлетворило не полностью — они требовали, чтобы их подзащитного отпустили под судебный контроль. Основные аргументы защиты: Шор активно сотрудничает со следствием, и нет оснований полагать, что он может скрыться из страны или оказать давление на свидетелей.
На слова прокуроров о сомнительности медицинского сертификата Шора адвокат Денис Уланов ответил, что «сертификат подтверждает тот факт, что с 2011 года Илан Шор находится на медицинском учете по хроническому кардиологическому заболеванию». «Прохождение специальных процедур для подтверждения этого факта в Молдове было невозможно, так как он находился в заключении», — добавил Уланов.
Чуть позже освобождение Шора из-под стражи стали комментировать политики и эксперты. Лидер партии «Действие и солидарность» (PAS) Майя Санду написала в Facebook, что перевод Шора под домашний арест — доказательство того, что правоохранительные органы занимаются не расследованием кражи миллиарда, а защитой ее организаторов. «Юстиция потеряла последнюю долю доверия. Коррумпированная власть не сможет бороться с коррупцией», — считает политик.
Депутат Партии социалистов Богдан Цырдя полагает, что суд не мог принять иное решение, так как контролируется «кукловодом» (очевидно, имеется в виду зампред Демпартии Владимир Плахотнюк), а сам Шор — «бизнес-партнер кукловода». Депутат также напомнил, что, в отличие от мэра Оргеева, бывший вице-президент Нацбанка, которая также подозревается в причастности к «краже века», находится под арестом.
«Внушительная пощечина всему расследованию банковской кражи», — так охарактеризовал решение суда директор Института демократии и социальных инициатив (IDIS) и бывший посол РМ в США Игорь Мунтяну. В беседе с Ziarul National он заявил, что освобождение Илана Шора из-под стражи — еще одна серьезная причина для протеста недовольных граждан.
Эксперты, с которыми пообщался NM, склонны считать, что с самого начала Шора арестовали для того, чтобы успокоить общественное мнение. А в дальнейшем, считают они, «дело Шора» будет «спущено на тормозах».
«Его задержание и содержание под стражей полтора месяца были спектаклем, разыгранным Плахотнюком, чтобы успокоить общественное мнение и создать видимость правосудия, якобы оно начинает работать», — считает бывший постпред Молдовы в Совете Европы и в ООН Алексей Тулбуре. Однако правосудие, отмечает он, оказалось выборочным. «Участники протестов сидят в заключении, а Шора, который доносом на самого себя признал, что дал взятку $250 млн, а по докладу Kroll является главным исполнителем кражи миллиарда, отпускают домой», — отметил Тулбуре.
Директор центра политического анализа Politicon Анатол Цэрану называет Шора «человеком системы». А арестовали его лишь потому, считает эксперт, что «общественное мнение было чрезвычайно возмущено». «Сейчас пытаются спустить все на тормозах. Я думаю, для Шора найдется форма, по которой он сможет избежать наказания. Его вывезут из Молдовы, чтобы он не мозолил глаза», — полагает Цэрану. Сегодняшнее решение, по его словам, подтверждает, что судебная система в Молдове находится под политическим контролем.
О том, что Илан Шор может покинуть страну, написал в соцсетях и бывший посол РМ в ОБСЕ и Австрии Андрей Попов. «Не удивлюсь, если в следующей, уже утвержденной серии, нас ждет вылет Шора на лечение за границу. Даже не обязательно с формального согласия компетентных органов. Но, конечно, „по отмашке“ тех, кто эти органы контролирует», — считает Попов.
По мнению Цэрану, дальнейший сценарий будет зависеть от реакции общества. В то же время эксперт уверен, что при «нынешнем режиме» Илан Шор вряд ли окажется за решеткой: «Он опасный свидетель [„кражи века“], посадить его — дать ему возможность говорить».
СМИ между тем обратили внимание на еще одно обстоятельство. Решение перевести Илана Шора под домашний арест принималось судьями Генадие Морозаном, Еленой Кобзак и Георге Иову. Ранее, по информации Unimedia, эти же судьи рассматривали ходатайства по делу бывшего премьер-министра Владимира Филата.
Пресса и прежде не раз писала об этих судьях. Так, в 2012 году Геннадие Морозан отклонил запрос заместителя генпрокурора о том, чтобы провести дополнительное расследование в деле об убийстве Алексея Веретко. Подозреваемым по делу, напомним, проходил нынешний депутат парламента от Демпартии Константин Цуцу.
По информации СМИ, Генадие Морозан находится в родственных связях с первым зампредом Демпартии Владимиром Плахотнюком: брат Морозана якобы женат на сестре Плахотнюка.
Георге Иову стал известен благодаря тому, что в 2012 году существенно изменил срок наказания в деле об убийстве. Суд первой инстанции приговорил бизнесмена Адриана Никифора к 17 годам лишения свободы, а Иову, будучи судьей в АП, принял решение уменьшить наказание до пяти лет тюрьмы.
Илан Шор был задержан 22 июня. Ему предъявлено обвинение в отмывании денег в особо крупных размерах. Прокурор Адриана Бецишор настаивала на аресте Шора, так как, по ее словам, на свободе он может повлиять на ход следствия и показания свидетелей. 24 июня суд сектора Буюканы принял решение об аресте Шора на 30 дней, а Апелляционная палата это решение утвердила. 21 июля суд Буюкан продлил арест мэру Оргеева еще на 30 суток.