Платформа и власти меряются силой: как протестовала DA
10 мин.

Платформа и власти меряются силой: как протестовала DA


Противостояние гражданской платформы «Достоинство и правда» (DA) и властей принимает все более силовой характер. В ходе воскресного протеста манифестанты дважды прорывали полицейские кордоны и едва не проникли в здания парламента и офисного центра первого зампреда Демпартии Владимира Плахотнюка. Порой происходящее напоминало события 7 апреля 2009 года: толпа, казалось, вышла из-под контроля, а лидерам было все сложнее успокоить протестующих. Разрядки ждать не приходится: по итогам митинга DA принято решение о создании собственной силовой структуры — «Народной гвардии».

Мирное начало

Накануне очередного антиправительственного митинга, организованного гражданской платформой DA, как полиция, так и протестующие предприняли беспрецедентные меры безопасности. Здание правительства было взято в плотное тройное оцепление, при этом силовиками руководил лично глава МВД Олег Балан. «У нас есть информация, что люди с площади Великого национального собрания попытаются сегодня захватить некоторые госучреждения. Мы задействовали больше представителей вооруженных сил, чтобы не допустить этого»,— сказал он.

Участников митинга охраняли комбатанты — ветераны вооруженных конфликтов на Днестре и в Афганистане. Перед началом протеста один из лидеров DA политолог Игорь Боцан сказал NM, что методы протеста будут зависеть от того, сколько человек в этот день соберется на площади. Что касается беспрецедентной мобилизации сил полиции, то, по словам Боцана, «это символизирует страх власти».

В целом риторика лидеров протеста стала заметно жестче. Нынешнее руководство они называли не иначе как «хунтой». «Эти власти превратились в режим преступной хунты. Молдовой управляет хунта!» — заявил с трибуны глава совета протеста Андрей Нэстасе. И площадь дружно подхватила: «Долой преступную хунту!»

Сторонники DA, откликнувшись на призыв организаторов митинга, пришли на площадь с белыми хризантемами. Цветы, по словам Андрея Нэстасе, призваны символизировать «исключительно мирный характер протеста». Впрочем, уже на митинге Нэстасе заявил о готовности манифестантов «совершить революцию белых хризантем».

Лидер молдавских комбатантов, член совета протеста Кирилл Моцпан, в свою очередь, призвал полицейских «перейти на сторону народа». «Не принимайте участия в правительственных играх. Сограждане, не забудьте, что вы присягали перед лицом родины, а не олигархов»,— обратился к полиции отставной полковник.

Парламентская разминка

После этого было решено направить делегацию от протестующих в парламент. Согласно оглашенной с трибуны версии, представители манифестантов собирались поучаствовать во внеочередном заседании законодательного органа, созванном депутатами-социалистами. К тому времени, впрочем, уже было известно, что на инициированное социалистами заседание никто, кроме них самих, не явился.

Тем не менее несколько сотен человек, в основном комбатанты, а также лидеры протеста во главе с Андреем Нэстасе и Игорем Боцаном решительно направились к зданию парламента. Пройдя мимо располагающегося в сквере у парламента палаточного «Городка Победы», устроенного социалистами и «Нашей партией», представители DA наткнулись на первый кордон полиции.

Протестующие, главной ударной силой которых были комбатанты, быстро прорвали оборону полицейских и ринулись к входу в парламент. Там их ждал второй, куда более плотный полицейский кордон. Впрочем, как заметил корреспондент NM, у входа в административное здание почему-то оказались совсем молодые полицейские, и в глазах у многих из них читался страх.

Как выяснилось, однако, цели входить в здание парламента у лидеров протеста не было. Продемонстрировав силу при прорыве первого кордона и приблизившись к входу в здание, комбатанты сами выстроились в цепочку между протестующими и полицейскими и никого не пропускали.

Лидер DA Андрей Нэстасе с хризантемами в руках тем временем пытался успокаивать разгоряченных манифестантов, которые явно не собирались останавливаться. «Мы пришли сюда не ломать двери парламента»,— взывал через мегафон Нэстасе. «Мы не будем терпеть! Долой хунту!» — кричала в ответ толпа. И уходить она точно не собиралась.

Внимание протестующих, впрочем, вскоре переключилось на вышедших к ним депутатов-социалистов во главе с Игорем Додоном. Последний планировал обратиться к протестующим, однако они его освистали. «В тюрьму!» — скандировали манифестанты.

Социалисты, однако, сохранили самообладание и, отойдя в сторону, провели отдельный брифинг, в ходе которого сообщили, что представители других фракций на созванное ими заседание до сих пор не явились, однако фракция ПСРМ еще подождет. А лидерам DA и комбатантам тем временем все же удалось убедить агрессивно настроенных протестующих вернуться на площадь.

Марш-бросок

На площади вернувшихся от парламента делегатов встречали как героев. А когда видеокадры событий у парламента были выведены на большой экран у сцены, эмоции в толпе зашкалили. «Позор!» — кричали протестующие, когда на экране показывали кордоны полиции и лидера социалистов Додона. «Долой Додона!» — закричал кто-то в толпе. «Долой мафию!» — скорректировал с трибуны Андрей Нэстасе.

«Мы достигли красной линии, но не переступили ее и не собирались этого делать,— прокомментировал события у парламента Игорь Боцан.— Если бы у нас были злые намерения, то события развивались в другом ключе». По его словам, у парламента он увидел, что полицейские на стороне протестующих. Боцан призвал протестующих к терпению: «Те, кто хотят все и сразу, не получат ничего даже в рассрочку. Мы не можем себе позволить сгореть за минуту, как спички, в припадке ярости».

После этого с трибуны была зачитана резолюция «Великого национального собрания», подготовленная лидерами DA. В ней было новое требование: чтобы Конституционный суд признал нелегитимной действующую власть и освободил таким образом «страну из плена». Кроме того, площадь по предложению лидеров DA проголосовала за  создание во всех районах забастовочных комитетов и формирование инициативной группы для подготовки прямых президентских выборов. Лидеры протестов также призвали граждан к неповиновению властям, в частности, не платить налоги и не оплачивать счета за газ и электричество по новым тарифам.

Кроме того, было объявлено о создании собственной силовой структуры — «Народной гвардии». Предполагается, что в нее войдут люди с военной подготовкой, а ее задачей станет «защита протестующих от провокаций властей».

Затем было решено всем вместе отправиться маршем к зданию Global Business Center (GBC), где, по словам манифестантов, находится офис зампреда Демпартии олигарха Владимира Плахотнюка. Колонну протестующих «в целях безопасности» снова возглавили комбатанты с флагами Молдовы в руках.

К моменту прихода протестующих GBC был оцеплен сотрудниками полиции, в том числе спецназом, а и.о. главы Генинспектората полиции Георгий Кавкалюк находился неподалеку. Подойдя к зданию, протестующие смели кордон полиции и собирались прорываться внутрь. Однако вход снова перекрыли комбатанты. Люди были настроены весьма агрессивно, и ситуация, как и несколькими часами ранее у парламента, была близка к тому, чтобы выйти из-под контроля.

Успокаивать толпу снова взялся Андрей Нэстасе. Однако на этот раз его слушали еще меньше. «Это последнее предупреждение [Плахотнюку и властям]!» — кричал, забравшись на забор у здания GBC, Нэстасе. «Ты, б***ь, каждую неделю говоришь, что это последнее предупреждение»,— возмутился один из протестующих.

Утихомирить толпу не удалось, даже когда было объявлено, что самого Владимира Плахотнюка в здании нет. «Уехал, скотина»,— сказал Нэстасе. По его информации, на время протестов олигарх отправился в Рим. Поэтому, призвал лидер DA, «надо возвращаться на площадь». Несмотря на это, толпа еще несколько раз порывалась штурмовать здание.

Один из протестующих, прорвавшихся сквозь полицейский кордон к GBC, сказал NM, что ждал этого момента весь протест. «Я с 6 сентября на площади. Но платформа DA нас предала, она выставила комбатантов для того, чтобы мы не смогли пройти в здание»,— сообщил молодой человек, не пожелавший называть своего имени.

Сами комбатанты тем временем продолжали выяснять отношения с полицейскими, которые сначала отказывались пропускать манифестантов, а затем пытались выпроводить их со ступеней здания.

— Кто тебе платит? От кого ты получаешь деньги? — кричали комбатанты.

— Вы мне платите [из налогов],— отвечал им глава муниципальной полиции Сильвиу Мушук.

Георгий Кавкалюк, находившийся в этот момент сбоку от центрального входа в GBC, тем временем отдавал приказы о подтягивании подкрепления к офису олигарха. В какой-то момент комбатантов, стоящих у входа, начал оттеснять ОМОН. Завязалась потасовка, в ходе которой один из сотрудников ОМОНа едва не упал с лестницы у входа в GBC.

Позже полиция смогла восстановить контроль над входом в здание GBC, а у протестующих появилась своя версия событий. «Комбатанты прорывались к центральному входу, чтобы показать, что они смогут обеспечить правопорядок и не допустить разгрома здания»,— сказал NM один из активистов DA Ливиу Вовк.

Данную версию поддержали и сами опрошенные NM комбатанты. «Мы [комбатанты] хотели показать, что мы — сила, что мы — сильнее»,— сказал NM председатель ассоциации ветеранов и пенсионеров полицейского батальона особого назначения МВД Валериу Кику. На вопрос NM, почему комбатанты не последовали призыву Нэстасе и не направились на центральную площадь, Кику ответил: «А кто такой для нас Нэстасе? Он для нас никто».

Тем не менее сразу после событий у здания GBC лидеры DA Андрей Нэстасе и Валентин Долганюк в беседе с NM в один голос утверждали, что держали ситуацию под контролем. «Я думаю, что мы справились. И того, чего кто-то хотел, не было. Нет ни одного окна разбитого. У нас не было цели прорваться туда. Наверное, люди просто хотели доказать этому Плахотнюку, что второго раза не будет»,— сказал NM Нэстасе. И лишь член совета протеста Александр Слусарь признался, что «контролировать протестующих удается с трудом».

Акция — реакция

Спустя примерно полчаса разбушевавшуюся толпу все же удалось убедить вернуться на площадь. Уже на площади один из лидеров комбатантов Кирилл Моцпан заявил, что ветеранам «удалось взобраться на ступеньки [GBC] и уйти с них с достоинством». Он сказал, что «нам есть кем гордиться», и по итогам очередного протестного дня назвал комбатантов героями. Моцпан также выразил уверенность, что в следующий раз полиция обязательно побратается с протестующими.

Один из лидеров платформы DA Валентин Долганюк сообщил, что после событий GBC он позвонил премьер-министру Валериу Стрельцу и его пресс-секретарю, но никто на звонки не отвечал. «Разве сейчас они не понимают, что это было последнее предупреждение?» — задался вопросом Долганюк. Он также возмутился тем, что «охранять Плахотнюка пришли за наши деньги около 1 тыс. полицейских». В следующий раз, по словам Долганюка, гнев народа «будет не остановить», а «революция белых хризантем будет доведена до конца».

На этом свою программу лидеры протеста выполнили и предложили завершить митинг. Однако люди расходиться не хотели и требовали решительных действий немедленно. «Сейчас, сейчас!» — скандировала толпа. Лидеры на сцене находились в замешательстве и, похоже, не знали, что делать дальше.

К микрофону снова вышел Андрей Нэстасе. Он рассказал несколько анекдотов и историй, но толпа не успокаивалась. «Ты же адвокат! Зачем разжигаешь толпу? Не провоцируй!» — неожиданно крикнул Нэстасе какому-то мужчине, периодически выкрикивавшему лозунги в толпе перед сценой. Затем Долганюк все же объявил митинг закрытым, и над площадью зазвучал гимн Республики Молдова.

По данным полиции, в митинге приняли участие от 10 тыс. до 20 тыс. человек. Министр внутренних дел Олег Балан в беседе с NM отказался сообщить, сколько сотрудников правоохранительных органов следили за общественным порядком, однако выразил удовлетворение тем, что все завершилось мирно. «У нас была оперативная информация, что сегодня было желание спровоцировать, усугубить ситуацию, чтобы она вышла из-под контроля»,— сказал он.

По словам Балана, за день ситуация дважды была на грани. «В парламенте была предпринята попытка проникнуть в госучреждение. Мы приложили все усилия для того, чтобы их остановить. И они были остановлены у входа»,— сказал он. Что касается событий у GBC, то, как отметил Балан, данный инцидент может иметь последствия для его участников: «Мы рассмотрим, как оценивать ту ситуацию, мы проанализируем материалы, которые были собраны. И уже прокуроры решат, будет ли возбуждено уголовное дело или будет ли наложен административный штраф».

Олег Балан также сообщил, что полиции удалось установить ряд лиц, выступивших в роли провокаторов в ходе данных событий, в том числе личности трех человек, «незаконно проникших в здание GBC». Представить дополнительные детали на этот счет министр отказался, поскольку «это оперативные данные». Отвечая на вопрос о том, почему в похожей ситуации 6 сентября у здания Генпрокуратуры были задержаны левые активисты из партии «Наш дом — Молдова», Балан заметил, что те «вели себя очень-очень агрессивно, а здесь мы быстро успокоили».

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: