В Молдове противостояние между пророссийским президентом и проевропейским парламентским большинством стало главным сюжетом политической жизни. Президент Игорь Додон периодически отказывается подписывать законы и решения парламента и правительства. Конституционный суд по запросу правящей Демпартии «выключает» президента из политического процесса, а обязанности главы государства в нужные моменты исполняет спикер. NM выделил три сезона молдавского политического сериала о том, как за год всенародно избранный президент страны постепенно превратился в декоративную фигуру.
Сезон первый. Игра в поддавки
Все соцопросы показывают, что президент Игорь Додон — самый популярный политик в Молдове. В ходе предвыборной кампании выступающий за сближение с Россией Додон обещал «вернуть миллиард», украденный из банковской системы еще в 2014 году, и упирал на то, что граждан обворовали именно проевропейские власти.
Заняв президентское кресло, Додон так и не перешел от обещаний «бороться с олигархами» и угроз принять «жесткие меры» к реальным действиям.
Более того, депутаты пропрезидентской Партии социалистов (Додон баллотировался в президенты как кандидат ПСРМ) проголосовали за введение смешанной избирательной системы, благодаря которой Демпартия с большой долей вероятности сможет сохранить за собой власть после парламентских выборов 2018 года.
После этого президент постепенно начал превращаться в декоративную фигуру. Парламентскому большинству и правительству, которые контролирует Демпартия, удалось наладить управление страной в обход главы государства.
Заявляя о необходимости преодоления политического кризиса, демократы периодически обращались за помощью в Конституционный суд (КС). Обращался в КС и президент, но безуспешно.
27 июля, например, Конституционный суд признал противоречащей Основному закону инициативу президента о проведении консультативного референдума по некоторым вопросам. С помощью плебисцита президент желал выяснить, хотят ли граждане отменить закон о порядке «возврата миллиарда», наделить президента дополнительными полномочиями распускать парламент, сократить число депутатов и ввести в школах предмет «История Молдовы».
На решение КС пропрезидентская ПСРМ отреагировала вяло. В четырех городах республики прошли малочисленные митинги. Сам Додон на них не появился. В столицу, где протесты могли быть массовыми, людей звать не стали.
Эксперты считают это показательным. Массовые протесты в Кишиневе — единственный инструмент, которого действительно боятся демократы и их лидер Владимир Плахотнюк, взявший под полный контроль политическую систему страны.
Политический эксперт Виктор Чобану уверен: основная причина того, что президент стал декоративной фигурой, заключается в том, что он с первых дней президентства принял правила игры Владимира Плахотнюка.
«Последний рубеж, когда Плахотнюк нуждался в Додоне, наступил, когда депутаты Партии социалистов проголосовали в парламенте за изменение избирательной системы», — отметил он.
Демократы, в свою очередь, напомнил Чобану, к президентству Додона подготовились заблаговременно, лишив незадолго до инаугурации главу государства права назначать главу Службы информации и безопасности, передав ее парламенту.
Также до инаугурации решился вопрос с назначением генпрокурора. Социалисты этому, впрочем, как минимум не сопротивлялись.
Сезон второй. Главнокомандующий без армии
У президента Молдовы, согласно Конституции, скромный набор инструментов влияния на принятие государственных решений. Но даже те, что есть, глава государства не всегда использует или ему не дают их применять.
Например, молдавские военные в сентябре прошлого года приняли участие в международных учениях вопреки запрету президента, который по Конституции является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны.
Президент тогда своим указом приостановил действие правительственного постановления об участии контингента Национальной армии Молдовы в учениях Rapid Trident-2017 на Украине.
Додон аргументировал свою позицию тем, что по Конституции Молдова — нейтральное государство, и молдавские военнослужащие «не должны принимать участия в военных учениях, проводимых под эгидой какого бы то ни было военного блока». Однако военные в итоге исполнили постановление правительства, отправившись на Украину.
Действия президента и тогда вызвали вопросы. Президентский указ, отменяющий постановление кабмина, был отправлен на публикацию в Monitorul Oficial с задержкой, позволившей постановлению правительства вступить в силу и в тот же день отправить военных на учения.
История с учениями и армией, которая действует вопреки приказам главнокомандующего, выставила президента в смешном свете. Додон затем подписал указ о том, что военные не имеют права отправляться на международные учения без предварительного согласования с главой государства. Однако в ответ лидер Демпартии Владимир Плахотнюк заявил, что правящее большинство поставит точку в споре об учениях Национальной армии и сделает так, чтобы участие армии в учениях не зависело от желания президента. И это вполне реальная перспектива, так как Демпартия контролирует большинство в парламенте.
Виктор Чобану считает, что эпопея с военными учениями показала, что Додон только формально исполнял обязанности главнокомандующего. При этом, добавил он, ДПМ в очередной раз удалось «выставить пророссийского Додона как угрозу европейскому будущему страны».
Сезон третий. Веерные отключения
К концу 2017 года противостояние между президентом и правящим большинством переросло в беспрецедентную практику временных «отключений» главы государства.
Согласно решению КС от 17 октября, временно исполнять обязанности президента и подписывать указы о назначениях, в случае необходимости, могут спикер парламента или премьер-министр. Благодаря решению КС без подписи президента спикер парламента Андриан Канду назначил 24 октября министром обороны Еуджена Стурзу, кандидатуру которого дважды отклонил Додон.
В очередной раз КС «отключил» президента 2 января 2018 года, чтобы спикер в обход главы государства подписал указы о назначении семерых членов кабина, включая вице-премьера по реинтеграции и зампреда правительства по европейской интеграции. Речь идет о смене состава правительства практически наполовину. Президент повторно отклонил все кандидатуры, но это не помешало демократам провести перестановки.
На этом сюжет не закончился: 5 января КС снова удалил Додона с политического поля. Суд разрешил временно отстранить президента от исполнения обязанностей, потому что глава государства отказался промульгировать закон о запрете ретрансляции в Молдове российских новостей и информационно-аналитических программ. Теперь и законы, принимаемые парламентом, можно вводить в действие в обход главы государства.
Эксперт Виктор Чобану отметил, что в истории с назначениями членов кабмина и «отключениями» президента демократы «выставляют Додона не просто как декоративную фигуру, а как пугало». «Президент в таком качестве необходим демократам, чтобы зарекомендовать себя перед европейскими партнерами как единственных гарантов продолжения курса на ЕС», — подытожил он.
Политический аналитик, бывший постпред Молдовы в ООН Алексей Тулбуре считает, что в ситуации, когда президент страны не желает утверждать какие-нибудь решения правительства или парламентского большинства, начинается процедура импичмента или все остается как есть.
«Приостановить полномочия президента можно в строго предусмотренных Конституцией обстоятельствах, например, по состоянию здоровья главы государства. Этих обстоятельств сегодня нет, поэтому происходящие вокруг назначения членов кабинета министра — юридическое шулерство», — считает он.
В то же время, продолжил Тулбуре, президент мог бы потребовать соблюдения Конституции, организовав массовые акции протеста. «Если он этого не сделает, то окончательного станет декоративной фигурой, президентом с кнопкой «включил-выключил», — отметил он.
В этой ситуации, говорит эксперт, сложно встать на чью-то сторону: «Президент слаб, беспомощен, непоследователен, а правительство — преступно».
Политический эксперт Дионис Ченуша полагает, что, повторно отказываясь назначать кандидатуры новых министров и вице-премьеров, президент нарушает Конституцию.
«Поэтому контролирующая все Демпартия ищет выход из институционального кризиса. Но надо понимать, что они не могут пойти на импичмент, так как осознают, что на референдуме население вряд ли поддержит отставку Додона. В предвыборный год они не могут сделать такой электоральный подарок Додону и пропрезидентской Партии социалистов», — отметил он.
Эпилог
Повторяющийся сюжет с «включением/выключением» президента, похоже, надоел не только зрителям. В своем последнем решении от 5 января Конституционный суд рекомендовал парламенту ввести уголовную ответственность за неисполнение конституционных обязанностей и постановлений КС.
Депутат-демократ Сергей Сырбу отметил, что в парламенте уже зарегистрирован такой законопроект.
Инициатива принадлежит партнерам демократов — депутатам Европейской народной группы Валериу Гилецки и Юрие Лянкэ. Согласно их проекту, «умышленное неисполнение или уклонение от исполнения высшим должностным лицом решения судебной инстанции или решения Конституционного суда» наказывается крупным штрафом или лишением свободы на срок до трех лет с лишением во всех случаях права занимать определенные должности на срок до пяти лет.
Если закон примут, то президента Додона при необходимости можно будет не только на время «выключить» из политического процесса, но и полностью вывести из игры.
Материал подготовлен при поддержке русскоязычной Медиасети