Приднестровского журналиста взяли за экстремизм
6 мин.

Приднестровского журналиста взяли за экстремизм


Сотрудники КГБ непризнанной ПМР арестовали приднестровского журналиста Сергея Ильченко, более известного своей активностью в социальных сетях, где он в последнее время жестко критикует руководство России и Приднестровья. Спецслужбы инкриминируют Ильченко призывы к экстремистской деятельности, якобы размещенные им на приднестровских форумах. Родственники журналиста уверены, что никаких призывов он не размещал. Не без труда разыскав сами воззвания, NM убедился, что выглядят они весьма сомнительно. В Кишиневе дело Ильченко не комментируют, но могут вмешаться, если последует обращение от него или его родственников.

О задержании Сергея Ильченко первым сообщил в социальных сетях его 21-летний сын Николай. По его словам, журналист был задержан вечером 18 марта сотрудниками Комитета госбезопасности Приднестровья, которые провели обыски по его месту жительства, конфисковав компьютеры, оргтехнику и электронные носители информации. «После обыска его закрыли в КПЗ на трое суток. Вешают обвинение в экстремизме»,— написал Николай Ильченко.

В беседе с NM сын журналиста пояснил, что обыски прошли одновременно в двух квартирах — в Первомайске, где проживал Сергей Ильченко, и в Тирасполе, где живет он сам. «При обысках искали любые носители информации. У меня обыск проходил мирно: четыре кэгэбэшника обыскали всю квартиру в присутствии понятых. Как у отца проходил — не знаю»,— рассказал Николай Ильченко.

В Комитете госбезопасности Приднестровья факты обысков и задержания Сергея Ильченко подтвердили. В спецслужбе уточнили, что журналист задержан в рамках расследования уголовного дела, заведенного по ст. 276 ч. 2 «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» УК ПМР. Предусмотренное по ней наказание — лишение свободы на срок до пяти лет.

Версия приднестровского КГБ выглядит следующим образом: «18 марта в сети Интернет были анонимно распространены информационные сообщения, в которых содержались открытые призывы к вооруженному свержению законной власти в Приднестровье и вооруженному противостоянию с Российской Федерацией». По этим фактам Следственный комитет Приднестровья завел уголовное дело. А уже вечером 18 марта сотрудниками КГБ ПМР «был установлен автор вышеуказанных публикаций — активный участник социальных сетей Ильченко Сергей Эдуардович, 1959 г.р., гражданин ПМР». После этого сотрудники КГБ провели обыски и задержание подозреваемого.

Ильченко в последнее время действительно не скрывал крайне негативного отношения к политике властей РФ в контексте ситуации на Украине. Активно, а порой и агрессивно он критиковал не только российское, но и приднестровское руководство. Так, впрочем, было не всегда. До конфликта на Украине Ильченко активно печатался в российских изданиях, а несколькими годами ранее имел имидж одного из самых радикальных сторонников властей непризнанной республики, ее независимости и ориентации на Россию. Однако после прихода к власти в декабре 2011 года Евгения Шевчука отношения с новым руководством у Ильченко не заладились.

За несколько недель до ареста у него произошел конфликт с приднестровскими силовиками. Ильченко сообщил, что после оппозиционного митинга, который 28 февраля организовало в Тирасполе движение «Народное единство», к нему в квартиру «ворвалась группа товарищей в штатском во главе с майором МВД Дмитрием Левшиным и потребовала стереть видеоматериалы, записанные на митинге». Силовики, среди которых, по словам Ильченко, были и сотрудники КГБ, сослались на отсутствие у него аккредитации на журналистскую деятельность. Ильченко, однако, сказал, что действует как частное лицо, и удалять записи категорически отказался. После чего силовики покинули квартиру. При этом, по утверждению Ильченко, «старший кэгэбэшник на прощание сказал что, мол, зря, что говорить теперь со мной никто не будет — а мог бы решить дело по-хорошему». Ильченко не исключил, что последуют «какие-то пакости».

Отыскать в сети упомянутые в сообщении КГБ призывы NM удалось не без труда. Как оказалось, они были опубликованы на двух приднестровских форумах и почти сразу удалены администраторами. Воззвание под заголовком «Жители Левобережья! Поднимайтесь и вооружайтесь», однако, сохранилось в кэш-буфере на сайте Google. В нем содержатся призывы с оружием в руках восстать против «русских оккупантов», с помощью «украинских братьев» свергнуть «коррумпированный марионеточный прокремлевский режим» в Приднестровье, ликвидировать «помоечную яму с вывеской «ПМР»» и «встать в один ряд с европейскими народами». «Русские пусть уезжают домой, кто не захочет — смерть! Единая Молдова, Единая Украина — это наше спасение!» — говорится в призыве.

Составитель воззвания явно желал, чтобы авторство легко угадывалось и указывало на Ильченко. Так, в призыве прямо упоминается эпизод с визитом силовиков в квартиру журналиста: «Проведенный местной оппозицией митинг 28 февраля, на котором я лично присутствовал и после которого ко мне в квартиру без всякого на то основания вломились шевчуковские головорезы, убедил меня, что терпеть унижение и подчиняться кремлевским агентам, поставленным лишь для того, чтобы заткнуть нам рты, БОЛЬШЕ НЕЛЬЗЯ!!!» Кроме того, в тексте содержится ряд выражений, в использовании которых Ильченко ранее обвиняли в социальных сетях пользователи анонимных аккаунтов, некоторые из которых, по информации NM, принадлежат сотрудникам приднестровских силовых структур.

Сын журналиста уверен, что автором публикации на форумах является не Сергей Ильченко. «Ее точно писал не он. Призывов к свержению власти отец не делал»,— заверил NM Николай Ильченко. Примечательно также, что за несколько часов до задержания сам журналист сообщил в социальных сетях о взломе своего аккаунта в Skype и попытке взлома страницы в Facebook и электронной почты.

Депутат Верховного совета Приднестровья Дмитрий Соин, с которым несколько лет назад сотрудничал Сергей Ильченко и который в настоящее время из-за конфликта с приднестровскими властями находится в Москве, признает, что Ильченко «всегда излагал спорные взгляды». «Но считаю, что арест журналиста — это имиджевый минус для любого государства. Тем более непризнанного»,— сказал NM Соин. Он также связал арест оппозиционного журналиста с подготовкой к осенним парламентским выборам. «Ситуация с Ильченко должна продемонстрировать оппозиции, что власть шутить не будет. Можно предположить, что в обозримой перспективе регион ждут новые резонансные дела и аресты»,— уверен парламентарий.

В правозащитной организации Promo-Lex, которая занимается мониторингом соблюдения прав человека в Приднестровье, сообщили, что вмешаются в процесс лишь в случае поступления заявления со стороны арестованного или его родственников. «Мы не можем подключиться, пока у нас не будет заявлений от него или родственников. Кода у нас есть заявление, тогда мы стараемся помочь. В любом случае, наша позиция такова, что так называемые органы следствия, дознания и правопорядка [Приднестровья] являются нелегитимными и не имеют права лишать свободы человека»,— сказал NM глава Promo-Lex Павел Постикэ.

Николай Ильченко сообщил, что в настоящее время его отца представляет приднестровский адвокат Иван Возиян. Он также сообщил, что Сергей Ильченко обладает гражданствами Молдовы, России и Приднестровья.

В Бюро по реинтеграции в ответ на запрос NM от комментариев по поводу ареста Ильченко отказались.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: