Бывший президент Румынии и почетный председатель Партии национального единства Траян Бэсеску активно включился в молдавскую политику. И сразу изменил политическую повестку: на правом фланге появился новый перспективный игрок, который критикует не только пророссийского президента, но и правую проевропейскую оппозицию. Эксперты считают, что формирование сильного унионистcкого политического проекта, который способен «откусить» часть электората у критикующих Демпартию правых, вполне соответствует интересам партии власти.
«Президент всех румын» и почетный председатель Партии национального единства (ПНЕ) Траян Бэсеску 7 октября начал агитационное турне по республике. На прошедших выходных он встретился с жителями Сорок и Яловен. Там его представляли как магнит, который притянет к себе всех сторонников унири и граждан, разочаровавшихся в проевропейских политиках.
В группе поддержки Бэсеску были бывшие члены ранее самой популярной унионистской Либеральной партии — Анатол Шалару (исполнительный председатель ПНЕ), Анна Гуцу (первый зампред ПНЕ) и внушительная делегация румынских сенаторов, депутатов и вице-мэров.
Сигнал Бэсеску был предельно прост: только объединившись с Румынией, граждане Молдовы смогут достигнуть благосостояния. При этом бывший глава соседнего государства не ограничивался вполне ожидаемой критикой пророссийского президента. Особое внимание он уделил проевропейским партиям, которые, по его словам, сулят гражданам республики призрачные перспективы евроинтеграции, в то время как Евросоюз будет расширяться на Балканы, и среди его приоритетов Молдовы нет.
Явление Бэсеску молдавскому народу широко тиражировали популярные телеканалы медиахолдинга лидера Демпартии Владимира Плахотнюка и общественная телерадиокомпания. Свои телевизионные сюжеты они построили на критике Бэсеску в адрес правых оппозиционных партий за то, что те не хотят вступать в коалицию с ДПМ. Ради европейского будущего, говорил он, надо объединяться, а юстиция пусть решает, кто коррумпирован.
Журналисты медиахолдинга Плахотнюка напомнили и о том, как в Литве Бэсеску отчитал лидера партии «Действие и солидарность» (Partidul Acțiune și solidaritate — PAS) Майю Санду за то, что она за пределами Молдовы очерняет свою страну. О том что имя Анатола Шалару упоминалась в нескольких коррупционных скандалах, эти СМИ не вспомнили.
Бывший замглавы министерства иностранных дел и евроинтеграции Андрей Попов в этой связи отметил, что то, как подконтрольные Демпартии СМИ и общественный телеканал освещали визит Бэсеску в регионы, свидетельствует о том, что новой партии дали «зеленый коридор». «Активно тиражировали, как Бэсеску осуждает Санду за отсутствие патриотизма и критику страны за рубежом, за ее якобы политический инфантилизм, который помогает победить пророссийским политическим силам», — отметил он.
Появление Бэсеску в электоральной гонке, считает Попов, усилит геополитическую риторику.
Косвенно от такой ситуации выигрывает и пропрезидентская Партия социалистов. «Бэсеску — наиболее серьезный раздражитель для части избирателей, которая традиционно голосует за социалистов и коммунистов. В отличие от Майи Санду для них он представляет экзистенциальную угрозу. Поэтому одна часть электората будет голосовать из страха, что в парламент пройдет Бэсеску, который может совершить унирю, а другая — из страха, что к власти придет Додон под ручку с Путиным. Примерно такую атмосферу планируют создать власти на парламентских выборах», — считает эксперт.
И на этом фоне, добавил он, краже миллиарда, проблемам в юстиции и т. д., по замыслу ДПМ, не должно остаться места в политической повестке. Вместе с тем, по его словам, Демпартия параллельно создает и внутри страны, и за ее пределами «картинку, на которой демократы предстают единственной стеной, способной защитить Молдову от Додона и Путина».
Эксперт считает, что благодаря Траяну Бэсеску ПНЕ вполне может рассчитывать на ту часть электората, которая традиционно голосовала за крайне правые партии, продвигавшие объединение Молдовы с Румынией.
Политический эксперт IDIS Viitorul Ион Тэбырцэ считает, что ниша, которую ранее занимала Христианско-демократическая партия, а потом Либеральная партия сейчас пустует. «Откровенно унионистской партии, которая пользовалась бы популярностью, сейчас нет. Умеренный прорумынский месседж исходит от некоторых проевропейских партий, но есть часть электората, которая хочет услышать открытый призыв к унире», — уточнил он.
Тэбырцэ не сомневается: в нынешней ситуации «без допуска» Демпартии ни одна перспективная партия не получит зеленый свет. «С учетом имеющихся у ДПМ рычагов давления партия власти еще в зародыше может попытаться уничтожить политика или силу, представляющих для нее угрозу», — полагает он.
Демпартия, по его словам, прекрасно понимает пределы своих электоральных возможностей. «Формирование сильного унионистcкого политического проекта, который способен „откусить“ у правых часть электората, в частности у PAS, вполне соответствует интересам ДПМ», — продолжил эксперт.
Тэбырцэ также отметил, что унионистский электорат на последних президентских выборах голосовал за Майю Санду, так как не было альтернативы. С появлением такого лидера, как Бэсеску, этот сегмент электората, по его словам, может отойти к ПНЕ.
В свою очередь доцент департамента политических и административных наук Молдавского государственного университета Анжела Колацки считает, что Бэсеску вряд ли удастся откусить «часть пирога», который сейчас делят лидер PAS Майя Санду и председатель «Платформы Достоинство и правда» (Demnitate și adevăr — DA) Андрей Нэстасе.
«Его посыл вульгарно прост — мы братские народы, говорим на одном языке. Объединимся, и всем будет лучше. Это слоган не для 21 века. И, думаю, проевропейский электорат Санду и Нэстасе на это не поведется. Разве что, если эти лидеры совсем ничего не будут делать», — уверена Колацки.
Директор Института публичной политики Аркадие Барбэрошие отмечает, что, согласно опросам общественного мнения, долгое время рейтинг доверия Бэсеску варьировал от 35 до 45%.
«Сейчас сложно сказать, какой уровень доверия к экс-президенту Румынии», — добавил он. Между тем, согласно весеннему барометру общественного мнения, 23% респондентов готовы проголосовать на референдуме за объединение Молдовы с Румынией. По словам Барбэрошие, нельзя однозначно утверждать, что эти 23% обязательно проголосуют за Бэсеску.
Исполнительный директор Института стратегических инициатив Владислав Кульминский считает, что целевая аудитория новой партии во главе с Бэсеску — исключительно унионисткий электорат. По его словам, ПНЕ вряд ли может рассчитывать на поддержку сторонников PAS и DA: альтернативы им на правоцентристском фланге нет и не будет, а Санду в любом случае останется флагманом возможных «перемен», которой доверяют избиратели.
«Проевропейская часть электората традиционно самая сознательная, глубоко анализирует процессы и ставит на первое место внутренние реформы. Она понимает, что объединение с Румынией — менее реалистичная идея, нежели евроинтеграция. Тому есть масса экономических и политических причин. Она понимает, что у евроинтеграции, если провести структурные внутренние реформы, есть реальные перспективы», — отметил он.
Кульминский также добавил, что благодаря популярности и харизматичности Бэсеску совершенно неизвестная населению «Партия национального единства» сможет притянуть до 10% избирателей. «Это примерно шесть мандатов, что, возможно, поможет ДПМ создать коалицию в парламенте следующего созыва и сохранить власть», — заявил Кульминский NM.
Эксперт полагает, что критика партии Санду не даст Бэсеску дополнительных голосов, но может стать причиной разочарования правого сегмента электората, который просто не выйдет на голосование. «Это может стать довольно чувствительным для PAS и DA, для которых особенно важно мобилизовать своих избирателей», — подытожил он.