Гражданской платформе «Достоинство и правда» удалось организовать 6 сентября, пожалуй, самую массовую акцию протеста за последние годы. Активисты платформы говорят, что протесты продолжатся, пока власть не выполнит требования митингующих. Главные из них — отставка президента, правительства, а также председателя парламента и проведение досрочных выборов. Если власть не выполнит требования, протестующие намерены блокировать государственные учреждения.
Собрались
Митинг 6 сентября получился многотысячным. Люди стояли не только на центральной площади, но и в сквере Кафедрального собора. Скандальный концерт на Moldexpo, организованный мобильным оператором Unite, и сюжеты телеканалов Publika TV и Prime о неминуемом «кровавом Майдане», за которым стоит Москва, стали лучшей рекламой антиправительственной акции, хотя преследовали противоположную цель.
— Как можно жить в такой коррумпированной стране? Цены выросли, а уровень жизни упал. Я вышла на протест из-за повышения цен,— объясняла NM Зинаида, приехавшая на митинг из Кожушны.
Жительница Кишинева Вера пришла на площадь с трехлетним ребенком:
— Я вышла на площадь из-за низкого уровня жизни. Я вышла против того, чтобы семьи распадались,— мой муж работает в Германии. Я за будущее наших детей. Я не смогу все время находиться на площади, так как маленький ребенок, но буду периодически выходить.
Пенсионеры Полина Семеновна и Анатолий Павлович — она в прошлом педагог, а он бывший военный — сказали корреспонденту NM, что пришли митинговать от безысходности:
— Власти обманывают народ. Пусть они попробуют прожить на такие зарплаты, как у нас, и при таких тарифах. Они считают нас за быдло: мы живем в нищете, а они все делят кресла. Обязательно останемся до конца, чтобы убрать воров из власти!
Организаторы митинга заявили, что на площадь пришли 100 тыс. человек. И.о. главы Генерального инспектората полиции Георгий Кавкалюк в беседе с NM назвал цифру в десять раз меньше.
Так или иначе, но нынешняя акция платформы «Достоинство и правда» была беспрецедентной по численности. Участники протеста держали молдавские, румынские триколоры и флаги Евросоюза. В толпе были те, кто мечтает о том, чтобы республика стала частью соседней страны, и те, кто считает, что Молдова должна оставаться независимым государством.
Потребовали
Активисты гражданской платформы «Достоинство и правда» говорили со сцены о необходимости борьбы с коррупцией, отстранении олигархов от власти, необходимости вернуть народу захваченное государство.
— Мы можем сказать, что протестное движение зародилось после кражи миллиарда. Наши прошлые митинги имели последствия: был опубликован отчет Kroll (о том, как именно через молдавские банки был выведен €1 млрд), иностранные партнеры заморозили финансирование. Из европейской истории успеха мы превратились в захваченное государство,— заявил со сцены один из организаторов митинга политолог Игорь Боцан.
— Преступники во власти совершили самое тяжкое преступление — узурпировали власть. Они должны ответить и за социальный геноцид. За тех, кто умер из-за отсутствия нормальной медицины, из-за нищенских пенсий,— заявил активист платформы журналист Василе Нэстасе.
Едва ли не в самом начале митинга было объявлено, что он будет бессрочным: людей призвали не покидать площадь до победы. Что следует считать победой, ясно из резолюции митинга, в которой обозначены следующие требования: отставка президента и изменение процедуры его избрания с тем, чтобы глава государства избирался всенародно; отставка спикера и проведение досрочных парламентских выборов не позднее марта будущего года; создание правительства народного доверия, которое эти выборы должно организовать; деполитизация госинститутов.
Еще в резолюции содержится просьба к международным партнерам Молдовы по развитию объявить персонами нон грата в ЕС и США зампреда Демпартии Владимира Плахотнюка, президента Николае Тимофти, лидера Либеральной партии Михая Гимпу, генпрокурора Корнелиу Гурина и главу Нацбанка Дорина Дрэгуцану.
Через четыре часа после начала митинга делегацию протестующих (ее возглавлял адвокат Андрей Нэстасе) принял премьер Валериу Стрелец. Беседа состоялась на первом этаже здания правительства. Стрелец принял у митингующих список требований и заявил, что в правительстве будет создана рабочая группа, чтобы его проанализировать.
Также премьер предложил встретиться через час в минсельхозе для переговоров. Это предложение не устроило организаторов митинга — Валериу Стрельцу пришлось заседать в отсутствие контактной группы, сформированной «Достоинством и правдой». Во время этого совещания премьер сообщил, что у него есть план, как удовлетворить требования протестующих. Совместными действиями с представителями платформы можно создать хороший климат для развития страны, отметил Стрелец, выразив надежду на скорую встречу без ультиматумов.
На вопрос NM, считает ли он, что необходимо расследовать влияние Влада Плахотнюка на государственные структуры, Стрелец ответил уклончиво: «Правительство должно решить, какие требования легитимны, а какие — нет».
Президент Николае Тимофти и спикер Андриан Канду, которых протестующие также хотели бы видеть, чтобы передать им свои требования, на призыв так и не отреагировали.
Арестовали
Параллельно с митингом на площади проходила еще одна акция протеста. Ее организовал лидер партии «Наш дом — Молдова» экс-депутат парламента Григорий Петренко. Петренко и его сторонники собрались у здания Академии наук Молдовы в 12:00. Они скандировали лозунги «Долой воров!», «Плахотнюк — в тюрьму!». Григорий Петренко называл приостановление решения о повышении тарифов на газ и электроэнергию «нашей общей победой».
Около 13:00 Петренко и несколько сотен его сторонников направились к центру. Но на площадь не пошли. Конечной точкой их извилистого маршрута оказалась Генпрокуратура, к зданию которой колонна протестующих вышла с улицы Александру чел Бун. Протестующие попытались прорваться к дверям здания. Некоторым это почти удалось. Однако полиция довольно быстро оттеснила их от входа. Вскоре к Генпрокуратуре подтянулся и полицейский спецназ.
В какой-то момент между силовиками и участниками акции протеста произошла потасовка. У прокуратуры были задержаны трое участников акции — Григорий Петренко, Павел Григорчук и Михаил Амерберг. Позже стало известно, что они арестованы на трое суток. В рюкзаке Григорчука были обнаружены цепи и навесные замки с ключами. Как он собирался все это применить — заблокировать двери прокуратуры снаружи или закрыться изнутри,— неизвестно. Попытка разбить у прокуратуры палаточный городок также не увенчалась успехом — помешала полиция.
Один из участников этого протеста, настоявший на анонимности, сказал NM, что намерение обосноваться у прокуратуры для него стало неожиданностью. По его словам, изначально планировалось, что колонна пройдет мимо здания и направится на центральную площадь.
Обосновались
Ближе к вечеру протестующие разбили на площади палатки. Сначала их было около двух десятков. Но потом палаточный городок вырос: когда стемнело, палаток на площади было уже больше полусотни.
— Это теперь место нашего постоянного протеста,— пояснил NM Василе Нэстасе.
Нэстасе также отметил, что по требованиям, которые перечислены в резолюции митинга, никаких компромиссов с властями быть не может: «Они должны быть выполнены, и точка. Это не обсуждается». По его словам, теперь ситуация иная, чем была во время предыдущих протестов.
— Площадь дала нам легитимность. Нас уполномочил народ. Мы давали властям время выполнить требования, звучавшие на прошлых митингах. Они ничего не сделали. Если проигнорируют и сейчас — выведем людей и будем блокировать государственные здания. Парламент, например,— сказал он.
На вопрос NM о том, что за партия может быть создана активистами «Достоинства и правды» и как она будет называться, Василе Нэстасе ответил: «Может, будет называться „Партия Великого национального собрания“, а может, „Партия Великого национального собрания — Достоинство и правда“». Эта партия, по его словам, может быть временной — «очистит власть от коррупции и уйдет». Он также сказал, что лидеры платформы не будут против, чтобы будущую партию возглавила экс-министр просвещения Майя Санду.
— Мы согласны, чтобы Санду ее возглавила. Мы хотим, чтобы таких, как Санду, среди нас было как можно больше,— отметил Василе Нэстасе.