«В бандитском стиле». Анна Урсаки рассказала свою версию ночного обыска в квартире ее отца
6 мин.

«В бандитском стиле». Анна Урсаки рассказала свою версию ночного обыска в квартире ее отца


Адвокат Анна Урсаки утверждает, что проведенный «в бандитском стиле» обыск в квартире ее отца был нужен прокурорам, чтобы приобщить к делу аудиозаписи, полученные в результате незаконной прослушки ее разговоров с политиками и гражданскими активистами. По словам Урсаки, эти записи нужны для запугивания свидетелей, которых хотят заставить молчать. Сама она, по ее словам, сейчас находится в одной из стран Евросоюза, где ее уже считают «не только борцом с режимом, но и его жертвой».

Анна Урсаки дала во вторник, 22 ноября, пресс-конференцию по Skype в связи с обыском, проведенным прокуратурой поздно вечером в понедельник в кишиневской квартире, где сейчас живут ее отец и сын.

Ночь, обыск, записи, улики

newsmaker.md/rus/novosti/smi-v-kvartire-advokata-anny-ursaki-provoditsya-obysk-28487
 

Обыск начался после 22:00, проводили его прокурор Думитру Штефырцэ и трое в штатском. Около полуночи информация об этом появилась на интернет-порталах, которые считаются близкими Демпартии. В частности, today.md сообщил, что в результате обыска были найдены «компрометирующие материалы», которые отец Урсаки якобы собирался отвезти в Минск.

По информации портала, среди этих материалов были аудио- и видеозаписи разговоров с судьями, прокурорами и политиками, в том числе, с лидером «Нашей партии» Ренато Усатым, председателем партии «Платформа Достоинство и правда» Андреем Нэстасе, лидером партии «Правые» Анной Гуцу и другими. Кроме того, как сообщили СМИ, была найдена специальная техника для проведения незаконных аудио- и видеозаписей. 

Анна Урсаки сообщила на пресс-конференции, что ее отец и сын действительно отправились сегодня в Минск. В Белоруссии, по словам адвоката, ее сын должен пройти лечение в специализированной клинике. Урсаки предположила, что о планах отправиться в Минск прокуроры узнали в результате «незаконной прослушки ее родственников». Адвокат также утверждает, что обыск был проведен с нарушениями законодательства.

По словам Урсаки, полицейские отключили в доме электричество, из-за чего ее отец был вынужден выйти из квартиры, в которую таким образом вошли правоохранители. «Обыск начали, не дождавшись адвоката, хотя, согласно закону, они должны были ждать его прихода как минимум два часа. К тому же обыск проводился после 22:00 часов, что является нарушением. Кроме этого, у них не было решения судьи. О понятых даже говорить не приходится, их тоже не было», – рассказала Урсаки.

По информации портала Omega, обыск проводился на основании постановления, подписанного прокурором Штефырцэ. В документе говорится, что в квартире отца адвоката, Константина Урсаки, находятся «электронные средства коммуникации, с помощью которых передается и получается важная информация по уголовному делу».

«Постановление о проведении обыска составлено на основании принципа пропорциональности между правами и свободами человека, гарантированными законом, и необходимостью проведения процессуальных действий. Согласно указанному принципу, права человека не являются абсолютными, а их соблюдение должно оцениваться в контексте более широкого общественного интереса», – говорится в постановлении прокурора. 

По словам Урсаки, из квартиры ее отца были изъяты компьютер, ноутбук и два планшета, но никаких записей там не было. По ее мнению, прокуроры хотят выдать за улики, якобы найденные у нее, записи, которые были получены в результате незаконной прослушки ее разговоров. Урсаки считает, что эти записи нужны для запугивания свидетелей, которых таким способом пытаются заставить молчать.

Адвокат заявила, что на нее оказывается давление, так как она располагает серьезными уликами, в частности, по делам бывшего сотрудника госпредприятия Poşta Moldovei Сергея Чеботаря, «группы Петренко» и Вячеслава Платона. Урсаки также обратилась к Союзу адвокатов с призывом выступить с реакцией по ее делу.

Она сказала, что не доверяет молдавской системе правосудия и поэтому сейчас сотрудничает с «органами расследования стран ЕС». По словам Урсаки, она возвратится в Молдову, когда завершит запланированные в ЕС встречи. Анна Урсаки подчеркнула, что в ЕС ее уже считают не только «борцом с режимом, но и его жертвой». А в ЕС, добавила она, к этому относятся очень серьезно.

Что говорят юристы

В пресс-службе Генпрокуратуры NM посоветовали обратиться за комментарием по этому поводу к главе Прокуратуры по борьбе с организованной преступностью и особым делам Николаю Китороаге. Он попросил перезвонить позже, сказав, что находится на заседании. Однако после этого Китороага на неоднократные звонки NM не ответил.

Председатель Союза адвокатов Молдовы Нина Лозан сообщила NM, что 25 ноября состоится заседание совета адвокатов, в повестке которого есть вопрос о ситуации вокруг Анны Урсаки. «Только после его рассмотрения я смогу что-либо сказать по этому поводу», – сказала Лозан.

newsmaker.md/rus/novosti/advokatu-pokazali-delo-prokurory-potrebovali-aresta-anny-ursaki-28204
 

В этот же день, отметим, должно состояться заседание суда, на котором будет рассматриваться запрос прокуроров об аресте Анны Урсаки в связи с выдвинутыми против нее обвинениями по делу об убийстве 19-летней давности. Если суд удовлетворит запрос прокуроров, Урсаки объявят в международный розыск.

По мнению координатора программ Amnesty International в Молдове Игоря Стойки, процедура обыска в квартире отца Анны Урсаки вызывает много вопросов. «Согласно Уголовно-процессуальному кодексу, судья ночью дает распоряжение о проведении обыска, если уголовное дело связано с особо опасным преступлением против государства и общества, например, если речь идет о терроризме или хранении взрывчатых веществ, то есть дело не терпит отлагательств. Но это должно быть письменно мотивировано», – сказал юрист.

Что касается записей, добавил он, сейчас никто не может сказать, что они незаконные. «Этот факт может определить только соответствующая экспертиза, которая займет, как минимум, месяц», – уточнил Стойка.

Глава неправительственной организации «Юристы за права человека» Виталие Нагачевски отметил в беседе с NM, что обыски в неотложных случаях могут проводиться в любое время суток. «Мне не известны основания прокуроров в данном случае, но законодательство предусматривает, что в ситуациях, не терпящих отлагательств, обыск может быть проведен на основании мотивированного постановления прокурора без санкции судьи по уголовному преследованию», – пояснил он.

Нагачевски также отметил, что действия правоохранительных органов можно обжаловать. «Если будет доказано, что обыск провели с нарушением законных прав, доказательства, полученные в результате обыска, могут быть признаны недействительными», – уточнил Нагачевски.

Имя адвоката Анны Урсаки стало широко известно после того, как она стала заниматься громкими делами и открыто выступать против первого зампреда Демпартии Владимира Плахотнюка. Адвокат Урсаки, в частности, представляет сторону защиты в делах «группы Петренко», лидера «Нашей партии» Ренато Усатого, бизнесмена Вячеслава Платона и других. Кроме того, Урсаки была активной участницей антиправительственных протестов, организованных платформой «Достоинство и правда» и «Красным блоком» Григория Петренко, и сама публично неоднократно критиковала действующую власть, а также первого зампреда Демпартии.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: