«В Польше при населении 40 млн человек — 2400 примэрий, а в Молдове тысяча примэрий на 3,5 млн»
6 мин.

«В Польше при населении 40 млн человек — 2400 примэрий, а в Молдове тысяча примэрий на 3,5 млн»


 

Директор Информационного центра для местных властей Томаш ХОРБОВСКИ рассказал NM, почему для Молдовы так важна децентрализация и о том, какие возможности она открывает для местных властей и для страны.

В каком году в Польше была проведена реформа по децентрализации?

Сразу после того, как Польша перестала быть под коммунистической властью. В течение 180 дней новое руководство начало первый этап децентрализации. Она закончилась реформой управления, которая была внедрена в 1999 году. Но фундамент был заложен сразу.

Почему так важна децентрализация?

Это создание системы, которая передает полномочия сверху вниз. Не только полномочия, но и ответственность, и бюджет. Для меня децентрализация — очень хороший инструмент модернизации. Если мы хотим модернизировать Молдову — нужна децентрализация.

В Польше мы построили настолько сильные местные органы власти, что сегодня 70% европейских средств осваиваются на местах. Это деньги, которые по разным программам приходят в Польшу из Евросоюза. Местные органы власти способны привлекать средства и отвечать за развитие на местном уровне. И это очень важно.

Еще они взяли на себя ответственность за систему образования. В 1989 году Польша по уровню образования в различных рейтингах была на очень низком месте. Все изменилось благодаря децентрализации. Сейчас страна по рейтингу PISA (Programme for International Student Assessment — Программа международной оценки системы образования) находится в десятке по различным показателям. О чем это говорит? О том, что уровень образования выровнялся. Благодаря децентрализации за школы теперь отвечают местные органы власти. У них бюджет, на них ответственность. И они хотели повысить уровень образования.

Много ли проектов внедряют местные власти?

Очень много. Это, конечно, инфраструктурные проекты: дороги, садики, водоснабжение, канализация — прежде всего то, за что отвечают местные органы власти. Децентрализация дала возможность произойти модернизации.

В Молдове очень долго готовили реформу по децентрализации и, вроде, начали ее. Идет процесс?

На мой взгляд, чтобы осуществлять децентрализацию, нет политического решения, политической воли.

Центральная власть не хочет отдавать полномочия?

Не хочет, конечно!

А в чем проблема? Они боятся чего-то или просто хотят все контролировать?

Централизация — очень хороший инструмент влияния. Это понятно. С политической точки зрения, отдать этот, скажем так, инструмент мобилизации избирателей, очень опасно. Политическим силам это невыгодно.

Вы работаете в Молдове с местными властями. Задача в том, чтобы объяснить им плюсы децентрализации или научить отстаивать собственные права?

Направлений несколько. Мы пытаемся поддерживать тех, кому хочется изменений на местном уровне. Делаем это через разные тренинги, поддержку. Используем то, что мы называем «конкурс малых грантов». Предоставляем финансовые возможности организациям, местным органам власти. Думаю, что местные органы власти это те, на кого мы должны полагаться, когда думаем о развитии Молдовы. Это они развивают страну, потому что остались в своих регионах и делают свою работу. Мы даем им финансовые возможности, чтобы проводить изменения.

В Молдове все же отсутствует децентрализация власти.

Отсутствует.

Могут ли местные власти что-то изменить в этих условиях, если будут проявлять инициативу и активность?

Могут, конечно, потому что есть много возможностей. Но придет время, когда ты, развивая свое село, регион или город, столкнешься с проблемами, которые невозможно решить на местном уровне. Допустим, в большинстве регионов Молдовы есть проблема с мусором. Как с ним работать? Жители ждут, что примар решит эту проблему. Многие из них хотят это сделать. Но проблема мусора не решается на местном уровне.

Почему?

Потому что это не проблема одного села. Мы решаем ее на региональном уровне и на уровне страны. Значит, даже если человек активен на местном уровне, пытается что-то делать, решать вопросы, все равно в какой-то момент он сталкивается с проблемой, которую невозможно решить на местном уровне.

А может ли польский примар на местном уровне решить вопрос с мусором?

Может. Потому что у нас для этого есть законодательство. Разработана система и стратегия. Государство издает закон, местные органы власти на уровне областей разрабатывают стратегию, и потом примэрии, которые решают вопрос на локальном уровне, включаются в эти стратегии. В Польше есть законодательная база, которая дает возможность энтузиастам, лидерам на местном уровне решать местные вопросы.

Это благодаря децентрализации?

Да, благодаря децентрализации.

Насколько в Польше децентрализация дает регионам финансовую свободу?

Она ее дает, потому что налоги остаются на местном уровне. Значит, регион не зависит от того, получит ли он деньги из Варшавы. Примар в Польше не зависит от Варшавы. Он получает финансирование по закону. Определенная часть налогов остается ему, и он может ими самостоятельно распоряжается. Закон обязывает его решать вопросы образования, здравоохранения, дорог, уборки мусора, окружающей среды, детских садиков. Как он будет решать эти вопросы — его дело.

И он за это отвечает перед избирателями.

И перед законом.

Могут ли местные власти стать инициаторами ускорения внедрения стратегии децентрализации. Могли бы повлиять на это на местах?

Они должны. Но что означает децентрализация в Молдове? Что вместо тысячи примэрий останется двести. И это большая проблема, потому что не все примэрии заинтересованы в укрупнении. Это стресс. Допустим, есть село с примэрией, где работают несколько человек. И вдруг оказывается, что в этом селе примэрии больше не будет, а будет где-то в другом месте, одна на несколько сел.

У нас в Польше при населении 40 млн человек 2400 примэрий. В Молдове одна тысяча примэрий на 3,5 млн. Опыт Польши доказывает, что так намного эффективнее. Наша примэрия — это не одно село и одна примэрия. К примэрии могут относиться 30 сел. Такая есть возле Варшавы — 30 сел, 8 тыс. жителей. Бюджет — 10 млн евро. Эта примэрия смогла взять кредит 5 млн евро, чтобы построить детский сад, потому что они считают, что это инвестиция в будущее. Они построили самый современный садик в Польше и благодаря этому привлекают к себе хороших жителей. Хорошие жители — кто это? Это те, которые платят высокие налоги.

Сколько сотрудников в этой примэрии?

Шестьдесят. Не сравнить с Молдовой. Поэтому я и говорю, что под децентрализацией надо понимать модернизацию, улучшение условий жизни. Многие жители Молдовы бывали в Евросоюзе, и они знают, какой там уровень жизни. Некоторые говорят, что в Молдове это невозможно. В Польше, в начале 90-х, тоже так говорили. Это очень хорошее оправдание ничегонеделанию – у нас это невозможно, и ладно. Децентрализация — это ответственность примара и людей, которые его проверяют, следят за тем, что он делает и насколько хорошо выполняет свои обязанности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: