В Румынии — очередной виток политического кризиса. Поводом стал подготовленный минюстом пакет законов по реформированию судебной системы. Согласно планам правительства и правящих социал-демократов, руководство прокуратуры и Национального управления по борьбе с коррупцией (DNA) будет назначаться не президентом, а министром юстиции. Глава государства Клаус Йоханнис назвал это атакой на правовое государство, а общественники объявили о начале массовых протестов.
Пакет законопроектов по реформированию судебной и правоохранительной системы представил в среду, 23 августа министр юстиции Румынии Тудорел Тоадер. Согласно предложенным поправкам, президент будет лишен права назначать руководство прокуратуры и Нацуправления по борьбе с коррупцией.
Если эти инициативы будут утверждены, главных прокуроров и руководство DNA будет назначать министр юстиции по согласованию с Высшим советом магистратуры. Под контроль минюста также переводится Судебная инспекция — орган по борьбе с коррупцией в судебной сфере. Ранее этим тоже занималось DNA.
Другим нововведением может стать то, что мандат главных прокуроров увеличивается с трех до четырех лет. Это означает, что прокуроры, которых назначит подконтрольный социал-демократам минюст, сохранят свои должности и после следующих парламентских выборов независимо от того, сохранит СДПР власть или нет.
Президент Клаус Йоханнис назвал происходящее атакой на правовое государство. Против реформы выступили и представители прокуратуры, DNA и судебной системы. Пропрезидентская Национал-либеральная партия и другие оппозиционные силы объявили о намерении противостоять этим планам. А общественники объявили о начале массовых акций протеста.
Прибывший в четверг, 24 августа, с официальным визитом в Бухарест президент Франции Эммануэль Макрон тоже раскритиковал реформу. Он заявил, что нововведения не способствуют борьбе с коррупцией» и призвал правящую партию сдать назад. Разъяснений от Бухареста ждут и в Брюсселе.
Это не первая попытка правящих социал-демократов вмешаться в работу правоохранительной и судебной системы страны. Ранее Социал-демократическая партия неоднократно обвиняла DNA в том, что деятельность антикоррупционного ведомства носит избирательный и политический характер и направлена в первую очередь против их партии.
Фигурантами уголовных дел, связанных с коррупцией, за последние годы стала практически вся верхушка СДПР. Уголовное дело на бывшего лидера социал-демократов Виктора Понту было заведено, когда он был премьер-министром страны. А его преемник на посту лидера СДПР Ливиу Драгня не смог занять пост премьера по причине того, что ранее получил условный срок за коррупционные преступления.
Имидж «партии коррупционеров» не помешал социал-демократам убедительно победить на последних парламентских выборах. Получив контроль над законодательной властью и назначив свое правительство они попытались провести поправки об амнистии и декриминализации ряда «нетяжких» коррупционных преступлений. Под амнистию попали бы и некоторые функционеры СДПР.
Категорически против планов социал-демократического правительства тода выступил президент Йоханнис. Критика прозвучала из Брюсселя и Вашингтона. А на улицы румынских городов вышли сотни тысяч протестующих.
В итоге под давлением протестов и Брюсселя социал-демократы были вынуждены отступить: постановление правительства было отменено, а кабмин — отправлен в отставку и сменен на новый. Однако надежд взять под контроль правоохранительную систему социал-демократы, судя по всему, не оставили.
Европарламентарий от Румынии, экс-министр юстиции Моника Маковей считает, что предлагаемые нынешним правительством поправки — «фатальны для юстиции и страны» и нарушают обязательства Румынии перед ЕС.
Депутат румынского парламента от оппозиционного Союза за спасение Румынии, политолог Кристиан Гиня высказался еще жестче: «Если бы у Румынии были законы, предложенные Тудорелом Тоадером, нас бы никогда не приняли в ЕС».