А Виорел Морарь «против». Как два дела Стояногло объединили в одно. Репортаж NM из суда

В суде Буюкан 27 сентября прошло сразу два заседание по делам отстраненного от должности генпрокурора Александра Стояногло. В первом речь идет о незаконной выплате пособия по увольнению экс-главе Прокуратуры по борьбе с оргпреступностью Николаю Китороагэ, во втором — о «вмешательстве в личную жизнь» экс-главы Антикоррупционной прокуратуры Виорела Мораря. Как судебное заседание «превращалось в центральный рынок», и почему дела объединят — в репортаже NM.

Дело о пособии Китороагэ

На заседании, посвященном делу Китороагэ, начали слушать свидетельские показания. Первой выступила замглавы отдела кадров Генпрокуратуры Анна Цыгэу. Именно она готовила проект указа о выплате пособия Китороагэ. Ее допрос растянулся на полтора часа. Адвокаты Стояногло и прокурор Виктор Фуртунэ периодически обвиняли друг друга в давлении на свидетеля. Фуртунэ даже посетовал, что из-за адвокатов Стояногло «заседание превращается в центральный рынок»

Цыгэу рассказала, что работает в отделе кадров Генпрокуратуры с 2009 года, а с 2018 года является замглавы отдела. По ее словам, заявление об увольнении Китороагэ поступило к ней от начальницы отдела кадров Марии Кобзарь. (Кобзарь, отметим, тоже проходит обвиняемой по этому делу). Цыгэу рассказала, что на момент подачи заявления об увольнении Китороагэ был отстранен от должности из-за того, что проходил обвиняемым по уголовному делу. Она отметила, что для того, чтобы его уволить, нужно было сначала восстановить Китороагэ в должности, а потом составить рапорт об увольнении. Свидетель не смогла вспомнить, кто именно восстановил его в должности: «Не помню, но думаю, что это я сделала».

Также она рассказала, что знала о том, что прокуроры, фигурирующие в уголовном деле, не имеют права на получение пособия. По ее словам, решающим в этом вопросе для нее стала резолюция «домну Александра [Cтояногло]». В ответ на просьбу адвокатов она уточнила, что на заявлении Китороагэ Стояногло написал от руки «de acord» [согласен — NM]. Конкретного указания на то, чтобы выплатить пособие, в резолюции генпрокурора не было. Также она рассказала, что и другие генпрокуроры: Валерий Гурбуля и Валерий Зубко — писали краткие резолюции на документах: «на рассмотрение», «согласен», «не согласен».

Свидетель не дала четкого ответа на вопрос, обсуждала ли она с Марией Кобзарь то, что Киторагэ не может претендовать на пособие из-за того, что фигурирует в уголовном деле. Анна Цыгэу предположила, что Мария Кобзарь должна была знать об уголовном деле. «Прямого указания от главы отдела — выплатить, несмотря на уголовное дело,  не было», — сказала она. На уточняющие вопросы адвокатов она ответила, что по должностной инструкции должна уведомить начальство о нестыковках, которые обнаруживает во время работы. Но четкого ответа на вопрос, обсуждали ли они с Кобзарь эту деталь, она не дала, отметив, что не помнит.

«Кто должен был проверить законность оснований из заявления Китороагэ: генпрокурор Стояногло, Мария Кобзарь, или вы?» — уточнил у нее адвокат Стояногло Василий Гафтон. Свидетель ответила, что, по ее мнению, проверить законность должна была глава отдела.

«Все мы смертны»

Вопросы к свидетелю возникли и у Стояногло. «Простите, что беспокою, понимаю, ваше эмоциональное состояние, но мне нужны некоторые уточнения», — начал он. Стояногло спросил, было ли заявление Китороагэ написано от руки или напечатано, а также — можно ли уволить человека, если он отстранен от должности.

Свидетель рассказала, что заявление Китороагэ было напечатано, а уволить отстраненного прокурора нельзя. Судья Александр Негру уточнил, были ли какие-то основания для того, чтобы восстановить Китороагэ в должности. Цыгэу ответила, что не помнит, было ли какое-то обращение Антикоррупционной прокуратуры по этому поводу.

Когда Цыгэу закончила давать показания, председатель судейской коллегии Анжела Катанэ отметила, что свидетель должна ознакомиться с протоколом показаний. Катанэ спросила, есть ли необходимость читать протокол вслух. Адвокат Гафтон поддержал предложение. «Все мы смертны», — бросил адвокат.

Вторым допрашивали начальника канцелярии Генпрокуратуры Виталия Бумбу. Прокурор Фуртунэ пояснил, что вызвал его не как свидетеля, а как специалиста. Бумбу был краток, он рассказал, что все документы, которые поступают в Генпрокуратуру, необходимо регистрировать в канцелярии, а затем в специальной информационной системе. Адвокат Марии Кобзарь Николай Марандич уточнил у него, может ли генпрокурор передать отделу кадров заявление об увольнении, которое прокурор написал в его кабинете. Эксперт ответил, что в любом случае, согласно внутреннему регламенту, письмо нужно было зарегистрировать в канцелярии. «Сколько уголовных жалоб вы подали на нарушение этой процедуры?» — уточнил у него адвокат Виктор Мунтяну. Эксперт отметил, что не подал ни одной жалобы.

На этом заседание завершили. Следующее назначили на 6 октября.

Эпизод Мораря

Через час в том же здании суда началось заседание по второму уголовному делу. По этому делу отстраненного генпрокурора обвиняют в том, что он, «используя служебное положение», получил и обнародовал информацию из телефона экс-главы Антикоррупционной прокуратуры Виорела Мораря. Речь идет о брифинге, на котором Стояногло обнародовал переписку Мораря с представителями НПО и дипмиссий. В этой переписке шла речь, в том числе, о дискредитации Стояногло.

На это заседание суда пришел и Виорел Морарь, который проходит пострадавшим по делу. А вместо прокурора Василия Плевана в суд пришла бывшая и.о. главы Антикоррупционной прокуратуры Елена Казакова. Она рассказала, что ее назначили на это дело несколько дней назад.

В свою очередь судья Наталья Патрашку рассказала, что и прокуроры, и адвокаты Стояногло подали прошения о том, чтобы «эпизод Мораря» объединили с «эпизодом Китороагэ». Все участники судебного заседания, кроме Виорела Мораря, поддержали это предложение. Морарь отметил, что, хотя закон позволяет объединить эти дела, он опасается, что рассмотрение дела затянется. «Я против», — подчеркнул он.

Все же судья Патрашку решила, что дело передадут коллегии судей, которая рассматривает «эпизод Китороагэ».

Отметим, в начале заседания адвокат Стояногло Василий Гафтон предложил приложить к делу заявления Мораря, которые он сделал для портала Anticotuptie.md. Но судья Патрашку отметила, что сначала должна решить, будет ли рассматривать это дело. В материале, на который ссылается Гафтон, Морарь рассказал, что Стояногло «не имел права обнародовать» информацию из его телефона. Морарь подтвердил, что действительно общался с представителями дипмиссий. Он считает, что действовал законно. «Было решение парламента, которое подтвердило, что государство захвачено. Я как глава Антикоррупционной прокуратуры был обязан показать прозрачность работы», — сказал Морарь. Также он рассказал, что хочет компенсацию 50 тыс. леев.

В свою очередь Стояногло считает, что Морарь не имел права общаться с представителями дипмиссия. Об этом он рассказал журналистам после заседания суда 27 сентября. «Я обнародовал информацию, которая представляет общественный интерес. Она показывает связь между прокурорами и действующей властью, НПО и иностранными послами», — сказал Стояногло. Он пояснил, что не обнародовал информацию о личной жизни Мораря, а только ту, которая касается работы прокуратуры. «Господин Морарь был прокурором, и у него не было права встречаться с представителями власти и дипмиссий без разрешения руководства прокуратуры», — рассказал Стояногло. Все уголовное дело против него Стояногло назвал «сфальсифицированным».


Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Tudor Mardei / NewsMaker

Чебану закрыли путь на Запад. Он теперь главный лидер оппозиции PAS?

Мэру Кишинева, лидеру MAN Иону Чебану запретили въезд в Румынию. NM рассказывает, как это произошло, действует ли запрет на все страны ЕС, как это отразится на предстоящей предвыборной кампании, и почему Чебану это может быть только на руку.

Как Чебану запретили въезд в Румынию

Некоторые румынские и молдавские СМИ сообщили 9 июля со ссылкой на свои источники, что мэру Кишинева, лидеру партии «Национальное альтернативное движение» (MAN) и одному из лидеров блока «Альтернатива» запретили въезд в Румынию и страны Шенгенской зоны. Другие СМИ эту информацию опровергли. А затем появилось официальное подтверждение: министерство иностранных дел Румынии сообщило, что Иону Чебану и еще двум неназванным гражданам Молдовы запретили въезд.

В блоке «Альтернатива» назвали запрет на въезд «политическим заказом режима Санду». «Сегодня по заказу властей Республики Молдова примару столицы Республики Молдова запрещен въезд в страны Европейского союза. Мы знаем, что действующий в Кишиневе режим на ближайшие дни подготовил целую серию специальных карательных мероприятий против Иона Чебана, блока Альтернатива в целом. Мы польщены столь высокой оценкой режимом Санду вклада генерального примара Кишинева в преобразование нашей столицы из депрессивного и деградирующего поселения в современный и развитый город. Мы польщены, что наш коллега и соратник Ион Чебан воспринимается нынешней властью как единственная угроза своему бездарному правлению», — говорится в пресс-релизе блока.

Ион Чебан записал видеообращение, в котором заявил, что предстоящая парламентская избирательная кампания «самая грязная», но властям «не удастся поставить его на колени». Чебан отметил, что власти таким образом «выпрашивают возврат долгов». (Дело в том, что на прошедших в Румынии президентских выборах президент Молдовы Майя Санду и правящая партия PAS открыто поддержали победившего в итоге кандидата Никушора Дана.

Почему ввели запрет?

В сообщении МИД Румынии говорится, что Иону Чебану запретили въезд по соображениям национальной безопасности. МИД не уточнил, на основании какого закона или нормативного акта принял это решение. Однако в Румынии действует постановление правительства о режиме пребывания иностранцев, один из пунктов которого как раз и позволяет запретить въезд в страну по причинам, связанным с безопасностью.

В частности, во въезде могут отказать, если международные организации (членом которых является Румыния) или специализированные учреждения по борьбе с терроризмом считают, что это лицо финансирует или поддерживает террористическую деятельность. Кроме того, в праве на въезд может быть отказано при наличии признаков связи с организованными преступными группами. Постановление также предусматривает запрет для лиц, которых обоснованно подозревают в совершении военных преступлений.

Запрет распространяется на все страны ЕС?

Решение властей Румынии не означает автоматического запрета на въезд в другие страны Шенгенской зоны, но может стать основанием для отказа. Это связано с тем, что страны Шенгена, полноправным членом которого Румыния стала 1 января 2025 года, обмениваются информацией.

Общий регламент Европейского союза о Шенгенской информационной системе (SIS) прямо указывает, что государства-члены обязаны оповещать об отказе во въезде и пребывании. Это касается случаев, когда государство приходит к выводу, что присутствие гражданина третьей страны на его территории представляет угрозу общественному порядку или национальной безопасности.

Таким образом, если МИД Румынии внес данные о Чебане в Шенгенскую информационную систему, другие страны-участницы тоже могут отказать ему во въезде. Однако регламент предусматривает возможность оспорить такое решение.

Чебан и политики Румынии

В отличии от Санду и PAS, Чебан и его партия и блок никого не поддержали открыто в недавней президентской кампании в Румынии. Но перед первым туром Чебан опубликовал фотографию с одним из кандидатов — бывшим премьером Румынии Виктором Понтой

Тогда победивший кандидат Никушор Дан раскритиковал Понту за фотографию с «агентом Кремля», после чего Понта обвинил Дана в незнании геополитических тонкостей.
В ноябре 2023 года, напомним, появилась информация о возможном объединении партии MAN и PSDE (бывшей Демпартии). Объединение якобы должна была курировать одна из системных партий Румынии — PSD. Тогда Чебан был в Румынии достаточно рукопожатным.

Майя Санду тогда даже призывала румынских мэров-партнеров Чебана «лучше изучить ситуацию в Кишиневе». Отметим, что Кишиневу выделял деньги уездный совет города Бузэу, который возглавляет член PSD. Петре Эманоил Нягу. А вот мэр румынского города Констанца Верджил Кицак отменил подписание договора о побратимстве с Кишиневом.

Но объединения партий тогда не произошло. Если вспомнить «послужной список» Чебана, он — выходец из пророссийской Партии социалистов (ПСРМ), а до того был членом Партии коммунистов. Будучи кандидатом от ПСРМ, он выиграл выборы мэра в 2019 году. За время своего членства в ПСРМ Чебан неоднократно критиковал евроинтеграцию и поддерживал евразийскую перспективу. Затем риторика Чебана изменилась. Он покинул ПСРМ, создал собственный политический проект, который объявил проевропейским. В частности, он заявлял, что представители MAN будут участвовать в собрании за евроинтеграцию, которое организовала президент Майя Санду весной 2023 года, фотографировался с флагом ЕС и предлагал всем проевропейским партиям подписать документ в поддержку евроинтеграции, аналогичный румынскому «пакту Снагова». В итоге подписание подобного пакта «За Европейский Союз» инициировал блок Impreuna. Партия Чебана пакт подписала.

Блок «Альтернатива» тоже позиционирует себя как проевропейский. На одной из первых пресс-конференций лидеры блока заявили, что «знают, что в Украине война, что язык в Молдове румынский, и что они выступают за Европейский союз».

Новый лидер оппозиции?

Эксперты считают, что запрет на въезд в Румынию сыграет на руку Чебану. Доктор политических наук Анджела Колацки предполагает, что блок «Альтернатива» постарается «выжать максимальную пользу» из запрета, и это видно уже из их первого заявления. «Они говорят, что выступают за некий „другой“ Европейский союз и некую „другую“ европейскую интеграцию. Не совсем понятно, какую. Но теперь они активнее будут давить именно на это», — сказала эксперт.

Политический аналитик Ян Лисневский тоже считает, что запрет на въезд сделает из Чебана политическую жертву, а это тактика всегда выигрышная: «В свое время это сработало и с Андреем Нэстатсе и с самой Майей Санду». Теперь, по словам эксперта, Чебан может претендовать на лидера оппозиции, создавая образ некого «мессии, который борется с властью».

При этом Лисневский отметил, что Чебан не потеряет проевропейский настрой, потому что его и так у него почти нет. «Избиратели Чебана — это в основном центристский, а не проевропейский электорат. Так что решение о запрете на въезд в Румынии только мобилизует его устойчивого избирателя», — полагает эксперт.

По его словам, чтобы избежать подобного эффекта, властям надо больше объяснять свои решения, особенно когда речь идет о каких-то запретительных мерах.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!
Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: