«Дело Платона» живет. Задержаны еще двое сотрудников Moldindconbank
|
Двое сотрудников центрального филиала Moldindconbank были сегодня задержаны по подозрению в причастности к незаконному выводу денег из Banca de Economii. Об этом порталу Deschide рассказал глава Антикоррупционной прокуратуры Виорел Морарь.
Прокурор не назвал ни имен, ни должностей задержанных. Однако, согласно источникам Deschide, речь идет о директоре филиала и главном бухгалтере отделения.
Неделей ранее правоохранительные органы задержали двух других сотрудников Moldindconbank –заместителя главного бухгалтера Аллу Гащенко и бывшего первого вице-президента банка Виталие Грозу.
Задержаниям тогда предшествовали обыски, проведенные сотрудниками Антикоррупционной прокуратуры вместе с работниками Национального центра по борьбе с коррупцией в пяти компаниях, у физлиц и их администраторов, а также в коммерческих банках Victoriabank, Moldindconbank, Moldova Agroindbank и в страховой компании ASITO.
Тогда же было объявлено о выдаче ордера на арест бизнесмена Вячеслава Платона, который тут же был объявлен в международный розыск и уже через несколько часов задержан на Украине.
По версии следствия, некоторые юрлица, которых через своих людей контролировал Платон, получали необеспеченные кредиты, которые позже погашались за счет средств BEM. Кредиты брали с 2011 года, а погасили в ноябре 2014 года. Речь идет о более чем 800 млн леев. Деньги из Молдовы, по словам прокуроров, выводили в другие страны, в частности в Латвию и Великобританию.
Глава Антикоррупционной прокуратуры Виорел Морарь отметил, что следствием установлена связь между кражей миллиарда из BEM и транзитом денег через один из банков за счет судебных решений. Название банка он не уточнил. Ранее пресса писала о транзите через Moldindconbank десятков миллиардов долларов из России. Контроль над банком приписывают Вячеславу Платону, хотя сам он это всегда отрицал.
Подписаться на NM Espresso
Ежедневный дайджест главных новостей Молдовы на вашей почте
Заявление президента Майи Санду о ее поддержке объединения Молдовы с Румынией в случае референдума вызвало бурю эмоций и шквал комментариев: от «ничего нового» до требования об отставке за госизмену. NM разбирался, как это заявление Санду повлияет на ее политическую репутацию и на унионистское движение.
Резонансное заявление
Майя Санду, отвечая 11 января на вопрос ведущих британского подкаста The Rest Is Politics об объединении Молдовы с Румынией, сказала: «Если бы состоялся такой референдум, я бы проголосовала за объединение с Румынией: « Посмотрите, что сегодня происходит […] Малой стране сложно выживать как демократии и противостоять России». При этом Санду отметила, что, согласно опросам, в Молдове сейчас нет большинства населения, которое поддержало бы объединение с Румынией. «Зато многие поддерживают путь в ЕС. Эта цель реалистична и помогает нам выжить и сохранить демократию», — добавила Санду.
Заявление Санду об унири вызвало шквал комментариев — и критических, и хвалебных. Так, экс-депутат от партии PAS Василе Шоймару допустил, что у президента Санду есть все шансы стать вторым Александром Ионом Кузой (первый правитель объединенных княжеств Молдова и Валахия). Поддержал Санду и посол Молдовы в Румынии Виктор Кирилэ, завершающий свой мандат в конце января: «Между нашими государствами нет более прочного и нерушимого моста, чем наша румынская идентичность».
С резкой критикой заявления Санду выступили Партия коммунистов (ПКРМ) и Партия социалистов (ПСРМ). Социалисты потребовали отставки президента и призвали Генпрокуратуру и СИБ изучить ее заявление на признаки госизмены. Коммунисты назвали заявления Санду нарушением президентской присяги и превышением полномочий, указанных в Конституции страны.
Впрочем, заявление Санду не понравилось не только пророссийской оппозиции. Так, активист Виталий Спринчанэ задался вопросом, почему власть вместо «призрака объединения» не продвигает проекты сотрудничества, выходящие за рамки этнических, языковых или религиозных границ. А историк, бывший постпред Молдовы в ООН и Совете Европы Алексей Тулбуре отметил, что заявление Майи Санду об унионизме «вызывает вопросы даже у внешних партнеров Молдовы: «Мы предоставляем [Молдове] миллиарды на развитие как независимого и суверенного государства, а они мечтают о его ликвидации —подумают европейцы».
Наш президент — унионист?
На самом деле это не первое «унионистское» заявление Санду. Она не скрывала своего мнения по вопросу объединения Молдовы и Румынии. Еще в 2016 году Санду говорила, что проголосовала бы «за» на референдуме об унире. «Я проголосую за объединение [Молдовы и Румынии], если будет организован референдум. Почему бы нам не задуматься о практических вопросах: едином пространстве мобильной телефонной связи, единой ширине железнодорожной колеи», — заявила тогда Майя Санду в эфире PRO TV Chişinău.
Правда, в 2016 году Санду еще не была президентом страны. В должности главы государства она занимала более сдержанную позицию и говорила об объединении общества и проевропейском консенсусе. Сделала ли президент резкий шаг вправо? Эксперты склонны считать, что нет. «Санду в этом плане последовательна и всегда отвечала на вопрос об унионизме одинаково: что в 2016, что в 2026 году. От того, что она стала президентом, она не перестала быть Санду», —считает доктор политических наук Анжела Колацки.
Политолог Ион Тэбырца отметил, что заявление президента — это ее «гражданская позиция», и не стоит искать в нем скрытых смыслов. Кроме того, эксперты считают, что это заявление не сильно повлияет на политический имидж Санду, но может придать некоторый импульс унионистскому движению.
Унионизм ждет ренессанс?
СЗа 10 лет после первого заявления Санду об объединении изменился не только ее статус, но и уровень поддержки унионизма в обществе. Он вырос практически в два раза. Если в 2016 году, в случае референдума об объединении с Румынией, «за» готовы были проголосовать 15,6% респондентов (опрос БОМ), то в 2025 году — уже 33,4%.
NewsMaker
При этом рост популярности идеи унири не привел к росту рейтинга партий, продвигающих эту идею. Унионистские партии не популярны на выборах в Молдове. По мнению Колацки, причина этого — «дикредитация лидеров унионистского движения». Теперь же, после заявления Санду унионизм может получить некоторый импульс: «В 2026 году, году без общенациональных выборов, политические партии будут переосмысливать идеи и видения. 2026 год станет годом идей, и у унионистов есть шанс поймать волну». Однако одного лишь импульса недостаточно. Эксперты считают, что унионистскому движению для реального роста необходим сильный лидер.
После парламентских выборов 2025 года в парламент вновь вошли политики, продвигающие унирю. Так, лидер вошедшей в парламент партии «Демократия дома» Василий Костюк — последовательный сторонник объединения Молдовы с Румынией. Но в предвыборной кампании его партия сделала акцент не на «объединении», а на критике действующей власти. Сам Костюк позиционирует себя как суверенист, трампист и консерватор. Вообще среди унионистов много сторонников консервативных взглядов, как и среди пророссийских партий. Однако полагать, что унионистам удастся «перетянуть» на свою сторону всех консерваторов, в том числе и пророссийских, наивно, полагают эксперты. «Все-таки геополитический фактор никуда не денется. Унионисты в основном проевропейцы», — отметила Анжела Колацки.
Учитывая проевропейскость унионистов, большинство из них голосуют за PAS и Санду. И пока предпосылок для появления другого сильного лидера унионистского движения нет, считают эксперты.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.
Хотите поддержать то, что мы делаем?
Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.