Лидеры блока ACUM подозревают, что власти отравили их ртутью. Что на это говорят демократы


Лидеры блока ACUM Майя Санду и Андрей Нэстасе подозревают, что их отравили тяжелыми металлами. На пресс-коференции 21 февраля Санду и Нэстасе сообщили, что стали «мишенью для атак властей, которые хотят их смерти». Пресс-секретарь ДПМ Виталий Гамурарь назвал заявления оппозиции «очевидно необоснованными», а демократ Сергей Сырбу сообщил, что тоже отравлен «обманами и фальсификациями».

Лидеры партий «Действие и солидарность» (PAS) и «Платформа Достоинство и правда» (DA) Майя Санду и Андрей Нэстасе рассказали журналистам, что обратились к врачам из-за проблем со здоровьем. Анализы обоих показали отравление тяжелыми металлами, в том числе и ртутью. «Я прошла лечение, и уровень тяжелых металлов в крови снизился. Но некоторое время спустя новые анализы показали, что он снова вырос. Врачи, с которыми я консультировалась, говорят, что естественным путем так отравиться невозможно. То же самое произошло с господином Нэстасе. У нас возникли подозрения, учитывая нападки властей, и то, как она поступает с теми, кто с ней борется», — рассказала Майя Санду.

Андрей Нэстасе поддержал коллегу, отметив, что не они одни стали жертвами отравления. «С уверенностью могу заявить, что мы стали мишенями для атак этой власти, которая желает нашей смерти. Нас отравили тяжелыми металлами, в том числе и ртутью: и меня, и госпожу Санду, господина Македона и других наших коллег», — добавил он.

Демократы отреагировали на заявления оппозиции. Так, пресс-секретарь ДПМ Виталий Гамурарь заявил ProTV, что обвинения Санду и Нэстасе связаны с приближающимися выборами. «Осталось всего несколько дней, и поэтому в наш адрес посыпались различные обвинения, очевидно, необоснованные», — добавил он.

А кандидат от ДПМ Сергей Сырбу написал на своей странице в Facebook, что последнее время «чувствовал необычную силу и энергию» и это тоже оказалось последствием отравления. «Я думал, что это адреналин предвыборной кампании, а оказалось, что это разные тяжелые металлы. Но отравлен я не металлами, а жалкой политикой этих двух персонажей. То, что делают Санду и Нэстасе, — это массовое отравление людей ложью и фальсификациями. Они ничего не добились, им нечего предложить людям, поэтому они выбрали политический цирк, который оскорбляет разум людей», — написал он.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

locals.md

В Молдове повысят минимальную зарплату. На сколько, что это значит, и почему вокруг этого разгорелись споры?

Минимальная зарплата в Молдове в следующем году может вырасти на 15% —до 6300 леев. NM рассказывает, чего требуют профсоюзы, почему эксперты говорят о негативном эффекте резкого повышения, и как вообще «минималка» влияет на бюджет и экономику.

Министерство труда и соцзащиты сообщило в конце прошлой недели, что в следующем году минимальная зарплата в Молдове может составить 6300 леев, что на 15% больше, чем в этом году.
Этот показатель «минималки» должно будет утвердить правительство и внести в проект госбюджета 2026 года. Как отметили в минтруда, такое предложение о повышении «учитывает и потребности работников, и текущие экономические и бюджетные условия».

«Оно направлено на обеспечение предсказуемости и справедливости, а также на достижение цели правительства о поэтапном увеличении минимальной заработной платы, сокращении бедности и борьбе с незадекларированным трудом», — уточнили в минтруда. И добавили, что, таким образом, за пять лет минимальная зарплата в стране вырастет на 115%: в 2021 году она составляла 2935 леев, в 2022 году — 3500 леев, в 2023 году — 4000 леев, в 2024 году — 5000 леев, в 2025 году — 5500 леев, в 2026 — 6300 леев.

Почему предложение минтруда вызвало дискуссии

В начале ноября Национальная конфедерация профсоюзов в Молдове потребовала, чтобы минимальная зарплата выросла до 8050 леев. Профсоюзы объяснили это тем, что директивы ЕС предусматривают, что в ЕС минимальная зарплата должна составлять 50% от средней зарплаты по стране, которая в Молдове составляет 16100 леев.

В то же время председатель Национальной конфедерации работодателей Леонид Череску отметил, что утверждение минимальной заработной платы в размере 8 050 леев приведет к остановке деятельности многих малых и средних , предприятий, которые составляют 90% общего числа предприятий в стране, приводит слова Череску Moldova 1.

По его мнению, предполагаемая выгода для работников повышения минимальной зарплаты до 8050 леев значительно уступает тому негативному эффекту, который создает риск банкротства предприятий.

Что говорят эксперты

Экономический эксперт IDIS Viitorul Вячеслав Ионицэ в беседе с NM отметил, что минимальная зарплата изначально использовалась как инструмент для снижения уровня теневой экономики: «Когда человек работает в частном секторе, владелец предприятия предлагает ему зарплату, которую хочет платить максимально «в черную», но меньше минимальной он платить не может», — сказал Ионицэ.

Он отметил, что в Румынии и Болгарии минимальная зарплата составляет 60% от средней зарплаты по экономике. В Молдове, уточнил эксперт, «минималка» сейчас составляет примерно 34% от средней, и поднять ее сразу до уровня 50% от средней — это много. По слова Ионицэ, недавно он разговаривал с профсоюзами и предложил план, согласно которому минимальная зарплата должна расти постепенно, чтобы к достигнуть 5-% от средней зарплаты к 2030 году, (когда, по мнению властей, Молдова должна вступить в ЕС).

По мнению Ионицэ размер «минималки» на бизнес сейчас мало влияет, но влияет на бюджетную сферу, так как около 10% работников сектора получают зарплату, соразмерную минимальной. Если ее резко повысить, ощутимо вырастет нагрузка на госбюджет. Компромиссом, по мнению Ионицэ, могла бы стать «минималка» в размере 7 тыс. леев. Для бюджета, по его подсчетам, это значило бы дополнительно около 150 млн леев. «Учитывая, что зарплаты бюджетников росли не очень сильно, и что они уязвимы, этот вариант могли бы утвердить», — считает Ионицэ.

Похожее мнение высказал экономист Думитру Викол. Он написал на своей странице в Facebook, что еще полгода назад в рамках индекса METRIX от AmCham он отмечал, что повышение минимальной зарплаты может положительно повлиять на производительность труда, но только если оно происходит постепенно. «У нас, к сожалению, рост слишком резкий», — отметил эксперт.

Он также сослался на новое исследование МВФ, связанное с минимальной зарплатой и занятостью населения. Из исследования, по словам Викола, следует три основных вывода:

– Влияние повышения «минималки» на занятость почти нулевое в краткосрочной перспективе, но становится негативным через 1–2 года.
– Резкое повышение особенно затрагивают женщин и молодежь, тогда как «небольшие корректировки легче усваиваются» (в исследовании отмечается, что повышение минимальной зарплаты благоприятствует молодым мужчинам — NM).
– Когда минимальная зарплата превышает 35% от средней зарплаты по сектору, появляются «четкие негативные эффекты для занятости».

«Вывод простой: проблема не в том, что минимальная зарплата растет, а в том, как она растет. Нам нужна предсказуемая формула, привязанная к производительности, а не резкие скачки, которые вредят именно тем, кого мы пытаемся поддержать», — резюмировал эксперт.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Похожие материалы

Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: