Максим Андреев, NewsMaker

Мариан Лупу: «Решение о кандидатуре Стурзы было принято вразрез с нормами Конституции»


Лидер Демпартии Мариан Лупу заявил, что демократы не поддержат кандидатуру Иона Стурзы, выдвинутую президентом на пост премьер-министра страны. Лупу также назвал Стурзу «кандидатом ЛДПМ» и обвинил президента Николае Тимофти в том, что месяц назад он тайно обсуждал кандидатуру Стурзы с лидером либерал-демократов Валериу Стрельцом, проигнорировав либералов, демократов и «группу Лянкэ».

«Президент предложил кандидата, у которого нет шансов. Это гарантированный провал. Это знают и понимают все. Как президент, так и кандидат понимают то, что я вам сказал», — заявил лидер Демократов на брифинге для прессы сегодня, 21 декабря. «Далее последует шоу, результаты которого можно предугадать. У кабинета Стурзы нет шансов», — добавил Лупу.

Основую часть своего 15-минутного брифинга лидер демократов посвятил обвинениям в адрес президента Николае Тимофти. «Эту кандидатуру продвигала группа со скрытыми интересами долгое время до тех пор, пока президент не уступил. Надеюсь, президент понимает, в какой игре участвует и понимает, в какую блокаду мы вступаем»,― заявил Лупу, после чего сказал, что одним из последствий выдвижения Стурзы являются, в том числе, и досрочные выборы.

«Эта кандидатура не располагает поддержкой парламента. Эти слова не мои, Стурза лично говорил, что не наберет голоса. Становится ясно, что выдвижение Стурзы — результат сговора президента и ЛДПМ. Это дает нам все основания констатировать, что цель ― тотальная блокировка страны: политическая и экономическая», ― сказал Лупу.

Затем политик рассказал более детально о том, как именно, по его информации, произошел «сговор» между Тимофти и либерал-демократами. «Месяц назад господин президент пригласил Стрельца и с ним обсуждал кандидатуру Стурзы. Стрелец одобрил. Насколько я понял, об этом стало известно и постоянному бюро ЛДПМ, они согласились с кандидатурой. Это стало сюрпризом и для нас, и для ЛП, и для Народной европейской партии», ― сказал Лупу.

Лупу заверил журналистов, что поинтересовался у президента, почему подобная встреча была организована лишь с одной партией. Президент, как отмечает политик, оставил вопрос без ответа. Далее Лупу напомнил, что в середине ноября либерал-демократы заявляли о том, что не будут участвовать в формировании парламентского большинства. По словам Лупу, все это время они вели переговоры с президентом о кандидатуре Стурзы.

Лупу несколько раз назвал Стурзу «кандидатурой ЛДПМ» и сообщил, что демократы ее не принимают. Решение, по словам политика, было принято тайно, вразрез с нормами Конституции, поэтому «демократы не будут принимать участие в консультациях с кандидатом ЛДПМ Стурзой».

Вместе с тем демократы, как уверяет Лупу, надеются на лучшее. «Выражаем уверенность в том, что до 29 января у нас будет проевропейское правительство»,― сказал в завершение брифинга лидер Демпартии.

В то же время член «Политической платформы Demnitate si Adevar» Василе Нэстасе кандидатуру Стурзы поддерживает. По мнению Нэстасе, выдвижение Стурзы — это неожиданный удар для Владимира Плахотнюка, а также свидетельство того, что за президентом стоят теперь серьезные люди. «Проголосуют за Стурзу — хорошо. Он скажет нам, кто и сколько украл. У нас будет два вызволенных из плена госинститута, останутся юстиция и клоуны Кукловода. Не проголосуют за него ― будут досрочные выборы и мы избавимся от всех и сразу»,― написал Нэстасе на своей странице в Facebook. 

 

 

Plahotniuc a luat un șut în fund de unde nu se aștepta!În spatele lui Timofti se află acum oameni serioși, la care…

Опубликовано Vasile Nastase 21 декабря 2015 г.

Похожие материалы

5
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

facebook.com/plahotniuc

Лянкэ в суде со стороны защиты. Экс-премьер рассказал о дыре в BEM, знакомстве с Шором и о том, давал ли ему указания Плахотнюк

Бывший премьер-министр Молдовы Юрий Лянкэ на заседании суда 5 января дал показания по делу о банковском мошенничестве, по которому подсудимым проходит экс-лидер Демократической партии (ДПМ) Владимир Плахотнюк.

Лянкэ был заслушан в суде в качестве свидетеля со стороны защиты. Он подтвердил, что сам является подозреваемым по делу о расследовании «кражи миллиарда», однако заявил, что готов давать показания.

Отвечая на вопросы подсудимого, экс-премьер рассказал, что кризис в Banca de Economii начал назревать из-за неэффективного менеджмента задолго до прихода к власти «Альянса за европейскую интеграцию» в 2009 году. По его словам, невозвратные кредиты без существенного залога начали выдавать еще в период 2001–2006 годов.

«В одном случае банк выдал 500 млн леев компании на разведку полезных ископаемых и природного газа. Нигде в мире банки не выделяют деньги на такие цели. Подобные расходы всегда ложатся на плечи самой компании», — пояснил он.

Лянкэ отметил, что в качестве премьера он участвовал в заседаниях Комитета по финансовой стабильности, где компетентные органы регулярно представляли информацию о состоянии банковского сектора. По его словам, «дыра» в системе ежемесячно увеличивалась на 1 млрд леев. В связи с этим он обращался к главам правоохранительных органов с просьбой расследовать ситуацию, однако никаких значимых действий предпринято не было.

В ходе заседания Юрий Лянкэ признал, что был знаком и поддерживал общение с Иланом Шором. По словам экс-премьера, их познакомил Владимир Филат, который на тот момент возглавлял Либерально-демократическую партию (ЛДПМ). Лянкэ особо подчеркнул, что его контакты с Шором имели место тогда, когда у бизнесмена еще не было репутации мошенника и преступника.

Стоит отметить, что Илан Шор считается одной из ключевых фигур в схеме «кражи миллиарда». Ранее суд признал его виновным и приговорил к тюремному заключению.

Бывший глава кабмина утверждает, что идея предоставления государственной гарантии была озвучена в Национальном банке Молдовы (НБМ). Кроме того, он неоднократно ссылался на рекомендации экспертов Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка (ВБ), которые настаивали на том, что Молдова должна сохранить Banca de Economii.

Он также сообщил, что вместе с тогдашним министром финансов Анатолом Арапу предлагал создать «банк-мост», куда государство могло бы перевести все здоровые активы из Banca de Economii, а сам проблемный банк — ликвидировать. Однако иностранные эксперты сочли, что Молдова в ее тогдашнем состоянии не способна управлять государственным банком.

Лянкэ подтвердил, что партии Альянса разделяли сферы влияния: ЛДПМ отвечала за правительство и минфин, Либеральная партия — за Нацбанк, а ДПМ — за парламент. Отвечая на вопрос о влиянии Плахотнюка, свидетель заявил, что после скандала в Pădurea Domnească в 2013 году отношения между ЛДПМ и ДПМ испортились, поэтому он считает, что подсудимый не мог отдавать указания представителям другой партии. Сам Лянкэ также подчеркнул, что не получал от Плахотнюка никаких распоряжений.

Экс-премьер также объяснил, почему решение его кабинета министров о предоставлении первой гарантии на 9,5 млрд леев было засекречено. «Это было необходимо, чтобы предотвратить панику. Ни один, даже самый стабильный банк, не справился бы, если бы 2 тыс вкладчиков одномоментно решили снять свои деньги», — резюмировал Лянкэ.

28 ноября 2025 года Антикоррупционная прокуратура завершила представление доказательств обвинения по делу Владимира Плахотнюка, по которому его обвиняют в соучастии в краже миллиарда. После этого суд перешел к доказательствам и свидетелям со стороны защиты. Суд уже заслушал восемь из 27 свидетелей защиты, среди которых бывший спикер парламента Андриан Канду.

Владимира Плахотнюка, находящегося в бегах с 2019 года, задержали в Греции в конце июля 2025 года, а 25 сентября экстрадировали в Молдову. В Кишиневе его поместили под предварительный арест в столичную тюрьму №13. Арест несколько раз продлевали.

Плахотнюк проходит обвиняемым по нескольким уголовным делам, самое громкое из которых — о краже миллиарда. По данным прокуратуры, Плахотнюк через компании, которые контролировал Шор, получил $39 млн и €3,5 млн из украденных денег. Это дело прокуратура передала в суд в июле 2023 года.

О краже миллиарда евро из трех молдавских банков — Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank — стало известно в конце ноября 2014 года. После этого Нацбанк ввел в этих банках спецуправление, а затем власти приняли решение их ликвидировать (банки до сих пор в процессе ликвидации). Тогда же Нацбанк выдал этим банкам под гарантии правительства кредиты на ту же сумму, что была украдена (примерно 14 млрд леев или по тогдашнему курсу €1 млрд). Как объяснили власти, кредиты нужны были, чтобы не допустить паники на банковском рынке. В счет этого долга правительство выпустило и передало Нацбанку гособлигации на 13,3 млрд леев под 5% годовых, которые обязалось погасить в течение 25 лет. Эти деньги власти перевели в разряд госдолга. Вместе с процентами за 25 лет эта сумма составит 24,5 млрд леев.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!
Больше нет статей для показа
5
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: