http://by24.org

Приднестровью прописали НДС: эксперты просчитали риски для экономики региона


 

Приднестровье, лишившись режима беспошлинного экспорта товаров в ЕС, может потерять 5% ВВП, а необходимая для сохранения этого режима отмена импортных пошлин на товары из Евросоюза приведет к потерям приднестровского бюджета в размере $12,4 млн, подсчитали эксперты Berlin Economics. Компенсировать потери эксперты рекомендуют реформированием налоговой системы Приднестровья и введением НДС.

Независимый консалтинговый центр Berlin Economics, занимающийся исследованиями развивающихся стран и стран с переходной экономикой, подготовил доклад «Либерализация торговли в Приднестровье. Предполагаемое влияние сокращения импортных тарифов и предложение альтернативных источников государственных доходов». В документе анализируется ситуация, связанная с возможным распространением на Приднестровье действия Соглашения о зоне углубленной и всеобъемлющей свободной торговли (DCFTA) между Молдовой и ЕС, оцениваются риски для приднестровской экономики и содержатся рекомендации по их избежанию.

В исследовании (его полную версию см. ниже) отмечается, что Приднестровье «еще в большей степени зависимо от внешней торговли, чем правобережная часть Молдовы». «Тем не менее беспошлинный доступ к важному рынку ЕС подвергнется опасности, когда временное распространение режима Автономных торговых преференций (АТП) на приднестровский регион истечет в конце 2015 года. Без этих преференций и в результате последующего удара по торговле, скорее всего, ВВП региона снизится на 5% и, таким образом, приведет к ярко выраженным экономическим трудностям среди населения»,— отмечают авторы исследования.

Чтобы избежать падения ВВП, Приднестровью, отмечается в документе, необходимо начать внедрять у себя положения DCFTA (позволяет беспошлинно экспортировать товары в ЕС, при этом снимаются ввозные пошлины на товары из ЕС.— NM): «Одним из главных препятствий является отказ приднестровских властей отменить ввозные пошлины на товары из ЕС. Приднестровское руководство в качестве аргумента приводит тот факт, что ввозные пошлины являются важным источником государственных доходов и их отмена, скорее всего, приведет к потере таких доходов, что, в свою очередь, будет сложно компенсировать с помощью других инструментов фискальной политики».

Авторы исследования проводят анализ возможных потерь в случае отмены Приднестровьем импортных пошлин для товаров из ЕС. Для прогноза импорта эксперты Berlin Economics учитывают два фактора: развитие ВВП и обменный курс приднестровского рубля. ВВП, полагают немецкие исследователи, будет снижаться как в текущем, так и в следующем году. Это связано с экономическими проблемами торговых партнеров по СНГ, прогнозами по экономическому спаду в России, Молдове и на Украине, снижением объема денежных переводов из РФ и ростом административных барьеров при экспорте через Украину.

«К тому же, чтобы удержать обменный курс приднестровского рубля по отношению к доллару США на стабильном уровне, Приднестровский республиканский банк (ПРБ) вынужден проводить ограничительную (жесткую) денежно-кредитную политику, которая, особенно в нынешних экономических реалиях, замедляет дальнейший экономический рост»,— поясняют в Berlin Economics, прогнозируя спад ВВП непризнанной республики в 2015 году на 5%, а в 2016 году еще на 2,5%.

Касаясь курса приднестровского рубля, эксперты отмечают, что на конец прошлого года российский рубль и украинская гривна по отношению к приднестровскому рублю обесценились на 40%, а молдавский лей — на 20%. ПРБ же при этом удерживал курс приднестровского рубля к доллару США (11,1 рубля за $1). «Как результат, импорт значительно подешевел, что и поддержало импортный спрос. В то же время экспортеры оказались в трудной ситуации, так как экспорт значительно подорожал»,— написано в докладе.

ПРБ, указывают авторы документа, вынужден проводить рестриктивную денежно-кредитную политику, приводящую к высоким процентным ставкам, тогда как компании и потребители нуждались бы в дешевых кредитах. По мнению немецких экспертов, обесценивание приднестровского рубля является «острой необходимостью». До конца года, говорится в докладе, рубль должен подешеветь на 15% (до 12,8 рубля за $1), а в следующем году еще на 5% (до 13,4 рубля за $1).

Таким образом, учитывая падение ВВП и обесценивание приднестровского рубля, аналитики прогнозируют спад импорта на 28%: с $1,646 млрд в 2014 году до $1,185 млрд в 2016 году. При таком прогнозе общий доход Приднестровья от ввозных пошлин сократится с $62,2 млн в 2014 году до $44,5 млн в 2016 году. При этом $13,1 млн из этой суммы придется на пошлины, полученные с импорта европейских товаров. В случае отмены Приднестровьем пошлин в соответствии с DCFTA, доход от импорта европейских товаров снизится на $12,4 млн (4,3% доходов, или 1,3% ВВП) и составит $0,7 млн (в основном с импорта европейской сельхозпродукции, пошлины на которую сохраняются.— NM). Еще через два года прогнозируется падение доходов от импортных пошлин европейских товаров до $0,4 млн.

Чтобы компенсировать потери, отмечают авторы, Приднестровье должно или сократить свои расходы, или увеличить доходы. Но поскольку в непризнанной республике уже сейчас наблюдается дефицит госбюджета, приведший к сокращению зарплат (зарплаты и пенсии урезаны на 30%.— NM), то возможности для дальнейшего сокращения государственных расходов ограничены. Увеличить доходы, полагают эксперты, можно за счет «повышения государственных доходов из уже существующих источников» или «введения новых источников фискальных доходов».

Самым крупным источником дохода приднестровского бюджета, говорится в исследовании, является налог с оборота, обеспечивший в прошлом году 24% от общих доходов бюджета — $69,1 млн при общем доходе $286 млн. За счет него, говорится в документе, можно было бы компенсировать потери.

При этом эксперты указывают на «ряд значительных недостатков» этого налога, в частности на то, что он взимается даже с убыточных предприятий и искажает конкуренцию, так как является выгодным для больших интегрированных компаний. «Все существующие налоги с валового оборота ставят в невыгодное положение малые и средние предприятия, которые несут бремя в виде этого налога каждый раз, когда они приобретают сырье или продают свою продукцию другим фирмам»,— констатируется в документе. Отмечается, что подобный налог был отменен во многих странах мира. Авторы исследования выступают «против расширения существующего налога с оборота в качестве средства компенсации потери государственных доходов от ввозных пошлин».

Компенсировать в случае отмены импортных пошлин предлагается путем реформирования налоговой системы Приднестровья и введения новых источников дохода государства. Наиболее жизнеспособным вариантом названо введение НДС, который бы постепенно заменил «старый неэффективный и деформированный налог с валового оборота».

К преимуществам НДС авторы относят его потенциальную доходность и создание равных условий конкуренции как для больших, так и для небольших предприятий: «Введение НДС и замена устаревшего налога с оборота могут стать стимулом роста малых и средних предприятий в Приднестровье. Более того, НДС обладает фактически таким же самым действием, как и ввозные пошлины, которые с момента введения НДС будут взиматься с импорта в форме НДС. Конечно, если бы ставки НДС равнялись тарифным ставкам, единственным отличием было бы название налога. К тому же НДС является, по сути, налогом на потребление. Компании получат возмещение уплаченного НДС в зависимости от их затрат […] и налоговое бремя от НДС в большой мере перемещается к конечному потребителю. Следовательно, в отличие от существующего налога с оборота, НДС был бы меньшим бременем для приднестровских компаний».

Исследователи, учитывая, что у Приднестровья практически не осталось времени до окончания действия АТП, предлагают ввести НДС в два этапа. Первый предполагает введение экспериментального НДС вместе с существующим налогом с оборота. Во время первого этапа налоговой реформы, говорится в документе, приднестровские власти должны рассмотреть ограниченное введение НДС с низкой ставкой наряду с существующим налогом с оборота, что позволит получить дополнительные госдоходы. Во время первого этапа НДС может быть введен только для больших компаний.

Второй этап предполагает постепенное расширение НДС и отмену налога с оборота. Во время него предполагается снижение порога дохода для обязательного декларирования НДС, чтобы его платили не только крупные, но и средние предприятия. Малые предприятия должны сами решать, стоит им платить НДС или нет. «Как только большая часть компаний будет включена в систему НДС, налог с валового оборота будет отменен и ставка НДС увеличится до такого уровня, чтобы доходы от НДС могли заменить предыдущие доходы, поступавшие от налога с оборота»,— поясняют эксперты.

Cтавка НДС, отмечается в исследовании, должна быть такой, чтобы получить нужный объем доходов, но не обременять бизнес. При этом предлагается предоставлять как можно меньше освобождений, поскольку упоминание о возможных налоговых льготах «провоцирует лоббирование со стороны бизнеса и других заинтересованных групп».

По расчетам Berlin Economics, налогооблагаемая база в Приднестровье в 2016 году составит $825 млн (ВВП без инвестиций.— NM). Однако при этом авторы предполагают, что 10% налогооблагаемой базы может быть освобождено от НДС в связи с тем, что это могут быть товары первой необходимости, например медицинские услуги. Кроме того, на первоначальном этапе НДС будет установлен лишь для крупных предприятий с порогом дохода около 50% ВВП. Таким образом, на первом этапе налогооблагаемая база составит $370 млн.

Чтобы компенсировать $12,4 млн потерь от снятия импортных пошлин, необходимо установить НДС на уровне 3,4%, говорится в исследовании. Но поскольку для введения НДС необходимы «значительные административные ресурсы», то низкая ставка налога неоправданна. Эксперты рекомендуют установить общую ставку НДС на уровне 7% на первом этапе введения налога, что, по приблизительным подсчетам, приведет к получению госдоходов в размере около $26 млн в 2016 году.

Каких-либо рекомендаций по ставке НДС на втором этапе в документе нет. Там лишь представлены меры по борьбе с уклонением от уплаты налогов и мошенничеством с возвратом НДС. В частности, предполагается частое заполнение деклараций НДС, введение электронных налоговых деклараций, исключительно безналичные платежи НДС и проверки.

Введение первого этапа, по расчетам Berlin Economics, может занять шесть-девять месяцев. Но для этого необходима «полная заинтересованность и отдача со стороны политиков и других заинтересованных лиц». Полноценное же внедрение НДС в Приднестровье, говорится в исследовании, может занять около полутора лет.

Приднестровье: Влияние сокращения Импортных Тарифов Рус

Похожие материалы

5
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Голоса, которые должны быть услышаны. Итоги года глазами NewsMaker 

Это был по-настоящему длинный год. Мы прожили его в головокружительном темпе: иногда не успевали закрыть один проект, как начинался следующий. Это был год, в котором мы на ходу переизобретали себя, создавали и исправляли, ездили, слушали и говорили – тогда, когда нужно было быть услышанными. Год, который не дал нам заскучать и не позволил слишком расслабиться.

Мы запускали новые проекты – и все они рождались из одной и той же потребности: лучше понять, что происходит вокруг нас, и объяснить это.

Мы запустили экономический подкаст «Есть вопросы» с Николаем Пахольницким. В нем мы искали ответы на важные для общества вопросы – у депутатов, министров, экономических экспертов и предпринимателей.

Каждую субботу Екатерина Дубасова представляла вам «Разборку» – авторский политический дайджест недели.

Вышел второй сезон «Другой Молдовы» – проекта, в котором мы объезжаем страну вдоль и поперек и (пере)открываем ее заново.

RealPolitik с Дашей Слободчиковой отметил год – это первое еженедельное ток-шоу NewsMaker, выходящее в прямом эфире.

Мы продолжили выпускать научный подкаст «Как тебе такое» с Александром Нугмановым. Потому что в мире, полном псевдообъяснений и чудодейственных решений, понимание того, как устроены вещи, становится формой заботы.


С понедельника по пятницу мы продолжали выпускать новостные бюллетени на румынском и русском языках – о том, что напрямую влияет на нашу жизнь. Мы указывали на проблемы, искали объяснения и задавали неудобные вопросы тем, кто находится у власти.

Мы запустили серию репортажей из районов Молдовы – о домах культуры, которые медленно, но неуклонно разрушаются вместе с сообществами вокруг них.

Это был и избирательный год. Несколько напряженных месяцев, когда нам пришлось быть еще более собранными: объем работы заметно вырос. Мы объехали Молдову, чтобы говорить с людьми, слушать их, узнавать, что их тревожит и каким они видят свое будущее. В день выборов мы вели прямые трансляции из избирательных участков на севере, в центре и на юге страны, включая зону безопасности, – чтобы напрямую узнать у людей, что и почему они выбирают.

Мы внимательно следили и за Приднестровьем. Объясняли причины и контекст энергетического кризиса в начале года. Ездили в села у Днестра, говорили с местными жителями и старались – без спешки и без ярлыков – дать им возможность быть услышанными. Мы сосредоточились и на Гагаузской автономии: объясняли процесс по делу башкана Евгении Гуцул, писали о политиках региона, но прежде всего – о людях в селах, которые живут с последствиями этих решений.

Мы внимательно следили за всей молдавской судебной системой – возвращением Владимира Плахотнюка, делами Александра Нестеровского, Игоря Додона, Иона Крянгэ, Константина Цуцу, Марины Таубер.

Мы не избегали чувствительных тем.

Мы опубликовали лонгрид о четырех волнах эмиграции, через которые прошла Молдова. Создали интерактивную карту истории политических партий – о том, как они раскалывались, объединялись и перестраивались до нынешнего вида. Говорили о румынском языке и о том, почему часть общества все еще называет его «молдавским». И подготовили «Словарь репрессий в Приднестровье» – честную и полную картину политических заключенных в регионе и нарушений прав человека, число которых особенно выросло после вторжения России в Украину.

Каждый день мы продолжали готовить NM Espresso – нашу утреннюю рассылку на русском, румынском и английском языках.

Мы старались по возможности избегать соблазна copy/paste из пресс-релизов. Стремились давать новостям контекст – на сайте и в новостных выпусках, а по самым важным темам выпускать аналитику. Порой приходилось «закрывать уши», чтобы не утонуть в информационном шуме, среди которого мы старались писать о действительно важном – с ракурсов, которые не всегда удобны. Мы рассматривали темы со всех сторон и старались услышать все голоса.

Еще это был год, когда мы много говорили об искусственном интеллекте и решили разработать этический кодекс его использования. Мы внимательно наблюдали, как он меняет онлайн-медиа, ускоряет процессы, но одновременно поднимает серьезные вопросы об ответственности, подлинности и смысле. Мы выбрали использовать технологии как инструмент, а не как замену мышления. Потому что журналистика – это и про скорость, но не любой ценой, а с осознанностью.

Надо признаться: конкурировать с социальными сетями сложно. Там, где нет деонтологических фильтров, где ответственность перед аудиторией – опциональна, а эмоции побеждают проверку фактов. Именно поэтому мы адаптировались – но по-своему. Мы запустили короткие видеоформаты – reels и shorts: сжатые, четкие новости длиной в минуту или даже меньше. Не для того, чтобы упростить реальность, а чтобы дойти до тех, кто потребляет информацию иначе. Мы хотим быть там, где вы, не теряя при этом наших стандартов.

Мы остались живой редакцией, а не фабрикой контента. С дискуссиями, разными мнениями и признанием ошибок, когда мы их совершаем. Остались свободной редакцией, где можно делать свою работу, сохраняя убеждения и стиль, где можно выбирать, о чем писать, и где поощряют выход за рамки. Я уверена, что для команды NM это имеет большое значение.

Мы остались медиа, которое объясняет и дает контекст. Которое говорит на румынском и русском языках в фрагментированном обществе, не углубляя этот разлом. Мы даже пригласили президента страны на смешанное интервью – на румынском и русском языках. Это был новый формат, которого я не видела нигде раньше, и мы рады, что у нас получилось.

Ваш отклик нас мотивирует. Вы писали нам, делились историями, присылали свои рассказы. Мы собирали их и публиковали на сайте – в подборках, которые, возможно, лучше всего показывают, что значит быть внимательными к людям, а не только к повестке. Ваши голоса помогли нам лучше понять, что действительно важно.

Было приятно чувствовать признание. Мы на первом месте по уровню доверия в отчете Mediaradar. Мы получили награду Tulip Awards – за вклад в защиту прав человека. А под конец года – «Золотое яблоко» от Центра независимой журналистики.

Награды – это бонус. Но куда важнее то, что за все это время мы не пошли на компромисс с нашим внутренним «я» – тем неудобным фильтром, который мгновенно чувствует, где начинается подмена и фальшь. Мы выбрали говорить то, что думаем, и взяли на себя ответственность за последствия. И не забывали про юмор – чтобы не относиться к себе слишком серьезно.

Мы не знаем, каким будет 2026 год. Но ясно одно: способ потребления информации изменился. Социальные сети стали главным источником новостей для многих, а у аудитории стало меньше времени. Конкуренция за внимание огромна, и журналистика должна адаптироваться, не отказываясь от ответственности.

Если вы дочитали этот текст до конца, значит, скорее всего, вы друг редакции – и вам не все равно.

А лучший подарок, который вы можете нам сделать, – это делиться нашими материалами, комментировать, заходить на NewsMaker.md, подписываться на нас в социальных сетях и на YouTube и рекомендовать нас близким и друзьям. А если можете и хотите – заходите и на Patreon. Любая поддержка для нас важна.

И напоследок – о наступающем годе. Скажу только одно: есть голоса, которые пока звучат недостаточно громко. Но об этом – совсем скоро.

До встречи в 2026 году.

До скорого.Стела Унтила
главный редактор NewsMaker


Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Больше нет статей для показа
5
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: