Imagine simbol

Школа унижения. Наталия Титова о том, почему в Молдове оправдывают издевательства над детьми

5 декабря на NewsMaker вышел репортаж об одном из лицеев Кишинева, в котором учительница оскорбляла шестиклассников. Материалом уже заинтересовались в полиции, прокуратуре и Офисе народного адвоката по защите прав ребенка. При этом позиция родителей и читателей NM разделились: одни встали на сторону учителя, другие — детей.

Редактор соцсетей NM и мама 7-летней школьницы Наталия Титова в авторской колонке рассуждает, что не так в отношениях родитель-ребенок-учитель, почему буллинг в школе — это все еще разновидность нормы, и при чем тут общество, которое продолжает это поощрять.

Два дня назад мы на NewsMaker опубликовали материал, попавший к нам из школы Кишинева, — такой же, как и десятки других в городе, да и во всей Молдове. Если коротко, на более чем получасовой записи учительница в «воспитательных» целях оскорбляет ученика 6 класса.

Казалось бы — на этом все. В чем новость для большинства из нас?

А если она назвала его «дураком» и «тупым»?
А если «не человеком, а говном» или «соплей»?
А если угрожала «дать по морде»?

И вообще, где та грань, когда уже пора возмущаться?

Пока коллеги готовили материал, мне удалось послушать запись целиком. Она про ненависть — как норму, про насилие — как образ мысли, про «умных» взрослых и «тупых, непослушных» детей.

Помню свою реакцию, когда свекровь спросила меня, наказываю ли я четырехлетнюю дочь, когда та не слушается. Услышав отрицательный ответ, она процитировала Библию: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его», добавив «смотри, как бы не было поздно». Помню и слова ее сына, который искренне верил, что родители «сделали из него человека, потому что выбили дурь в свое время».

И ведь почти наверняка у каждого есть история о детских слезах и обидах — вербальных и телесных наказаниях, которые в нашем обществе стали чем-то самой собой разумеющимся.

Как и наша история из лицея, в которой мамы детей, ставших свидетелями оскорбления одноклассника, — приходили в редакцию и писали заявления. Как под копирку, они требовали «не публиковать» и «не разглашать» — учительница ведь «воспитывает» их.

И как тут не представить возможную реакцию собственной дочери — вежливого и спокойного ребенка, которая почти наверняка могла бы стать свидетелем такого «воспитания». Что бы чувствовала она — бессилие, стыд, страх или вину за какого-то другого ребенка? А другие дети, ставшие невольными свидетелями буллинга — они тоже «сопля», как и их коллега или даже друг?

Но вопросы есть не только к родителям

С момента публикации материала в наших соцсетях было написано около тысячи комментариев и ответов на них, в которых люди, я надеюсь, просмотревшие видео, осуждают детей и… поддерживают учителя. И таких большинство.

Их аргументы предельно просты: учителя тоже люди, которые выходят из себя (и как будто все остальные не ругаются), а дети чувствуют безнаказанность… И вообще — учительница просто отругала и продолжила заниматься детьми.

Оправдание агрессии — худшая из реакций. В какой-то момент на детей переложили вину за низкую зарплату учителей, выгорание на работе и недосмотр одного-двух родителей, чьи дети якобы нарушают дисциплину в классе. И, самое главное,  все они совершенно согласны с определением «говно» и «сопля» в отношении своих же детей, или, быть может, и в отношении себя?

А что школа?

В молдавских школах не хватает около двух тысяч учителей, и даже те, кому диплом позволяет преподавать, почему-то не выстраиваются в очередь. И проблема, очевидно, не только в деньгах.

В закрытых и морально-устаревших школах годами, десятилетиями ничего не меняется.  Там, как и 20-30 лет назад, продолжают морально уродовать детей, которым спустя годы после ее окончания все еще снятся школьные кошмары. К счастью, есть и другая школа — в ней те, чьи имена мы помним десятилетия спустя. Те, кому благодарны за помощь и поддержку, и те, кто помнит сотни имен своих учеников. И, к сожалению, именно на них падает тень после таких историй.

На первом родительском собрании первая учительница моей дочери, обратившись к родителям, сказала:

«Пожалуйста, не обесценивайте школу, не обесценивайте учителя. У вас, взрослых, всегда есть возможность сменить место работы или вид деятельности. У детей такой возможности нет. Поэтому давайте вместе решать все вопросы».

И, кажется, уже пора говорить, а не кричать, искать и находить решения, начать уважать себя, а заодно и тех, с кем проводишь большую часть жизни.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.




Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Максим Андреев / NewsMaker

Штраф и до 6 лет тюрьмы: в Молдове могут ужесточить наказание за нападки на журналистов

В Молдове предлагают ужесточить наказание за нападки на журналистов. С такой инициативой выступили депутаты партии «Действие и солидарность» (PAS) Лилиана Николаеску-Онофрей и Игорь Кирияк.

Депутаты предложили внести изменения в статью Уголовного кодекса, касающуюся умышленного воспрепятствования работе СМИ. Если журналиста попытаются запугать, применят силу, повредят его технику или заберут материалы, за это может грозить штраф до 42,5 тыс., до 200 часов общественных работ или до трех лет тюрьмы. Более строгое наказание предусмотрено, если такие действия совершила группа лиц, с использованием служебного положения, во время публичных мероприятий или с целью выяснить источник информации журналиста.

Если журналисту угрожают убийством или причинением вреда его здоровью, за это может грозить от трех до шести лет тюрьмы, штраф до 75 тыс. леев и лишением права занимать определенные должности в течение пяти лет.

Кроме того, в Кодекс о правонарушениях хотят добавить новую статью о вмешательстве в работу СМИ. Если действия не носят уголовный характер, но мешают журналисты свободно выполнять свои обязанности, может грозить штраф от 1,5 тыс. до 3 тыс. леев.

Поправки одобрила парламентская комиссия по вопросам права, назначениям и иммунитетам. Теперь документ должны рассмотреть на пленарном заседании парламента.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!
Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: