Максим Андреев/NewsMaker

Суд над Плахотнюком. Выдержит ли это молдавская юстиция?

Молдавская судебная система, реформированием которой четыре года занималась нынешняя власть, может столкнуться с серьезным испытанием. Греция может экстрадировать в Молдову Владимира Плахотнюка, задержанного на прошлой неделе в Афинах. После этого многие задались вопросом: способна ли молдавская система правосудия провести независимое судебное разбирательство по делу Плахотнюка? Некоторые считают, что добиться обвинительного приговора удастся лишь в иностранной юрисдикции. NM решил обсудить с юристами результаты реформы и ответить на вопрос: готова ли Молдова судить Плахотнюка?

Двойственные итоги реформы: между прогрессом и системными сбоями

Прежде чем ответить на вопрос, готова ли Молдова судить Плахотнюка, стоит оценить результаты обещанной властями реформы правосудия. Центр юридических ресурсов Молдовы (CRJM) в своем аналитическом отчете отметил, что в результате реформы, с одной стороны, были заложены основы для глубоких структурных преобразований, с другой — система страдает от критических недоработок, политического влияния и нехватки ощутимых для граждан результатов.

Период с 2021 по 2025 годы был отмечен смелыми шагами: от внесения поправок в Конституцию до полной перезагрузки Высшей судебной палаты (ВСП) и запуска беспрецедентной внешней оценки судей и прокуроров. Однако эти процессы сопровождали задержки, институциональные блокады и постоянная нестабильность в руководстве ключевых антикоррупционных органов.
Одним из главных, хотя и малозаметных для широкой публики, достижений, стали поправки к Конституции, принятые в сентябре 2021 года. Эти изменения, вступившие в силу 1 апреля 2022 года, направлены на укрепление независимости судебной системы.

Ключевые нововведения:

Отмена первоначального 5-летнего срока для судей. Теперь судей назначают на должность сразу до достижения предельного возраста (65 лет). Это снижает риск политического давления и конформизма, поскольку ранее их назначали сначала на испытательный пятилетний срок, после которого президент мог утвердить судью в должности или отказать ему.
Исключение парламента из процесса назначения судей Высшей судебной палаты (ВСП). Кандидаты в ВСП больше не проходят слушания в парламентских комиссиях, которые были традиционным источником политического влияния. Теперь их назначает Высший совет магистратуры (ВСМ), а президент имеет право лишь единожды отклонить кандидатуру.
Новый состав Высшего совета магистратуры (ВСМ). Из совета исключили членов по должности (министра юстиции, генерального прокурора, председателя Высшего совета прокуроров), чтобы уменьшить влияние исполнительной власти. Новый состав ВСМ включает шесть судей и шесть представителей гражданского общества.

По мнению CRJM, эти конституционные гарантии создают долгосрочную основу для подлинной независимости правосудия, и их отмена маловероятна, если у будущего состава парламента не будет конституционного большинства.

В то же время адвокат и бывший судья Ион Кожокарь считает, что, хотя на первый взгляд прогресс кажется ощутимым, измеримых показателей успеха у реформы практически нет. По его мнению, единственный результат, который можно сегодня зафиксировать, — это дефицит судей, готовых заниматься наиболее резонансными и сложными делами.

Очищение системы ценой кадрового кризиса

Центральным элементом реформы стала внешняя оценка неподкупности судей и прокуроров, известная как веттинг. Первый этап, преветтинг, был нацелен на проверку кандидатов в члены ВСМ и ВСП. По данным CRJM, результаты оказались показательными: лишь шесть из 28 судей (21%) смогли успешно пройти проверку. Это позволило сформировать новый состав ВСМ, пользующийся большим доверием, после почти трехлетнего периода нестабильности в системе самоуправления судей.

Однако запуск основного этапа веттинга спровоцировал массовый исход судей. С 2023 по 2025 год систему покинули около 140 судей — почти половина от общего числа. Многие предпочли «почетный уход», чтобы избежать проверки и сохранить выходные пособия.

Кожокарь считает, что проблема реформы в том, что веттинг в Молдове сосредоточен на вопросах добропорядочности, а не профессиональной компетенции. «Ни один анализ качества судебных решений, управляемости процессов, соблюдения сроков и нагрузки на судей не был проведен должным образом. В результате возник парадокс: формально судьи становятся „честнее“, но система не становится профессиональнее или эффективнее», —считает он.

Юрист сообщества WatchDog.md Александру Бот, в свою очередь, полагает, что молдавская система правосудия сделала шаг вперед. «Веттинг сыграл свою роль, и сейчас надежда на судебную справедливость значительно выше, чем четыре года назад. Но говорить о полной готовности системы к рассмотрению дела Плахотнюка пока рано. Это будет испытание на зрелость для всей системы. И лишь по его итогам можно будет судить, насколько глубоки и необратимы были реформы», — подчеркнул он.

Кризис в прокуратуре и дефицит обвинительных приговоров

Еще одной проблемой в отчете CRJM назван тот факт, что за последние 20 лет ни один генеральный прокурор не доработал свой мандат до конца. Постоянная смена руководства прокуратуры, часто политически мотивированная и без прозрачных конкурсов, подорвала автономию Генеральной прокуратуры, Антикоррупционной прокуратуры и Национального центра борьбы с коррупцией. Ярким символом этих проблем стала отставка главы Антикоррупционной прокуратуры Вероники Драгалин в феврале 2025 года, которая назвала законодательную инициативу о слиянии спецпрокуратур «атакой на судебную систему».

Возможно, самое большое разочарование реформы, по мнению CRJM, — отсутствие окончательных приговоров по делам о системной коррупции. За последние годы не осудили ни одного высокопоставленного чиновника. Единственным исключением стал заочный приговор беглому олигарху Илану Шору, но этого недостаточно, чтобы продемонстрировать эффективность антикоррупционных механизмов.

Так готова ли Молдова судить Плахотнюка?

Отвечая на этот вопрос, глава CRJM Илие Киртоакэ выразил уверенность, что в системе достаточно устойчивости, чтобы судьи не поддавались внешнему влиянию. «У них есть столько независимости, сколько они готовы взять. И я уверен, что наша система правосудия способна вынести справедливые решения, в том числе по делу Плахотнюка», — уверен эксперт.

Александру Бот дает более осторожную оценку. По его мнению, веттинг стал важным шагом, поскольку был нацелен на решение проблемы финансовой и этической добропорядочности судей и прокуроров. «Однако важно подчеркнуть: проверка охватила не всю систему, а лишь ограниченный круг — судей апелляционных палат, Высшей судебной палаты и прокуроров из специализированных структур. Значительная часть системы осталась вне этого процесса», — пояснил эксперт.

С другой стороны, по словам Бота, проблема качества правосудия не решена. Даже если веттинг частично очистил систему от недобросовестных кадров, это не гарантирует высокое качество самого правосудия. А именно от этого будет зависеть, насколько профессионально и законно были подготовлены материалы по делу Плахотнюка на стадии досудебного расследования, и насколько объективно суд их рассмотрит.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Andrei Mardari / NewsMaker

Молдова становится все более моноэтничной, но каждый шестой говорит по-русски. Что еще показала перепись населения 2024

Три четверти населения Молдовы составляют молдаване, а для 80% жителей страны родным языком является молдавский или румынский. Это следует из представленных Нацбюро статистики окончательных результатов переписи населения 2024, касающихся этнической, языковой и религиозной принадлежности граждан. NM рассказывает, как выглядит этнокультурный и языковой «ландшафт» Молдовы.

Этническая принадлежность

Общая численность населения, постоянно живущего в стране по данным на 8 апреля 2034 года, года составила 2,409 тыс. человек. Подавляющее большинство жителей страны идентифицировали себя как молдаване (1,848 млн человек или 76,7%). Следующими по численности идут румыны (193 тыс., 8,0%) и украинцы (123 тыс., 5,1%), которые вместе с молдаванами образуют тройку крупнейших этнических групп. Значительные доли составляют также гагаузы (97 тыс., 4 %) и русские (81,6 тыс., 3,4%). Болгар в Молдове 1,6% (38,2 тыс. человек), ромов/цыган — 0,4% (9,3тыс.). Только 0,1% опрошенных (3,4 тыс.) не стали декларировать свою этническую принадлежность.

Важно отметить, что участники переписи самостоятельно называли свою этническую принадлежность, а не выбирали из предложенного списка.

Во всех крупных этнических группах заметно преобладают женщины. Наибольший гендерный дисбаланс в сторону женского населения у русских (58,2% женщин) и украинцев (57,2% женщин), в то время как среди молдаван и гагаузов соотношение более сбалансировано, с долей женщин около 52,4%. Единственная группа, где мужчины преобладают — «другие этносы» (52% мужчин).

Что касается территориального распределения, то весьма существенно отличается уровень урбанизации разных этнических групп. Русские и категория «другие этносы» демонстрируют самую высокую долю городского населения — 80,9% и 84,2% соответственно. Высокая урбанизация также характерна для ромов/цыган (66%) и болгар (59,5%). В то же время молдаване и гагаузы остаются наиболее сельскими группами: 57,4% молдаван и 57,5% гагаузов живут в сельской местности.

В нынешней переписи граждане впервые могли указать две этнические идентичности. Самой частой комбинацией стало сочетание молдаванин и румын, которое назвали 137,2 тыс. человека, что составляет 5,7% от всех, кто заявил вторую этничность. Значительно реже встречалось сочетание румын и молдаванин (22,6 тыс. человек). Еще две заметные группы с двойной идентичностью — молдаванин и русский (5,7 тыс.) и украинец и молдаванин (4,1 тыс.).

НБС также сопоставило этнические данные с уровнем образования. Самый высокий уровень образования (по доле лиц с высшим образованием — лиценциат, мастерат и докторантура) зафиксировали среди румын — 40,7%. За ними следуют русские (30,2%) и украинцы (23,4%). Среди молдаван, доля лиц с высшим образованием составляет 16,4%, среди гагаузов — 14%. Среди ромов обладателей высшего образования 1,2%, а у 34,5% образование только начальное.

В 805 из 897 сел и городов страны молдавское население составляло большинство, при этом в 524 населенных пунктах их доля превышала 90%. В то же время столица является крупнейшим центром концентрации всех основных этнических групп: здесь живет наибольшее число молдаван (399 тыс.), румын (69 тыс.), украинцев (35 тыс.) и русских (39 тыс.).

Что касается концентрации национальных меньшинств, то украинцы составляют большинство (более 50%) в 31 селе, при этом их доля превышает 70% в некоторых населенных пунктах на севере страны (Медвежа, Унгурь, Халахора де Сус и других селах Бричанского и Окницкого районов). Русские формируют большинство в пяти селах, включая Покровку и Куничу, и составляют от 10% до 32% населения еще в 15 населенных пунктах. Гагаузское население преобладает в 23 городах и селах, большинство которых находится в Гагаузии, а крупнейшие общины живут в муниципиях Комрат (14 тыс.) и Чадыр-Лунга (11 тыс.). Болгары составляют большинство жителей в восьми населенных пунктах, включая Твардицу и Тараклию, и являются значительной долей (от 20% до 48%) еще в 14 селах. Ромы/цыгане демонстрируют значительную концентрацию (более 20%) в Атаках Окницкого района и селах Буда Каларашского района и Чорешты Ниспоренского района.

Языковая принадлежность

Согласно переписи, самым распространенный родной язык — молдавский (1,159 млн человек или 48,1%), за которым следует румынский (765,8 тыс. или 31,8%). В сумме эти языки назвали родными почти 80%. Русский язык является родным для 280 тыс. человек (11,6%). Далее следуют гагаузский (87,4 тыс. или 3,6%), украинский (71,8 тыс. или 3%), и болгарский (28,8 тыс. или 1,2%).

В столице ситуация с родным языком заметно отличается от общереспубликанской. Здесь преобладает румынский язык, который назвали родным 343,1 тыс. жителей (47,7%), еще 206,5 тыс. (28,7%) считают родным молдавский. Вместе эти два языка охватывают 76,3% жителей столицы. При этом в Кишиневе значительно выше, чем по стране, доля населения, считающего русский язык родным — 141,8 тыс. человек или 19,7%.

Картина несколько меняется при анализе языка, на котором жители Молдовы говорят в повседневной жизни. В то время как молдавский язык остается самым распространенным (45%), а румынский занимает второе место (33,7%), их совместная доля в повседневном общении снижается до 78,6%. Самый заметный сдвиг наблюдается в использовании русского языка: на нем общаются 370,5 тыс. человек или 15,9% населения, а это превышает долю русского как родного языка. В повседневном общении уменьшается доля говорящих на украинском (2,1%), гагаузском (2,2%), и болгарском (0,8%) в сравнении с показателями родного языка.

Больше всего людей, считающих молдавский язык родным, живут в сельской местности (67,3%). В то же время люди с родным русским и другими языками в основном живут в городах (80,5% и 80,8% соответственно).

Статистики также выясняли распространенность владения языками среди людей в возрасте от трех лет и старше. Абсолютное большинство населения владеет молдавским (1,271 млн человек, или 54,5%) и румынским языками (909,9 тыс. человек, или 39%), что в сумме дает87,5% населения.

Вторым по степени распространенности языком остается русский, которым владеют 68,2% населения, или 1,59 млн человек. Эта цифра значительно превышает долю русского языка как родного или языка повседневного общения. Среди других распространенных языков, знание которых указали граждане, выделяются: английский (312,8 тыс. человек или 13,4%), украинский (149 тыс. или 6,4%), гагаузский (94,3 тыс. или 4%) и французский (84,8 тыс. или 3,6%). Далее следуют итальянский (62,5 тыс. или 2,7%), болгарский (41,1 тыс. или 1,8%) и немецкий (26,3 тыс. или 1,1%). Остальные языки, включая испанский, турецкий, португальский, иврит, греческий и польский, назвали менее чем 0,5% населения каждый.

Религиозная принадлежность

Подавляющее большинство населения (94,3%) указали свою принадлежность к православной церкви. Среди других христианских конфессий наиболее многочисленными являются баптисты (26,2 тыс. или 1,1%), Свидетели Иеговы (16,5 тыс. или 0,7%) и Пятидесятники (12,6 тыс. человек, или 0,5%). Адвентисты и Евангелисты составляют 6 982 и 6 364 человека соответственно или примерно по 0,3% населения. К Староверам или Старообрядцам причислили себя 4 053 человека (0,2%), а к католической вере — 2 586 (0,1%) Представители нехристианских религий, таких как Ислам (3 138 человек), составляют примерно по 0,1% населения.

Согласно переписи, за десять лет заметно выросло число нерелигиозных граждан: атеистами себя назвали 14,2 тыс. человек или 0,6%, агностиками — 2,1 тыс. или 0,1%. Кроме того, 20 тыс. (0,8%) заявили, что они «без религии». Еще 18,1 тыс. (0,8%) не захотели или не смогли указать религиозную принадлежность.

В Кишиневе картина несколько отличается: хотя православие и здесь доминирует (92,4%), при этом доля нерелигиозных граждан выше, чем в среднем по стране. В столице атеистами назвали себя 1,6% жителей (11,3 тыс.), агностиками – 0,3% (1 819 человек), а к категории «без религии» отнесли себя 1,7% (12,3 тыс. человек).

Население, указавшее свою принадлежность к мусульманам, католикам или к категории «другие религии», в основном живет в городах (около 80%). Высоко урбанизированы и светские группы: 93,5% агностиков, 77,3% «без религии» и 91,2% атеистов живут в городах.

Практически во всех религиозных группах преобладают женщины. Исключением, где мужчины в большинстве) являются мусульмане, а также агностики, атеисты и те, кто заявил об отсутствии религии или не указал ее.

***

Перепись в Молдове прошла с 8 апреля по 7 июля 2024 года. Жителей спрашивали об их жилье, составе семьи, идентичности, языке.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!
Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: