NewsMaker

Условно бессрочно. Почему закон об НПО застрял в парламенте Молдовы

Спустя два года после принятия в первом чтении закона о некоммерческих организациях, парламент так и не утвердил его в окончательном чтении. Сейчас принятие этого закона названо одним из условий предоставления Молдове макрофинансовой помощи ЕС. NM разбирался, что предусматривает новый проект, и почему его до сих пор не приняли.

Что за проект и зачем он нужен?

Проект нового закона о некоммерческих организациях разработала рабочая группа при минюсте еще при правительстве Павла Филипа. В мае 2018 года парламент прошлого созыва принял его в первом чтении. На этом его продвижение завершилось.

Участвовавший в разработке законопроекта юрисконсульт Центра юридических ресурсов Илие Киртоакэ в беседе с NM рассказал, что проект очень важен для общественных организаций: «Он гармонизирует законодательство для общественных организаций, например, с поправками в Гражданский кодекс, принятыми в прошлом году».

Новый закон, говорит Киртоакэ, упрощает процедуру регистрации НПО. «Для того, чтобы зарегистрировать НПО, нужно минимум 30 дней, хотя фирму можно зарегистрировать меньше чем за один рабочий день. Новый закон это упрощает (Законопроект предполагает регистрацию за 15 дней — NM). В законе есть еще много ограничений членства или участия в НПО, которых уже нет нигде в мире», — отметил общественник.

Он привел в пример возможность юрлиц быть учредителями НПО. По его словам, это упростит создание различных ассоциаций производителей, которые смогут объединяться и защищать свои интересы. Сейчас патронатные ассоциации действуют как союзы юридических лиц.

Также, говорит Киртоакэ, новый закон упрощает и положения, касающиеся админсоветов при НПО. «Сейчас даже в небольшом НПО, где работает три человека, должен быть полноценный админсовет. НПО формально создают эти админсоветы, но в маленьких организациях они не работают. Новый закон исключит эту необходимость для организаций, где работают пять-семь человек, оставив это только для больших организаций», — отметил Киртоакэ.

Эксперт некоммерческой организации Watchdog.md Валериу Паша считает, что новый закон, скорее, упорядочивает процедуры, связанные с работой НПО. «Никаких принципиальных изменений он не вносит, там много процедурных деталей. Ничего радикального он не изменяет. Действующий закон старенький, хотя для того времени (90-х годов — NM) он был прогрессивным», — говорит Паша.

Исполнительный директор Ассоциации независимой прессы (API) Петру Маковей в беседе с NM объяснил, почему его организации необходим этот законопроект. «Для нас он важен, так как снимает проблемы, связанные с членством и регистрацией в НПО. Многие СМИ по своей организационной форме — это частные компании, а членами НПО могут быть только физлица и [другие] НПО», — отметил Маковей.

Отметим, что сейчас НПО работают на основе Закона об общественных объединениях, принятого еще в 1996 году

Почему о проекте вспомнили спустя два года?

Принятие закона об НПО — одно из условий получения макрофинансовой помощи из ЕС в размере €30 млн. По словам опрошенных NM общественников и представителей оппозиции, «дедлайн» принятия этого проекта — 1 июля текущего года.

Впрочем, премьер-министр Ион Кику уже отметил, что закон нельзя принять в нынешней редакции. «Не думаю, что закон об НПО может быть проголосован в текущей редакции и редакции, на которой настаивают партнеры из ЕС», — сказал Кику две недели назад в эфире Cutia Neagra.

Он отметил, что предложенный в редакции ЕС документ ставит под сомнение вопросы политической деятельности в Молдове и может привести к вмешательству в ее внутренние дела. «Поэтому специалисты в этой области должны общаться, вести переговоры. Мы не считаем, что это условие обязательно к выполнению», — отметил Кику.

В Партии социалистов NM сообщили, что по проекту еще идут дискуссии, и, если у депутатов будут по нему поправки, они будут представлять их в парламентских комиссиях.

Вице-спикер парламента, депутат от платформы «Достоинство и правда» (DA) Александр Слусарь в беседе с NM рассказал, что его партия поддерживает законопроект, однако, противники проекта, по его словам, против формулировки, связанной с оказанием услуг для политических партий. «Они уцепились и говорят, что будет иностранное финансирование партий [через НПО]. Хотя с таким же успехом другие партии могут сказать, что и социалисты также могут получать консультации», — говорит Слусарь.

Он отметил, что на прошлой неделе предложил на постоянном Бюро парламента включить законопроект в повестку заседаний, но его никто не поддержал, «даже партия „Действие и солидарность“. Они согласились с демократами, что проект нужно утвердить, но уже на следующей неделе (днем позже стало известно, что парламент уходит на двухнедельный карантин — NM)».

Речь, судя по всему, идет о шестой статье законопроекта, в которой говорится, что НПО, учрежденные партиями и общественно-политическими организациями, «могут оказывать бесплатные услуги политическим партиям и общественно-политическим организациям для укрепления их организационных способностей». Правда, оказывать эти услуги можно вне избирательных кампаний.

Депутат от партии «Действие и солидарность» Сергей Литвиненко в беседе с NM пояснил, что этот пункт никак не связан с финансированием партий и оказанием услуг для  конкретных политформирований. «Есть Фонд Конрада Аденауэра, IRI, NDI. Они проводят тренинги, на которые ходят все партии, в том числе и социалисты. Или, например, IRI проводит соцопросы, а потом знакомит с их результатами все партии», — говорит Литвиненко. Заниматься этим, по его словам, фонды могут и при действующем законодательстве.

Литвиненко считает, что законопроект сочетает лучшие положения из нынешнего законодательства в сфере НПО и некоторые важные дополнения. «Проект ограничивает возможность власти влиять на НПО, упрощает процедуру регистрации, не ограничивает внешнее финансирование», — отметил он.

Эксперт Илие Киртоакэ, комментируя шестую статью законопроекта, полагает, что под действие этой статьи подпадает и работа молодежных организаций различных партий. Многие из них, по сути, являются неправительственными организациями.

NM также направил запрос в Делегацию ЕС в Молдове с просьбой разъяснить, является ли принятие закона обязательным условием предоставления Молдове макрофинансовой помощи. К моменту публикации материала ответ на запрос не поступил.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

(ВИДЕО) Что довело до слез Арину Спэтару? «Я верила в юстицию»

Лидер партии «Партия «Альянс либералов и демократов за Европу» (ALDE) Арина Спэтару расплакалась в лайве в соцсети из-за постоянных вопросов некоторых СМИ и обвинений общества в ее связи с беглым Иланом Шором. Спэтару пожаловалась, что на предвыборных дебатах и на публике ее постоянно спрашивают, получала ли она деньги от Шора, хотя известно, что она участвовала в расследовании незаконной схемы финансирования партий олигархом.

«Если я иду на дебаты как честный политик, то меня и моих коллег постоянно спрашивают об одном: брала ли я деньги у Шора, хотя все знают, что было расследование. Я не брала денег у Шора. Если бы не было расследования, я бы не разговаривала с Шором. (…) Я верила в правоохранительные органы, я верила в юстицию», — сказала Спэтару со слезами на глазах во время лайва в Facebook.

Она также осудила нападки и клевету на своих коллег по партии.

Спэтару сказала, что СМИ и политики постоянно требуют от нее доказательства того, что она не брала деньги у Шора.

«Но как я могу доказать это, если я участвовала в расследовании под прикрытием? Я пожертвовала жизнью, чтобы сегодня увидеть страну, полную коррупционеров, грязных денег, увидеть, как моих коллег из ALDE называют сумасшедшими, людьми Шора, как так называемые павлины молдавской политики нападают на меня в каждой студии, как на меня нападают СМИ (…) Виноваты мы, открыто говорящие о том, что происходит в Молдове. Мы, те, кто пошел на риск, остался без семьи, потому что жили в страхе быть убитыми», — добавил Спэтару.

Опубликовано Arina Spataru Пятница, 19 сентября 2025 г.

***

В 2023 году Арина Спэтару работала агентом под прикрытием и помогла следствию собрать доказательства по делу о незаконном финансировании партий, связанных с Шором. В частности, летом Спэтару и ее коллега по партии Адриан Кулай дали показания в суде по делу депутата Александра Нестеровского, которого впоследствии заочно приговорили к 12 годам тюрьмы за пассивную коррупцию и создание условий для незаконного финансирования политической партии.

Позже Кулая, бывшего секретаря ALDE, приговорили к четырем годам условно с испытательным сроком один год, а также назначили штраф 200 тыс. леев.

В 2023 году Арина Спэтару рассказала в интервью NM о том, как проходило ее сотрудничество с правоохранителями в деле Шора.

С конца мая этого года Арина Спэтару несколько раз объявляла голодовку в знак солидарности с Кулаем. По ее словам, Кулай сотрудничал со следствием и ему обещали статус свидетеля.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!
Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: