Взрыв из-за утечки газа в 21-этажном доме на Московском проспекте, унесший жизни четырех человек, показал, что жить в Кишиневе небезопасно. «Внезапно» выяснилось, что у мэрии нет данных о ситуации в домах без газоснабжения. Непонятно, кто может использовать газовые баллоны, кто это проверяет и кого наказывать за нарушения. Зато сразу начались проверки и запреты. NM разбирался, кто и зачем в Кишиневе пользуется газовыми баллонами, помогут ли предпринятые мэрией меры и можно ли снизить стоимость электроэнергии для «электрических» домов.
«Баллоны запретить»
На первом же брифинге после взрыва в многоэтажке на Московском проспекте, унесшего жизни четырех человек, и.о. мэра Руслан Кодряну объявил, что попросит правительство запретить продажу и использование бытовых газовых баллонов. По основной версии следствия, именно утечка газа из такого баллона стала причиной взрыва.
Через несколько дней Кодряну подписал распоряжение о запрете использовать газовые баллоны во всех киосках, палатках и торговых автоматах.
Кроме того, муниципальные власти призвали жильцов многоквартирных домов сообщать в мэрию, если они что-то знают о соседях, которые пользуются газовыми баллонами. По данным пресс-службы мэрии, за несколько дней в муниципальную диспетчерскую службу поступило уже более 300 сообщений о незаконном использовании газовых баллонов.
Также в Кишиневе начали работать спецкомиссии, куда вошли представители претур города, управления жилищно-коммунального хозяйства, спасателей и полицейских и Агентства технадзора. Их задача — выявлять случаи незаконного использования газовых баллонов.
«Проверяющие предупреждают об опасности неправильного и незаконного использования газовых баллонов и рекомендуют жителям избавиться от них в течение двух недель. Если за это время они не подчинятся, комиссия составит протокол о правонарушении», — сказал NM претор сектора Центр Павел Руссу.
Жительница такой же «электрической» многоэтажки, расположенной недалеко от пострадавшего дома, Людмила Куликова рассказала NM, что в прошлом году после анонимного сообщения кого-то из соседей их дом проверяли на наличие газовых баллонов. «По квартирам ходил местный сантехник с представителем мэрии и проверял, пользуется ли кто-то баллонами, — пояснила Людмила. — Их пускали, потому что сантехника знали и доверяли ему».
Баллоны, по ее словам, тогда нашли у троих и заставили отказаться от такого способа приготовления пищи. Но гарантировать, что через какое-то время они не вернулись к этому, или что другие не начали пользоваться баллонами, невозможно, считает Куликова.
По словам бывшего главы Национального агентства по регулированию в энергетике Виктора Парликова, сейчас нет никаких постоянных механизмов проверки наличия газовых баллонов в жилых домах. «Как можно обеспечить этот механизм проверки на постоянной основе? Обходить каждый дом? А если сегодня нет, а завтра появится? Очень сомневаюсь, что есть такие механизмы. Знаю случай, когда в одном доме был газовый баллон и вызвали полицию. Сотрудник полиции просто спросил, есть ли баллон в доме, даже не зайдя в квартиру. Ему ответили, что нет — и все», — рассказал Парликов.
Что не запрещено, то разрешено
Запрещено ли пользоваться газовыми баллонами в жилых домах — тоже не очень понятно. С одной стороны, представители разных госинститутов утверждают, что в многоквартирных домах пользоваться ими строго запрещено. С другой — прямого запрета на их использование нет ни в одном нормативном акте, или он невнятно прописан.
Например, на заседании Комиссии по чрезвычайным ситуациям 7 октября глава Агентства технического надзора Геннадий Сажин признался, что «нет нормативного документа, регулирующего бытовую эксплуатацию баллонов со сжиженным газом». А главный инспектор этого же Агентства Владимир Арион объяснял, что нет и механизмов, регулирующих их использование в домашних хозяйствах.
«Раньше поставщик баллонов держал связь с клиентами, менял баллоны, проводил испытания, ремонтировал. Сейчас эта схема не работает», — сказал он в интервью телеканалу PRO TV. Он добавил, что нет реестра потребителей бытового сжиженного газа, и нет закона, регулирующего эту процедуру, поэтому практически каждый может купить и использовать газовый баллон.
Как заявили NM в Агентстве технадзора, самовольное использование газовых баллонов в жилых домах, в том числе в индивидуальных домах, не входит в компетенцию их ведомства и не считается областью промышленной безопасности. Поэтому всю ответственность несет собственник жилья.
По словам замглавы жилищно-коммунального управления столичной мэрии Геннадия Дубицы, в законе «О жилье» описаны общие правила эксплуатации жилых домов. Согласно этим правилам, жилье необходимо эксплуатировать на основе его первоначального проекта. «Если по проекту есть газоснабжение, то используется природный газ. Если проект предусматривает только электро- и теплоснабжение, значит, ни о каком газе и речи быть не может», — отметил Дубица.
Он объяснил, что нарушение этого пункта подпадает по ст. 180, п.4 Кодекса о правонарушениях. В нем идет речь о несоблюдении «правил и норм использования, технического обслуживания и санитарного содержания жилья, помещений и установок общего пользования и земель, прилегающих к жилым домам». В этом случае физические лица платят штраф от 1,5 тыс. леев до 3 тыс. леев.
Баллон в законе
В минимальных требованиях безопасности при эксплуатации распределительных сетей горючих природных газов, принятых правительством в прошлом году, газовым баллонам посвящено много статей. Но нет ни слова об использовании их в многоэтажках.
Например, там сказано, что «не разрешено устанавливать газовые баллоны в общих коридорах и жилых помещениях». Также там говорится, что «техническое обслуживание системы газоснабжения жилых и общественных зданий, где установлены плиты, водонагреватели, газопроводы и арматура, включая газовые установки с сжиженным газом, надо осуществлять по заявкам пользователей специализированными предприятиями».
Согласно правилам пожарной безопасности, «в индивидуальных жилых домах, квартирах и жилых комнатах допускается хранение не более 10 л легковоспламеняющейся и горючей жидкости в закрытой таре. Не допускается хранение баллонов с горючим газом на балконах и лоджиях.
Еще по этим «пожарным» правилам газовые баллоны для снабжения газом кухонных плит и других бытовых газовых приборов должны располагаться вне зданий — в пристройках (шкафах) из негорючих материалов у глухого простенка стены на расстоянии не более 5 м от входа в здание, в цокольные и подвальные этажи. Число хранимых в пристройке (шкафу) баллонов не должно превышать трех.
В то же время несколько чиновников говорили, что газовые баллоны можно держать в жилом помещении не выше второго этажа. Но ни в одном документе официально об этом не сказано.
«Очень дорого»
По словам претора Центра Павла Руссу, все жильцы многоэтажек, у которых проверяющие обнаружили газовые баллоны, объяснили их использование нехваткой денег на оплату дорогой электроэнергии. «Жильцы говорят, что готовить на электрической плите очень дорого, счета доходят до 400-500 леев в месяц для однокомнатной квартиры, что неподъемно для многих», — рассказал он.
В то же время Людмила Куликова опровергает такие заявления жильцов. Она говорит, что средний счет за свет в ее двухкомнатной квартире немного превышает 400 леев, зимой иногда доходит до 550 леев. «При этом у нас не возникало идеи перейти на баллон, потому что это не только опасно, но еще и хлопотно», — подчеркнула она. По ее словам, в советское время, когда тарифы отличались почти в два раза, газовыми баллонами в многоэтажках не пользовались. «Наверное, если бы вернули какие-то льготы, люди совсем отказались бы от баллонов», — заключила она.
Сейчас, отметим, тарифы на электроэнергию для всех бытовых потребителей одинаковые, независимо от типа жилья. В Кишиневе это 1,79 лея за кВт/час. До 2011 года тариф для «электрических» домов был ниже, чем для обычных — 94 и 98 банов соответственно (последний дифференцированный тариф). Его отменили, чтобы соответствовать европейским стандартам, в которых такую дифференциацию не используют.
Эксперты считают, что к льготам надо подходить ответственно и индивидуально. По оценкам Парликова, разница между расходами на оплату электроэнергии для обычной электрической плиты и на заправку и доставку газового баллона не превышает 20%.
«Если готовить на современной индукционной плите, ее почти не будет, но если плита совсем старая, как у большинства жильцов таким домов, то разница может доходить до 30-40%», — отмечает Парликов. — Вот для последних и нужны льготные программы — например, замены старых плит на современные». И, безусловно, считает эксперт, необходимо навести порядок в нормативных актах, регулирующих применение газовых баллонов в быту.