Александра Стояногло отменить нельзя. Чем грозит решение КС для генпрокурора. Разбор NM
7 мин.

Александра Стояногло отменить нельзя. Чем грозит решение КС для генпрокурора. Разбор NM

Решение Конституционного суда (КС), признавшего процедуру назначения генпрокурора неконституционной, вызвало самые разные интерпретации. В самом КС подчеркнули, что это никак не касается нынешнего генпрокурора Александра Стояногло. Некоторые представители гражданского общества, однако, считают, что решение КС открывает юридическую возможность отправить Стояногло в отставку. А другие и вовсе считают, что Стояногло должен уйти сам. NM решил напомнить, как и при каких обстоятельствах появились поправки, и вместе с экспертами разобраться, может ли все-таки решение КС повлиять на Александра Стояногло.

Что решил КС?

Конституционный суд 21 мая признал, что новая процедура назначения генпрокурора, утверждённая в сентябре 2019 года, была неконституционной. Проблема, по мнению КС, в том, что после принятия поправки первичный отбор кандидатов в генпрокуроры проводила комиссия минюста. И лишь затем список отобранных кандидатов поступал в Высший совет прокуроров.

Судьи КС отметили, что решение не касается действующего генпрокурора Александра Стояногло, но относится к тем, кого назначат после него.

Кроме того, КС признал неконституционной процедуру отставки генпрокурора, тоже установленной теми же поправками. При этом председатель Конституционного суда Домника Маноле считает, что благодаря этому решению «прокуратура стала более независимой».

Откуда поправки?

В сентябре 2019 года парламент в двух чтениях принял поправки к закону «О прокуратуре». Поправки приняли через несколько месяцев, после того как тогдашний генпрокурор Эдуард Харунжен ушел в отставку.

Политики и представители гражданского общества c июня 2019 года требовали отставки Харунжена. Тогда после отстранения от власти Демпартии и Владимира Плахотнюка парламент принял декларацию «О захваченном государстве». В ней, кроме прочего, говорится, что Генпрокуратура была под контролем Плахотнюка.

У властей не было действенных рычагов для отправки генпрокурора в отставку. Но и оставлять его в должности новая власть не собиралась. После того как 9 июля парламент признал незаконной процедуру назначения Харунжена генпрокурором, тот решил добровольно уйти в отставку. Он добавил, что делает это для того, чтобы президенту «не пришлось нарушать закон».

Теперь надо было назначить нового генпрокурора. По действовавшей тогда процедуре кандидата выбирал Высший совет прокуроров и предлагал на утверждение президенту. При этом состав Высшего совета прокуроров не изменился со времени «захваченного государства», и, как считалось, оставался под контролем Плахотнюка. Новые власти не могли позволить себе доверить такой структуре выбор кандидата на ключевую должность.

Тогда парламентское большинство разработало поправки к закону «О прокуратуре». Согласно им, кандидатов в генпрокуроры выбирала специальная комиссия минюста. Затем список кандидатов передают в Высший совет прокуроров, который выбирает из них одного кандидата и предлагает президенту.

Кроме того, депутаты изменили процедуру отставки генпрокурора. Так, президент или глава минюста могли инициировать создание специальной комиссии, которая была вправе проверить работу генпрокурора и при необходимости отправить его в отставку.

Еще одной поправкой расширили состав Высшего совета прокуроров с 12 до 15 человек. Таким образом, в совет вошли еще трое представителей гражданского общества, а прокуроры стали составлять меньшую часть совета.

В ноябре 2019 года Александра Стояногло назначили генпрокурором уже по новой процедуре.

И вот 21 мая 2020 года КС признал поправки неконституционными и вернул процедуры назначения генпрокурора, действовавшие до сентября 2019 года.

Что здесь не так?

Депутаты от Демпартии опротестовали поправки в Конституционном суде сразу после их принятия — в сентябре 2019 года. Однако судьи не торопились их рассматривать.

О том, что суд рассмотрит обращение в КС, сообщили 19 мая. Это произошло на следующий день, после того как генпрокурор Стояногло выступил с несколькими громкими заявлениями.

Во-первых, он заявил, что главным бенефициаром «кражи миллиарда» был Владимир Плахотнюк. Ему заочно выдвинули обвинение в создании организованной преступной группы (ст.284 УКР РМ), отмывании денег в особо крупных размерах (ст. 243 УКР РМ) и в мошенничестве в особо крупных размерах (ст.190 УК РМ).

Во-вторых, Стояногло сообщил о начале ревизионной проверки по делу бизнесмена Вячеслава Платона, которого в период пребывания у власти Плахотнюка приговорили к 25 годам тюрьмы по нескольким делам, включая дело о «краже миллиарда». Стояногло заявил, что дело тогда было сфальсифицировано и необходим новый «справедливый судебный процесс».

На следующий день КС сообщил, что рассмотрит запрос демократов, поступивший в суд в сентябре. Отметим, по закону КС должен рассматривать подобные вопросы за шесть месяцев, а в этом случае заседание состоялось спустя почти восемь месяцев после обращения.

Вопросы возникли и к вынесенному КС решению. Лидер партии «Европейские левые» Григорий Петренко на своей странице в Facebook отметил, что КС своим решением «сделал Стояногло более уязвимым». Он отметил, что «любой из кандидатов, которых отсеяли на этапе министерской комиссии, может обжаловать решение ВСП [Высшего совета прокуроров] о назначении Стояногло и соответствующий декрет президента в административном суде».

«Мне хотелось бы ошибаться, но боюсь, что совсем скоро, в ближайшие 30 дней, мы увидим обращение в суд об отмене решения ВСП», — написал Петренко.

Отметим, 25 мая в суде Рышкановки состоится заседание по иску бывшего кандидата в генпрокуроры Эдуарда Булата против министерства юстиции. В этом заявлении Булат оспаривает конкурс, отбиравший генерального прокурора. «Я подал заявление в суд 25 ноября прошлого года, тогда генпрокурора еще не назначили», — рассказал Эдуард Булат в беседе с NM.

В свою очередь бывший член Высшего совета магистратуры и бывший кандидат на должность судьи КС Теодор Кырнац заявил, что после решения Конституционного суда Стояногло должен «срочно уйти в отставку», поскольку конкурс, по итогам которого его назначили, признан нелегитимным. После этого, по словам Кырнаца, Высший совет прокуроров должен провести новый конкурс на пост генпрокурора. По правилам, действовавшим до сентября 2019 года.

Что говорят юристы?

Экс-судья Европейского суда по правам человека Станислав Павловский в беседе с NM отметил, что, несмотря на то, что процедуру конкурса на пост генпрокурора признали неконституционной, никто из кандидатов не сможет оспорить в суде результаты конкурса.

«Если кандидат обращается в суд, он настаивает, чтобы конкурс провели повторно. Однако, нельзя снова провести конкурс, который уже признали неконституционным», — пояснил Павловский.

Также он подчеркнул, что у кандидатов на пост генпрокурора, которые не прошли отбор в комиссии минюста, была возможность обжаловать конкурс в суде до решения КС. «Сейчас никакой суд не сможет отменить назначение Стояногло. Вчерашнее решение КС практически исключило все возможные способы отправить генпрокурора в отставку», — подчеркнул Павловский.

Комментируя мнение о том, что Стояногло теперь должен уйти в отставку из-за отсутствия легитимности, Павловский отметил, что это рассуждения о моральной стороне вопроса, а не юридической. Кроме того, Павловский считает, что легитимность назначения Стояногло подтвердил Высший совет прокуроров, который выбрал его из четырех кандидатов.

«Если бы Высший совет прокуроров отверг его кандидатуру, или кандидатуру предложила бы [тогдашний премьер-министр] Майя Санду, которая для этого хотела изменить закон, тогда назначение было бы нелегитимным», — отметил Павловский.

Также эксперт считает, что КС своим решением освободил прокуратуру от политического влияния, в том числе потому, что отменил разработанную минюстом процедуру отставки.

Адвокат Виталий Нагачевский отметил, что не видел мотивировочную часть решения КС, но, «исходя из того, что объяснила председатель КС Домника Маноле», считает, что ни один из кандидатов не сможет оспорить в суде назначение генпрокурора. Нагачевский подчеркнул, что решения КС не могут повлиять на события, которые уже произошли, но лишь только на будущие. Также Нагачевский сомневается в том, что на основании решения КС можно будет добиться отставки Стояногло через административный суд.

Что касается жалобы одного из кандидатов в генпрокуроры, которую суд рассмотрит 25 мая, Нагачевский отметил, что «все зависит от того, на что он жалуется». «Если он недоволен своим исключением, а не результатами конкурса, тогда это не может повлиять на действующего генпрокурора», — отметил он.

Адвокат Виктор Мунтяну в беседе с NM напомнил, что с 2016 года у решений КС нет ретроактивной силы. «КС очень четко сказал, что, даже если конкурс признали неконституционным, это не может отменить назначения генпрокурора», — сказал Мунтяну.

Также он отметил, что, если один из кандидатов, участвовавших в конкурсе на пост генпрокурора, попытается обжаловать в суде действия комиссии, «получится интересный казус». «Если конкурент считает, что действия комиссии были незаконными, потому что их объявили неконституционными, то и суд не может ничего решить в его пользу, потому что решения комиссии уже недействительны», — отметил Мунтяну.

Мунтяну также считает, что КС «узаконил позицию генпрокурора». Юрист подчеркнул, что, даже если кто-то и оспорит конкурс в административном суде, то невозможно оспорить в таком суде решение КС и указ президента о назначении Стояногло генпрокурором.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: