Прокуратура раскручивает «карусель». Почему арестовали активы Victoriabank
5 мин.

Прокуратура раскручивает «карусель». Почему арестовали активы Victoriabank

Как стало известно NM, арест имущества Victoriabank связан с «каруселью» фиктивных межбанковских размещений, с помощью которых, в том числе, из трех молдавских банков вывели 14 млрд леев. Часть этих денег — выданные этим банкам на ту же сумму кредиты под гарантии правительства. NM рассказывает, как 2 млрд из этих кредитов благодаря «карусели» прошли через Victoriabank, и кто проходит обвиняемым по этому делу.

Что и почему арестовали

Антикоррупционная прокуратура 11 августа сообщила, что по запросу прокуроров суд наложил арест на имущество Victoriabank общей стоимостью почти 1,9 млрд леев. При этом прокуратура не указала название банка, но уточнила, что речь идет об аресте 54 автомобилей, 24 объектов недвижимости, четырех машинах спецтехники и 114 государственных ценных бумагах.

В Генпрокуратуре тогда же сообщили, что банк фигурирует в расследовании «кражи миллиарда», а за счет его имущества прокуроры рассчитывают возместить часть ущерба.

До появления этих пресс-сообщений прокуратуры Victoriabank распространил заявление, в котором отметил, что готов сотрудничать с государственными органами, расследующими события шестилетней давности. При этом в банке отметили, что «удивлены тем, что по истечении столь длительного времени Victoriabank вовлекли в события, произошедшие в банковской системе Молдовы». Кроме того, в банке были удивлены, что «эта информация циркулирует в публичном пространстве без официальной позиции банка» (информация об аресте имущества банка, напомним, сначала появилась в СМИ).

Как выяснил NM, арест имущества Victoriabank связан с 2 млрд леев, которые банк получил в 2014 году из того самого кредита Нацбанка, выданного под госгарантии трем проблемным банкам (Banca de Economii, Banca Sociala, Unibank). При этом Victoriabank получил эти 2 млрд через схему фиктивных межбанковских размещений в Banca de Economii.

Как Victoriabank попал в дело

В ноябре 2014 года правительство, которое тогда возглавлял нынешний лидер Народной европейской партии Юрие Лянкэ, приняло секретное решение о выдаче Нацбанком трем проблемным банкам кредит 9,5 млрд леев под гарантии правительства.

Этих денег оказалось недостаточно, и, спустя четыре месяца, правительство, уже под председательством Кирилла Габурича, приняло еще одно секретное решение — о выдаче проблемным банкам еще 5,34 млрд леев тоже под госгарантии.

Сумма экстренных кредитов, выданных Нацбанком Banca de Economii (BEM), Banca Socială и Unibank, составила 14,122 млрд леев или миллиард евро по курсу того времени (такую сумму осенью 2014 года вывели из этих банков мошенническим путем).

Как ранее писал NM, перед введением осенью 2014 года спецуправления в Banca de Economii, Banca Socială и Unibank стала наблюдаться нехарактерная для молдавского банковского рынка тенденция. Согласно отчету парламентской спецкомиссии, расследовавшей кражу миллиарда, в ноябре 2014 года Banca de Economii привлек 8,9 млрд леев с межбанковского рынка — из Moldova Agroindbank, Banca Socială и Moldindconbank.

Фальшивые акционеры и настоящий миллиард: как, где и кем принималось решение о выводе $1 млрд из Молдовы

В первом отчете Kroll также говорится, что незадолго до введения спецуправления в трех проблемных банках депозит (межбанковское размещение) в BEM разместил также Victoriabank. «Четыре молдавских банка разместили депозиты в Banca de Economii. Самую большую сумму разместил Victoriabank — 1,839 млрд леев. При этом размещения банка резко стали расти с 19 ноября (к тому моменту уже было принято секретное правительственное решение о выделении кредитов под госгарантии на 9,5 млрд леев)»,—говорится в отчете Kroll.

А затем Victoriabank и другие банки-депоненты получили эти деньги из кредита Нацбанка, предоставленного трем банкам под госгарантии.

В чем тут «фишка»

Как сообщил NM информированный источник, в прокуратуре собрали достаточно доказательств того, что межбанковские размещения Victoriabank в BEM были фиктивными и преследовали цель получить деньги из кредита под госгарантии. «Это размещение было фиктивным. Они хотели создать задолженность с помощью многократной прокрутки денег через систему банка, а вторая половина транзакций была вообще без денег», — отметил собеседник.

По его словам, деньги из кредита Нацбанка под госгарантии, поступавшие в Victoriabank, в тот же день попадали к Владимиру Плахотнюку и Илану Шору через кредитование компаний «группы Шора».

Собеседник NM также рассказал, что Андриан Канду, бывший тогда министром экономики, предусмотрел, чтобы межбанковские размещения шли в обход спецкомиссии, которая проверяет законность банковских операций.

Генпрокурор Александр Стояногло, напомним, 27 мая этого года сообщил в телеэфире, что прокуратура проверяет деятельность лидера парламентской группы Pro Moldova Андриана Канду в период, когда он был министром экономики. «Мы тщательно проверяем деятельность Андриана Канду в тот период, когда произошла кража миллиарда. Тогда министерство экономики активно участвовало в продвижении некоторых законопроектов, связанных с изменением законодательства в сфере регулирования банковской деятельности и в сфере получения государственных гарантий. Мы изучаем действия каждого чиновника в тот период», — сказал Стояногло.

Канду в ответ заявил, что готов объяснить прокурорам свои решения, принятые на посту министра экономики.

Генпрокуратура проверит деятельность Канду на посту министра экономики. Как отреагировал лидер Pro Moldova?

По словам источника NM, «Victoriabank тогда фактически разместил в BEM два своих капитала. У банка был капитал 1 млрд леев, а они разместили в BEM больше 2 млрд». При этом, отметил собеседник, согласно закону, сумма межбанковского размещения не может превышать 10% капитала банка. «Нацбанк видел это и не реагировал. Это было результатом сговора на самом высоком уровне», — сказал собеседник, добавив, что сумма арестованного имущества Victoriabank на 450 млн леев меньше, чем сумма, полученная из кредита под госгарантии.

Что еще об этом (не)известно

На запрос NM о том, сколько в этом деле обвиняемых, по каким уголовным статьям ведется расследование, и на каком этапе следствие, в Генпрокуратуре ответили, что пока в интересах следствия не могут разглашать никакой дополнительной информации, кроме той, которую уже сообщила Генпрокуратура. «Как только появится возможность сообщить что-то еще, мы сразу же это сделаем», — отметила пресс-секретарь Генпрокуратуры Мария Виеру.

По информации NM, в числе обвиняемых есть бывшие руководители Victoriabank. Речь идет о Корнелиу Гимпу, возглавлявшем банк в 2016 году (сейчас находится под домашним арестом) и Наталье Политовой-Кангаш, возглавлявшей банк до 2016 года. NM не удалось выяснить, применили ли к Политовой-Кангаш какую-то меру пресечения.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: