Chris McGrath / Getty Images

Битва за юго-восток Украины и судьба защитников Мариуполя. Почему встали переговоры о мире между Киевом и Москвой

После нескольких встреч переговорщиков из России и Украины в Беларуси и Турции переговоры между двумя странами замедлились. Известно, что стороны обменялись предложениями о будущем статусе Украины и ее территорий. Ни одна сторона, по крайней мере публично, не стремится форсировать переговорный процесс. Украина увязывает переговоры с необходимостью освободить защитников Мариуполя. Россия через своих генералов транслирует новые цели «спецоперации», из которых следует, что Россия должна продолжать наступление.

Неспешный обмен мнениями

Украинская сторона на встрече 24 марта в Стамбуле представила свои предложения о возможном мирном договоре с Россией. В нем должна быть прописана новая система гарантий безопасности для Украины по аналогу 5-й статьи НАТО (предполагает, что нападение на одного из членов НАТО будет рассматриваться как нападение на всех). Украина также была готова принять  обязательства не размещать на своей территории иностранные военные базы и не вступать в военные альянсы. Вопрос Крыма Киев предлагает Москве обсуждать в течение следующих 15 лет.

После передачи украинских предложений переговоры существенно снизили темп.

Спустя две недели после стамбульской встречи глава МИД России Сергей Лавров заявил, что Украина представила новый проект соглашения с Россией, который отличается от переданного во время стамбульской встречи.

«В том документе украинцы четко сформулировали, что будущие гарантии безопасности Украины не распространяются на Крым и Севастополь. В новом проекте эта четкая констатация отсутствует, вместо нее предлагаются размытые формулировки о некоем “эффективном контроле” по состоянию на 23 февраля», — заявил в начале апреля Лавров.

Mykhaylo Palinchak / SOPA / ZUMA Press Wire / Scanpix / LETA

Заметно повлияли на ход российско-украинских переговоров кадры трагедии в Буче и других городах Киевской области. Тем не менее президент Украины Владимир Зеленский накануне заявил, что переговоры надо продолжать и «после Бучи».

В среду, 20 апреля, в Москве заявили, что передали киевской делегации предложения по мирному соглашению.

Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков, комментируя ход российско-украинских переговоров, сказал, что Киеву передали проект соглашения с «абсолютно четкими выработанными формулировками».

«Мяч на их стороне, ждем ответа», − заявил Песков.

В Киеве эту информацию подтвердили и заявили, что документ находится в стадии изучения. О содержимом российских предложений в Киеве и Москве не говорили.

«Российская сторона изучила предложения и высказала встречные позиции. Дальше — наша очередь изучать, сравнивать, делать выводы. В том числе, политико-юридического характера», — заявил после получения документа член украинской делегации Михаил Подоляк.

Фактор Мариуполя

Осада Мариуполя и наступление российских войск вглубь города серьезно усложнила переговоры между Киевом и Москвой. В результате апрельских боев защитников Мариуполя оттеснили на территорию завода «Азовсталь», где они сейчас и находятся. Российские военные уже несколько раз предлагали украинским военным сдаться.

Президент Украины Владимир Зеленский в интервью украинским СМИ заявил, что, если Россия уничтожит украинских защитников Мариуполя, это может стать концом переговоров о мире между Украиной и Россией.

Российская армия, несмотря на это, наносит удары по «Азовстали» сверхтяжелыми авиабомбами.

19 апреля заместитель командира полка «Азов» Святослав Паламар сообщил, что завод «Азовсталь» уничтожен практически полностью.

Представители украинской делегации на переговорах с РФ Давид Арахамия и Михаил Подоляк подтвердили, что готовы отправиться в Мариуполь для переговоров с российской стороной, чтобы лично гарантировать эвакуацию украинских военных.

Михаил Терещенко / ТАСС

В пятницу, 22 апреля, в минобороны РФ сообщили, что Россия готова объявить режим тишины, чтобы провести эвакуацию мирного населения и военных, решивших сложить оружие, с территории завода «Азовсталь». По российским оценкам, там находятся около двух тысяч украинских военных.

Бойцы полка «Азов» и других подразделений украинских вооруженных сил заявляют, что готовы эвакуироваться только при участии в эвакуации посредников. Заместитель командира полка «Азов» Святослав Паламар говорит, что защитники Мариуполя готовы эвакуироваться из города при поддержке третьей стороны.

Новые цели военной операции России

В конце марта в Москве заявили о начале второго этапа «спецоперации» в Украине. Российская армия перестала угрожать Киеву, войска РФ вывели с территорий Киевской, Черниговской и Сумской областей, и российские военные сосредоточили усилия на борьбе с крупной и самой боеспособной группировкой украинских войск на Донбассе.

Официальная цель наступления — выход на административные границы Донецкой и Луганской областей.

В Кремле отказываются назвать вели всего второго этапа операции.

Исполняющий обязанности командующего войсками Центрального военного округа Рустам Миннекаев в одном из публичных выступлений заявил, что цель операции — установление полного контроля над Донбассом и Южной Украиной.

«Контроль над Донбассом позволит создать сухопутный коридор в Крым и воздействовать на жизненно важные объекты Вооруженных сил Украины. Он также даст Вооруженным силам РФ еще один выход в Приднестровье, где отмечаются факты притеснения русскоязычного населения», — заявил Миннекаев.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Кремль «никак не комментирует вопросы, которые связаны с проведением спецоперации».

Первый республиканский (Приднестровье)

По данным украинской разведки, российские войска в Херсонской области активизировали подготовку к проведению «референдума» об образовании «ХНР», который, по данным украинской стороны, должен пройти 27 апреля.

Учитывая позиции сторон переговоров, никто из них не демонстрирует готовность идти на серьезные уступки и рассчитывает улучшить позиции на поле боя. Президент Зеленский уже заявлял, что война с Россией может продолжаться и 10 лет.

Активные наступательные действия России на Донбассе, заявления представителей минобороны о необходимости захвата и удержания новых украинских территорий тем более не приближают установление мира в Украине. Из-за этого темпы переговорного процесс Киева и Москвы вряд ли ускорятся без существенного изменения ситуации на фронте.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Tudor Mardei | NewsMaker

Блок Додона догоняет PAS? Опрос iData показал главную интригу выборов в Молдове

Разрыв между электоральными рейтингами правящей партии PAS и ее главного конкурента на предстоящих выборах сократился почти до статистической погрешности. При этом около 40% молдавских избирателей до сих пор не определились, за кого будут голосовать. Эти два вывода нового электорального барометра компании iData не только определяют главную интригу парламентских выборов, но и показывают, насколько неустойчива и непредсказуема нынешняя электоральная ситуация.

Социологическая компания iData 20 августа представила результаты электорального Барометра общественного мнения.

Электоральный рейтинг основных конкурентов: три варианта

Основной вопрос такого рода социсследований — за кого из конкурентов на выборах будут голосовать избиратели. Подводя его результаты, социологи iData использовали три варианта подсчета голосов. Первый вариант представляет собой классический срез мнений всего населения. Согласно ему, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье, правящая партия «Действие и солидарность» (PAS) получила бы 25,8% голосов, а оппозиционный «Патриотический избирательный блок» — 19,7%. За ними следуют блок «Альтернатива» с 8,1% и «Наша Партия» с 6,6%.

Но самая важная цифра в этом варианте не рейтинг лидеров, а огромный пласт электоральной неопределенности. Почти треть респондентов не дали конкретного ответа о своих предпочтениях: 19,8% «не знают», за кого голосовать, 5,3% «не будут голосовать», а у 3,2% «нет ответа». В сумме эти категории составляют 28,3% — это колоссальный резерв, который может кардинально изменить итоговый расклад в день голосования. Этот вариант — не прогноз, а, скорее, базовый срез общественных настроений.

Второй и третий варианты отсекают фактор неопределенности и показывают результат голосования среди тех, кто пойдет на выборы и уже сделал свой выбор. Второй вариант учитывает голоса только «определившихся» избирателей, взвешивая их по демографической структуре всего населения. В этом варианте рейтинги предсказуемо растут: PAS набирает 36%, а «Патриотический избирательный блок» — 27,5%. Разрыв между ними составляет 8,5 процентных пункта.

Наибольший интерес представляет третий вариант, который, по словам директора iData Михая Болокана, является наиболее приближенным к реальной структуре избирателей. Он не просто учитывает мнения определившихся, но и корректирует их на основе демографической структуры реального электората — тех людей, которые, как показывает опыт прошлых выборов, действительно приходят на участки. И здесь картина еще больше изменяется. Рейтинг PAS снижается до 33,8%, в то время как результат «Патриотического блока» увеличивается до 30,1%. Таким образом, разрыв между главными конкурентами на выборах сокращается до 3,7 процентных пункта.

Фактор независимых кандидатов

Одна из интриг нынешней избирательной кампании — участие заметных независимых кандидатов, способных повлиять на электоральный расклад. В первую очередь речь идет о двух знаковых фигурах проевропейского фланга: бывшем лидере партии «Платформа Достоинство и Правда» Андрее Нэстасе и экс-депутате от PAS Олесе Стамате. Оба политика обладают высоким уровнем известности и апеллируют к тому же электорату, на который претендует правящая партия, создавая для нее дополнительный вызов. Однако, как показывают результаты опроса, их личная популярность рискует не конвертироваться в реальные голоса на выборах.

Узнаваемость ключевых независимых кандидатов не вызывает сомнений. Андрея Нэстасе знают 52,4% избирателей, а Олесю Стамате — 29,6%. Это значительный политический капитал, позволяющий им вести активную публичную кампанию. За ними следует еще несколько независимых кандидатов, чья известность значительно ниже: например, активист Виктора Гросу узнают 9% опрошенных, а бывшую судью Викторию Сандуцу — 5,5%. Узнаваемость остальных находится в пределах статистической погрешности.

Проблема заключается в том, что «капитал узнаваемости» не трансформируется в готовность отдать за них свой голос. Данные из общего опроса о партийных предпочтениях показывают, что суммарно за всех независимых кандидатов готовы проголосовать лишь 2,1% избирателей.

Этот парадокс объясняют ответы на вопрос, кто из независимых кандидатов больше всех заслуживает стать депутатом. Здесь Андрей Нэстасе лидирует с 30,1%, а Олеся Стамате набирает 16,4%. Но самый красноречивый ответ — «Никто», который выбрали 41,9% опрошенных. Это говорит о глубоком скепсисе избирателей по отношению к независимым кандидатам.

Почти половина избирателей не уверены в своем выборе

Данные опроса iData показывают, что нынешний расклад политических предпочтений избирателей крайне неустойчив. Молдавское общество находится в состоянии высокой электоральной турбулентности, и почти половина избирателей либо не знают, за кого голосовать, либо готовы изменить свой выбор.

Ключевая цифра, демонстрирующая эту неопределенность, — ответ на прямой вопрос: «Знаете ли вы, за кого будете голосовать на выборах 28 сентября 2025 года?». Положительно ответили лишь 58,6% респондентов. При этом 39,8%, то есть двое из пяти избирателей, прямо признаются, что не знают, какой выбор сделают. Их голоса способны кардинально изменить финальные результаты, сделав любой сегодняшний прогноз весьма условным.

Более того, даже те, кто утверждает, что уже сделал свой выбор, не всегда тверды в своих убеждениях. Опрос показал, что среди «определившихся» избирателей есть значительная доля «плавающих» голосов. Лишь 42,4% из них полностью исключают возможность изменить свое решение. Еще 32% (18,3% — «маловероятно» и 13,7% — «очень маловероятно») склоняются к тому, чтобы сохранить свой выбор.

Однако 15% определившихся избирателей (9,9% — «вероятно» и 5,1% — «очень вероятно») прямо заявляют, что могут передумать. В масштабах всей страны это означает, что около 9% избирателей — это люди, которые сегодня поддерживают одну партию, а завтра могут отдать свой голос другой.

Опрос iData, кроме того, выяснил нынешние рейтинги доверия политиков (об этом можно почитать здесь), а также, что жители Молдовы считают главными проблемами страны (об этом здесь) и что думают о вступлении Молдовы в ЕС, НАТО и объединении с Румынией (об этом тут).

***

Компания iData проводила опрос 7-16 августа 2025 года на репрезентативной выборке из 1071 респондента. Максимальная погрешность составляет ±2,9%.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Похожие материалы

Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: