В Кишиневе суд признал незаконным увольнение грузчика из сети магазинов Bomba, после того как руководство узнало о том, что он ВИЧ-позитивный и бывший осужденный. По решению суда, компания должна восстановить грузчика на работе и выплатить компенсацию 91,9 тыс. леев. В Bomba обвинения в дискриминации отрицают и говорят, что к моменту увольнения не знали о ВИЧ-статусе и судимости сотрудника, а уволили совершенно за другое. NM разбирался в ситуации.
Кишиневский суд Центра 23 ноября постановил, что Артема Михайлова, в декабре 2019 года уволенного грузчика сети магазинов бытовой техники Bomba, нужно восстановить на работе, выплатить 20 тыс. леев за моральный ущерб и зарплату, которую Михайлов должен был получить со дня увольнения — 71,9 тыс. леев. Отметим, мотивировочную часть к моменту публикации материала суд не обнародовал.
В марте 2020 года Совет по предупреждению и ликвидации дискриминации и обеспечению равенства признал увольнение Артема Михайлова дискриминационным . Совет посчитал, что Михайлова незаконно уволили из Bomba, когда узнали, что он — ВИЧ-положительный и бывший осужденный.
Версия Михайлова
Как рассказал NM Артем Михайлов, 11 ноября 2019 года он устроился грузчиком в один из магазинов бытовой техники сети Bomba. О вакансии, по словам Артема, он узнал от знакомого Сергея, который тоже работал в магазине. Через некоторое время Сергей случайно узнал, что у Артема ВИЧ, испугался, что может заразиться от него, и стал шантажировать. Он угрожал, что, если Михайлов не сообщит руководству о болезни и не уволится, то сам все расскажет.
После этого, 19 декабря, Михайлов вынужден был рассказать администратору магазина, что он — ВИЧ-инфицированный. «Администратор нормально отреагировал, сказал, что знает, что ВИЧ не передается бытовым путем, и что я могу работать дальше», — рассказал Михайлов.
Однако в тот же день, по словам Михайлова, администратор снова вызвал его в кабинет. Он потребовал предоставить справку о несудимости и медицинский сертификат. Тогда же начальник потребовал, чтобы сотрудник работал в медицинской маске и перчатках.
На следующий день Михайлов обратился в отдел кадров компании, чтобы разрешить конфликт, но там ему сообщили, что он больше не может работать в компании, так как другие сотрудники не согласны работать с ВИЧ-положительным коллегой. «Мне говорили, что я — эгоист и не думаю об имидже компании», — рассказал Михайлов. Грузчику предложили уволиться добровольно, он не согласился.
24 декабря Артем Михайлов предоставил справку о том, что он — бывший осужденный, а 27 декабря молодого человека уволили. В личной беседе ему объяснили, что при трудоустройстве он сообщил ложную информацию, потому что не рассказал о судимости, и что в компании не может работать человек с судимостью, поскольку это противоречит политике компании.
Михайлов получил по почте официальное уведомление о том, что уволен из-за утери доверия, нарушения трудовой дисциплины, требования с покупателей дополнительных денег и невозврата долгов коллегам. В разговоре с NM Михайлов опроверг эти обвинения. По его словам, по просьбе клиентов он настраивал купленную ими бытовую технику. «Этy услугу грузчик оказывать не должен, и я занимался настройкой техники только после работы», — рассказал Михайлов.
Он подтвердил, что действительно занял у коллег тысячу леев, но, по его словам, все вернул. Телефонные разговоры, в которых коллеги подтверждают, что им вернули деньги, Михайлов записал на диктофон. Также он записал на диктофон разговоры с администратором магазина.
Что касается справки о судимости, Михайлов отметил, что отбыл срок шесть лет назад, не находится под наблюдением правоохранительных органов и считает, что требовать у него справку было незаконно.
Адвокат Михайлова Андрей Лунгу в разговоре с NM добавил, что, согласно процедуре, стороны должны были попытаться урегулировать конфликт до суда, однако, представители Bomba на процесс медиации не пришли.
Версия Bomba
В компании Bomba рассказали другую историю. Как объяснил в разговоре с NM адвокат компании Октавиан Гроссу, к моменту увольнения Михайлова руководство сети не знало ни о ВИЧ-статусе работника, ни о его судимости.
По словам Гроссу, истинная причина увольнения сотрудника была в том, что несколько покупателей пожаловались, что Михайлов просил деньги за услуги, которые должен был оказать бесплатно. За помощь покупателям грузчик просил 50 леев. Также, по словам адвоката, у компании есть письменные доказательства того, что Михайлов просил коллег занять ему деньги и не возвращал их в срок. В компании провели внутреннее расследование, которое подтвердило эти случаи.
Как пояснили в Bomba, в день, когда руководство рассматривало увольнение сотрудника, его пригласили, чтобы дать право объясниться. Но вместо того, чтобы высказать свою позицию, Михайлов принес две справки: о том, что болен ВИЧ, и что был осужден. Адвокат подчеркнул, что никаких справок у Михайлова не просили. Поскольку ВИЧ-статус не имеет никакого отношения к нарушениям, которые выявили при внутреннем расследовании, молодого человека уволили.
Гроссу подчеркнул, что компания не могла знать о ВИЧ-статусе Михайлова и его судимости, потому что по трудовому законодательству для трудоустройства он должен был предоставить только копию удостоверения личности и приписное свидетельство.
По словам адвоката, до конца недели Bomba обратится в Апелляционную палату, чтобы полностью отменить решение первой инстанции или отправить его на пересмотр. В случае неудачи в компании намерены дойти до Высшей судебной палаты.
Гроссу объяснил отсутствие на заседаниях в суде первой инстанции тем, что был болен.