Быть людьми. Марина Шупак о том, как разорвать круг ненависти в Молдове
4 мин.

Быть людьми. Марина Шупак о том, как разорвать круг ненависти в Молдове


Почти за сутки минутный видеоролик, на котором полицейский отказался разговаривать с водителем на русском языке, набрал в соцсетях тысячи комментариев. В большей части из них восхваляют и ставят в пример действия полицейского, нередко там сквозит и откровенная ненависть к русскоязычным согражданам, а порой и призывы к расправе. Не обошлось без речей ненависти и в комментариях с «противоположной» стороны.

newsmaker.md/rus/novosti/goryachie-yazyki-minutnyy-rolik-o-voditele-i-politseyskom-pokazal-litso-moldavskog-41139

Цель этой колонки — не посчитать или соразмерить количество желчи и злобы с обеих сторон, а попытаться понять, почему мы не учимся на своих ошибках. Ведь история циклична, и история ненависти в молдавском общественном и интернет-пространстве не исключение. К тому же пройдет немного времени, и представители обоих лагерей традиционно сольются в едином порыве двуязычного отторжения новых «чужаков» — будь то гомосексуалы, как обычно бывает во время маршей ЛГБТ, беженцы или кто-то другой.

Мы уже видели бесчеловечную реакцию пользователей соцсетей на смерть Андрея Брэгуцы. Напомню, тогда большая часть комментаторов одобряла его убийство. Они призывали «убивать таких при рождении» и «изолировать их от цивилизованного общества». Про Брэгуцу писали, что «стрелять в него надо было сразу», что «он нашел, что искал», и «заслужил все, что получил». Многие, как и сейчас, благодарили полицию… Кстати, делали это в равной степени и румыноязычные, и русскоязычные комментаторы.

newsmaker.md/rus/novosti/odobrennoe-ubiystvo-chto-pokazala-smert-andreya-bregutsy-33369

Видели мы реакцию соцсетей и на пост экс-министра, а ныне кандидата в депутаты Октавиана Цыку, в котором он рассматривал речи ненависти Шора с точки зрения его этнической принадлежности. Пост Цыку «лайкали» и «шерили» другие лидеры общественного мнения. Кто-то тогда в комментариях предложил провести Шора по центру города и кастрировать, «как это бывало раньше». Кто-то предложил сжечь Шора. Идею поддержал другой пользователь, так как «жиды во всем мире извлекают выгоду из войн». И так далее…

Случай с вулканештским водителем и полицейским внес несколько новых страниц в летопись молдавской ненависти. В Молдове уже привычно, что многие СМИ не модерируют и не удаляют комментарии явно ксенофобского характера или призывающие к ненависти, а порой заголовками и подводками лишь раззадоривают комментаторов. Но было и кое-что другое.

Во-первых, в этот раз видеоролик (отметим, неполный, так как неясно, чем завершилась беседа) без всяких пояснений или законодательного контекста опубликовали некоторые популярные и влиятельные СМИ, в том числе и те, кого «желтой прессой», вроде бы, не назовешь.

Во-вторых, комментарии с героизацией действий полицейского оставляли не только рядовые пользователи соцсетей, но и многие из тех, чья работа связана с оказанием услуг населению: госслужащие, общественники, даже некоторые правозащитники.

Люди, чья работа — служение общественному благу, публично одобряли отказ предоставить информацию на том языке, на котором говорит гражданин. Остается догадываться, какими принципами руководствуются в своей повседневной деятельности эти чиновники, врачи, учителя, общественники.

Эта ситуация наглядно показывает, что «языковая проблема» в Молдове — не искусственная, и, называя ее таковой, мы лишь закрываем на нее глаза.

Что с ней делать? Рецепт написан давно, в том числе и независимыми международными экспертами. Взять хотя бы спецдокладчика ООН по вопросам меньшинств и Комитет ООН по социальным, экономическим, культурным правам. В числе прочего они говорят о необходимости пересмотреть методику преподавания госязыка и обеспечить возможность бесплатно и качественно выучить госязык, а также обучать население языкам меньшинств.

Следует оказать еще большую информационную поддержку Совету по равенству, который, будучи госорганом, уже вынес не одно осуждающее решение по случаям непредоставления госуслуг на русском языке. Или румынском. Да, такое тоже происходит, и об этом тоже нужно говорить. Здесь можно было бы сказать и о том, что жалоб в Совет намного меньше, чем подобных комментариев в Facebook, но это отдельная тема.

Главная проблема — и полемика вокруг инцидента с водителем и полицейским это показала — не в отношениях между гражданином и государством, и даже не в положениях закона. Проблема в том, чтобы наполнить диалог между разными представителями молдавского общества созидательными, а не разрушительными смыслами.

Нам все равно здесь жить вместе. Можем ли мы увидеть в другом человека, а не его национальную принадлежность или язык, на котором он говорит. Научиться находить общий язык. Искать решения, выход из ситуации, а не заводить ее в тупик.

Да, речь не только о госчиновниках, но и о нас с вами. О простых «Vă rog să mă scuzati», «простите, пожалуйста», «prostedin yakışarsadi». Пусть с акцентом, но зато с добрым намерением найти общие точки соприкосновения: как вместе победить коррупцию, как не дать Молдове окончательно стать диктатурой. Как, в конечном счете, сделать нашу жизнь лучше. Как быть людьми.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: