Адвокаты Вячеслава Платона уже почти четыре недели ничего не знают о своем подзащитном: их под разными предлогами, а иногда и без них не пускают на встречи с клиентом. В Национальной администрации пенитенциарных учреждений на вопросы адвокатов не отвечают, как и в тюрьме № 13, где содержится Платон. Офису народного адвоката директор тюрьмы заявил, что адвокаты приходят не в то время.
Что случилось?
Адвокаты бизнесмена Вячеслава Платона, приговоренного к 25 годам тюрьмы по двум уголовным делам о мошенничестве в особо крупном размере, уже четыре недели не могут попасть в тюрьму № 13 на встречу со своим подзащитным.
Согласно исполнительному кодексу РМ, для заключенных «число свиданий с адвокатом… не ограничивается». А, согласно уголовно-процессуальному кодексу, администрация учреждений, где содержатся задержанные или арестованные (в этом случае руководство тюрьмы № 13), обязана «разрешать свидания лица, содержащегося под стражей, с его защитником, законным представителем, посредником в конфиденциальных условиях, без ограничения числа и продолжительности свиданий» и «обеспечивать своевременную доставку лица, содержащегося под стражей, в орган уголовного преследования или судебную инстанцию».
В отношении Вячеслава Платона и его адвокатов эти нормы закона не действуют. «Сначала нам говорили, что нет свободных мест. Тогда мы стали приходить с самого утра, когда никого не было», — рассказал NM адвокат Вячеслава Платона Валерий Плешка.
Попытки пройти в здание тюрьмы в порядке живой очереди успехом не увенчались. По словам Плешки, сотрудники тюрьмы не пропускали их, не брали их удостоверения и не отвечали на вопросы адвокатов о том, почему они не могут пройти.
Более того, попасть на проходную адвокаты могли, только когда из здания тюрьмы кто-то выходил. Сотрудники тюрьмы дверь им не открывали.
27 февраля адвокаты пришли в тюрьму № 13 в сопровождении СМИ, но добиться встречи с клиентом или ответов на свои вопросы им снова не удалось. «Сработал сигнал тревоги, у них было какое-то ЧП. Тогда мы поехали в национальную администрацию пенитенциаров, но там все руководство вместе с пресс-секретарем срочно выехали куда-то», — рассказал Плешка.
Адвокат рассказал, что с 4 февраля защитники Платона каждый день приходили в тюрьму в разное время, иногда они оставались до конца рабочего дня тюрьмы. «Мы написали во все компетентные национальные инстанции. На национальном уровне мы сделали все что возможно», — говорит Плешка.
Адвокаты Платона также подали в муниципальную прокуратуру заявление против директора тюрьмы № 13 в связи с превышением им служебных полномочий.
Они намерены обратиться в ЕСПЧ в связи с нарушением прав их клиента. По словам Валерия Плешки, в ЕСПЧ уже есть одна жалоба по поводу ограничения права Платона на встречи с адвокатами, но она касается другого периода.
В этот раз адвокат убежден: есть скрытые причины того, что их не пускают к клиенту. «Я могу только предполагать, что с ним что-то случилось, или что это связано с делом в России. Но то, что происходит, просто уму непостижимо. Просто так такое не случается», — сказал Плешка.
Напомним, что МВД России в конце прошлой недели обвинило главу Демпартии Владимира Плахотнюка и бизнесмена Вячеслава Платона в организации международного преступного сообщества и незаконном выводе 37 млрд рублей из РФ.
Платону не только не дают встретиться с адвокатами, его также не приводят в суды, где рассматриваются его жалобы на руководство тюрьмы. «Всегда разные причины: то говорят, что он отказывается ехать, то — что прокурор звонил и сказал, что не будет заседания. А сейчас вообще перестали что-то говорить. Судьи покорно откладывают заседания на другое число», — говорит адвокат.
Он рассказал, что родственникам Платона «из различных источников передают разные сообщения» о том, что на него было совершено покушение. Одни сообщают, что его «пырнули ножом», другие — что он в больнице. Адвокат не знает, с какой целью родным Платона передают эти сообщения, но одно из них поступило от одного из адвокатов, которая навещала клиента, содержащегося в той же тюрьме № 13.
Адвокат, ссылаясь на слова клиента, сообщила, что защитников Платона не пускают к нему, так как ждут, пока у Платона заживут травмы.
Валерий Плешка напомнил, что в сентябре 2018 года Платона избили в тюрьме сотрудники спецподразделения Pantera. Адвокатов не допускали к нему с 24 августа 2018 года по 3 сентября 2018 года. Когда они все же попали на встречу с клиентом, Платон показал им синяки на теле.
В администрации пенитенциарных учреждений тогда подтвердили, что в тюрьме № 13 применили силу против Вячеслава Платона, Но, как утверждают в ведомстве, сделали это вынужденно — в ответ на агрессивное и провокационное поведение заключенного.
Что говорят в тюрьме?
По поводу недопуска адвокатов к Вячеславу Платону в тюрьме № 13 и в Национальной администрации пенитенциаров не говорят ничего. Директор тюрьмы № 13 Игорь Пынтя не отвечает на телефонные звонки, а в администрации не отвечают на письменные запросы NM.
Единственный комментарий, касающийся Вячеслава Платона, опубликован 22 февраля на странице администрации пенитенциаров и касался сообщений о том, что Платона ранили в тюрьме.
«Публично опровергаем информацию, появившуюся в СМИ, о том, что заключенного Платона ранили ножом. Это неправда. В тюрьме № 13 не было подобных инцидентов. Сожалеем, что СМИ не проверили информацию, перед тем как ее публиковать. Надеемся, что семья заключенного Платона не пострадала от этих новостей», — сообщила пресс-служба администрации.
В сообщении не было ответа на вопрос о том, почему к Платону не пускают адвокатов.
«Просто нет мест»
Представители офиса народного адвоката уже дважды посещали Платона. Первый раз — 23 февраля. «Беседа с Вячеславом Платоном проходила прямо в камере, где он содержится. Вячеслав Платон во время беседы не упоминал о проблемах со здоровьем. В то же время Платон отметил, что хочет проголосовать на парламентских выборах 24 февраля 2019 года», — говорилось в сообщении Офиса народного адвоката.
После появления этой информации адвокаты Платона сказали NM, что не может такого быть, чтобы Платон не сообщил представителям омбудсмена о том, что к нему с 4 февраля не пускают адвокатов.
На следующий день, 24 февраля, в ЦИК сообщили, что Платон отказался голосовать и бойкотировал выборы. По мнению адвокатов Платона, это может косвенно подтвердить, что их клиент не в порядке.
Второй визит представителей омбудсмена состоялся 1 марта. На странице офиса народного адвоката было опубликовано сообщение о том, что состоится совместная встреча руководства тюрьмы № 13 с адвокатами Платона.
В итоге с руководством тюрьмы встретились только сотрудники офиса народного адвоката, а адвокаты Платона час простояли в холле тюрьмы. В сообщении для прессы офиса народного адвоката по итогам встречи говорится, что запланированные процесс медиации и совместная встреча с участием Пынти и адвокатов Платона не состоялась. «Директор тюрьмы не захотел встречаться с адвокатами Вячеслава Платона, объяснив это тем, что он не ограничивал их доступ к клиенту и не может предоставить им какой-то особенный режим встречи с клиентом», — говорится в сообщении.
Пынтя заверил представителя офиса омбудсмена Майю Бэнэреску, что 25 февраля свяжется с офисом народного адвоката, чтобы вернуться к обсуждению вопроса о доступе защитников Платона в тюрьму.
Бэнэреску посетила Платона и убедилась в том, что он не ранен. Платон сказал ей, что хотел бы встретиться со своими адвокатами, и чтобы его осмотрел врач-стоматолог. Также он сказал, что ему нужны газеты. «Офис народного адвоката продолжит следить за соблюдением права на защиту бизнесмена и вскоре выступит с более детальным сообщением на эту тему», — сказано в пресс-релизе.
Адвокат Вячеслава Платона Александр Боднарюк рассказал, что Пынтю они увидели издалека, когда он вышел провожать представителей офиса народного адвоката. «Мы кричали ему, не хочет ли он ответить на наши вопросы, но он молча развернулся и ушел», — сказал Боднарюк.
Он отметил, что представителям омбудсмена Пынтя сказал, что адвокатов Платона не пускают, потому что нет места для встреч, что в тюрьме № 13 только один кабинет для встреч с адвокатами «таких публичных лиц».
Как раз в это время проходила встреча экс-премьера Владимира Филата с его адвокатами, которые всегда по графику встречаются с ним по пятницам в 15.00. «Пынтя сказал им [представителям омбудсмена], что адвокаты приходят не в то время. Нас якобы не пускают, потому что просто нет мест для встреч», — говорит Боднарюк.
Что говорят эксперты?
Координатор программ в центре юридических ресурсов Ион Гузун в комментарии NM подчеркнул, что право человека на адвоката и защиту гарантировано Конституцией. А то, что происходит, он расценивает, как нарушение права Платона на защиту. По мнению Гузуна, права адвокатов Платона также нарушаются.
По мнению Иона Гузуна, когда ЕСПЧ вынесет решение в связи с нарушениями прав Платона, будет уже поздно, потому что его права нарушают прямо сейчас. «Необъяснимо, почему тюрьма ограничивает доступ адвокатов Платона к клиенту, а других адвокатов пропускает. Мы все это видели», — отметил эксперт.
Он отмечает, что происходит это только в отношении Платона. «Теперь представьте, что администрация тюрьмы просто не пускает всех адвокатов к своим клиентам. Это будет катастрофа. То, что происходит, это селективный подход к соблюдению прав человека, и это должно заботить каждого из нас, а не только адвокатов Платона», — считает Гузун.
Он отметил, что центр юридических ресурсов уже много лет говорит о проблемах в системе юстиции. В том числе, о чрезмерном применении ареста и перенаселенности тюрем, что, в свою очередь, создает препятствия для общения адвокатов и родственников с заключенными. «Но это не проблема адвокатов. Обеспечивать их местом для встреч с клиентами обязана администрация тюрьмы», — подчеркивает эксперт.
По его словам, этот вопрос должен озаботить Офис народного адвоката и министерство юстиции. «Видя эти нарушения и ничего не предпринимая, они не могут потом претендовать на какую-либо макрофинансовую помощь, в том числе и техническую», — считает Гузун.
Он обратил внимание на то, что адвокаты Платона активны, профессиональны, и им хорошо платят. «А теперь представьте, как соблюдают права заключенных, у которых нет ресурсов платить хорошим адвокатам, чтобы те боролись за их права», — резюмировал Ион Гузун.
Исполнительный директор Amnesty International Moldova Вячеслав Тофан считает, что в деле Платона нарушается принцип равенства сторон в процессе. «Любой заключенный должен иметь доступ к справедливому процессу. Я не слышал о том, чтобы у прокурора не было доступа к Платону, когда ему он нужен, и он вступает информированным в судебный процесс, а адвокаты Платона нет», — отметил Тофан.
Он отметил, что встречи с адвокатами могут быть ограничены наличием свободных мест, но «это не может длиться месяц». «Это явно направлено против Платона, это просто недопустимо, у каждого есть право на встречи с адвокатами. Каждый может оказаться в такой ситуации. Кроме того, мы не знаем, почему так происходит», — сказал Тофан.
По его мнению, адвокаты могут обратиться в суд, но он не уверен, что это поможет. «Этот случай специфический», — считает Вячеслав Тофан. При этом, он обращает внимание на то, что к Платону допустили представителей омбудсмена, и общественность узнала, что он не ранен.