В деле о покушении на Владимира Плахотнюка, которое повторно рассматривает Апелляционная палата, наметился резкий поворот. Главный свидетель дал показания, которые кардинально отличаются от тех, которые он давал три года назад. Исход дела во многом зависит от того, какие показания он даст на следующем заседании. О том, почему из зала суда выгнали Павла Григорчука, зачем свидетелю нужен психолог, и что опять не поделили адвокаты и прокурор — в репортаже NM с сегодняшнего заседания.
«Если его не удалят из зала, я буду вынуждена уйти»
Дело о покушении на Плахотнюка, по которому главных обвиняемых три года назад приговорили к длительным тюремным срокам, сейчас повторно рассматривает Апелляционная палата (АП). Перед заседанием 29 октября гособвинитель Джульетта Девдер попросила удалить из зала суда гражданского активиста Павла Григорчука, который регулярно приходит на заседания, чтобы поддержать подсудимых. Прокурор пояснила, что после заседания 21 октября Григорчук ее оскорбил.
После того заседания Григорчук кричал: «Плахотнюковский прокурор, вам должно быть стыдно, люди пять лет сидят в тюрьме, проститутка Плахотнюка».
Джульетта Девдер отметила, что уже сообщила и.о. генпрокурора о поведении Григорчука, и потребовала, чтобы судьи обеспечили в зале заседаний рабочую атмосферу. «Если его не удалят из зала, я буду вынуждена уйти», — сказала прокурор Девдер. Услышав это, Григорчук вышел сам, не дожидаясь решения судей. В свою очередь судьи отметили, что запрещают Григорчуку участвовать и в следующих заседаниях.
«Да сколько можно»
Затем Джульетта Девдер сообщила, что прокуроры проверили показания главного свидетеля по делу Юрия Пархоменко. Он тоже проходил подсудимым по этому делу. Но его судили отдельно и в 2018 году приговорили к пяти годам и четырем месяцам тюрьмы. На заседании АП 15 октября этого года Пархоменко заявил, что покушение было инсценировкой, а показания он давал под давлением прокуроров и тогдашнего директора тюрьмы № 13 Игоря Пынти. Адвокаты подсудимых утверждают, что показания Пархоменко могут полностью изменить ход дела и подтвердить невиновность их подзащитных. На том же заседании 15 октября прокурор сказала, что прокурорам необходимо около двух недель, чтобы проверить слова Пархоменко.
На заседании 29 октября Девдер ничего не сказала о проверке и о том, почему на основании показаний Пархоменко решили не открывать новое уголовное дело. При этом она настаивала, чтобы ей позволили зачитать показания Пархоменко, которые он дал во время рассмотрения этого дела в судах первой и второй инстанции.
Кроме того, Девдер сообщила, что из-за того, что дело считается политическим, в прокуратуре Кишинева решили сформировать группу прокуроров, которая будет представлять обвинение в суде. В группу вошли Татьяна Видрашку и Денис Ротару. Отметим, оба прокурора представляли обвинения по этому делу в 2018 году и добивались того, чтобы подсудимым ужесточили наказание. Девдер пояснила, что ни Видрашку, ни Ротару не могут присутствовать на этом заседании, но они присоединятся к слушаниям на этапе судебных прений. Она подчеркнула, что присутствие Видрашку и Ротару необходимо, «чтобы не вышло, что у них диаметрально противоположные позиции».
Ее слова встретили в зале возмущенными возгласами: «Да сколько можно».
«Он боится за свою жизнь»
В свою очередь адвокаты подсудимых выступили против того, чтобы прокурор зачитала показания Пархоменко. Они отметили, что Пархоменко уже подтвердил, что дал предыдущие показания под давлением. Адвокаты потребовали, чтобы Пархоменко повторно привезли давать показания, и чтобы при этом присутствовал психолог.
Выступили адвокаты и против привлечения к делу дополнительных прокуроров. Адвокаты считают это «попыткой затянуть» судебные заседания, которые уже подходят к концу (остались прения сторон и приговоры). Адвокат Валерия Заболотного Владимир Курмель отметил, что в 2018 году Пархоменко намеренно изолировали в СИЗО. «На него воздействовали психологически. Держали в одиночной камере. Сейчас они хотят, чтобы прокурор Ротару снова на него повлиял», — заявил Курмель. В зале его слова встретили аплодисментами, однако судьи попросили их прекратить. «Он [Пархоменко] боится за свою жизнь. Его сломали психологически», — добавил Курмель.
«Мы устали от вас»
В итоге судьи согласились с тем, чтобы Пархоменко доставили на следующее заседание. Тем временем подсудимые, которые присутствовали на заседании по видеосвязи, стали возмущаться тем, что заседание снова переносят. С экранов послышалось: «Здесь что, дебилы сидят? Давайте еще маму его позовем. Мы устали от вас». Но было невозможно разобрать, кто именно это говорит.
На задних рядах в зале заседаний тоже стали возмущаться: «Что это изменит [если еще раз заслушать Пархоменко]». Один из сидящих в первом ряду возмутился, что за год судьи еще ни разу не спросили его мнение. Судьи напомнили ему, что он — не часть судебного процесса, и пригрозили другим зрителям, что если они не будут соблюдать порядок, то заседания будут проводить в закрытом режиме. Следующее заседание по делу назначили на 11 ноября.
***
О покушении на Владимира Плахотнюка в апреле 2017 года, напомним, сообщило МВД Украины. По информации правоохранителей, организаторов заказного убийства задержали в Киеве, а потенциальных исполнителей — в Кишиневе.
Осенью того же года прокуратура закончила расследование этого дела и передала его в суд. Прокуроры утверждали, что им удалось собрать достаточно доказательств вины обвиняемых и установить, что заказчиком покушения был председатель фонда помощи ветеранам спорта IFAVIS Григорий Карамалак (Болгар). Мотивом заказного убийства прокуроры назвали уголовные дела, открытые в Молдове против Карамалака.
В апреле 2018 суд вынес приговор шестерым обвиняемым в покушении на Плахотнюка. Максимальный срок получил зампред фонда помощи ветеранам спорта IFAVIS Валерий Заболотный, которого приговорили к 20 годам тюрьмы закрытого типа. Остальные пятеро обвиняемых получили тюремные сроки от 3 до 11 лет.
Троих обвиняемых: Василия Драгулю, Ивана Кожокаря и Игоря Мельника — оправдали по статье за подготовку покушения, их приговорили по другим статьям. Степана Кирова оправдали по статье за хранение и покупку оружия, но оставили в силе статью за подготовку покушения. Все шестеро подсудимых не признали вину, некоторые в своих показаниях говорили о том, что покушение было инсценировано. Апелляционная палата частично ужесточила эти наказания, но в 2020 году Высшая судебная палата отменила этот приговор и вернула дело в АП.