Прокуратура вновь взялась за расследование незаконной высылки турецких учителей. Возбудили два новых уголовных дела: против отстраненного от должности генпрокурора Александра Стояногло и по факту незаконной высылки. Неизвестно, пересмотрят ли дело экс-главы СИБ Василия Ботнаря, хотя это дело уже частично рассекретили. NM рассказывает, что известно об этих делах, и что молдавские власти сообщили об этом Комитету министров Совета Европы.
Новое дело
Новое уголовное дело, связанное с незаконной высылкой из Молдовы турецких учителей, открыли 16 февраля 2022 года. Об этом правительственный агент сообщил Комитету министров Совета Европы в начале апреля. В письме агент отметил, что дело завели, «чтобы выявить причастность других высокопоставленных должностных лиц» к высылке учителей. Комитет, отметим, следит за тем, как молдавские власти исполняют решение ЕСПЧ 2019 года, согласно которому Молдову признали виновной в нарушении прав турецких учителей.
В том же письме правительственный агент сообщил, что в сентябре 2021 года парламентская комиссия по вопросам нацбезопасности обратилась в Службу информации и безопасности (СИБ) и потребовала рассекретить информацию о том, на каком основании пребывание учителей в Молдове признали нежелательным. В СИБ сообщили, что получили информацию «в рамках более широкого дела, расследование которого еще не завершено». Также спецслужба сообщила, что «национальное законодательство не дает оснований для рассекречивания такой информации». Кроме того, в СИБ отметили, что материалы находятся в судебных инстанциях, где родственники учителей пытаются оспорить решения Бюро миграции и убежища об отказе в убежище турецким учителям.
Дело Ботнаря
Пока единственным осужденным за незаконную высылку турецких учителей является экс-глава Службы информации и безопасности Василий Ботнарь. В 2020 году суд первой инстанции рассмотрел его дело в закрытом режиме. Объяснили это тем, что в деле есть информация, представляющая гостайну. Семьям турецких учителей не сообщили ни о том, что дело передали в суд, ни о том, что Ботнаря признали виновным в злоупотреблении властью и оштрафовали на 88 тыс. леев. При этом гражданскими истцами по делу выступили министерство финансов и СИБ. Минфин требовал, чтобы Ботнарь возместил министерству деньги, выплаченные семьям учителей по решению ЕСПЧ, а СИБ — деньги за аренду чартерного самолета, на котором учителей вывезли в Турцию. Ботнарь согласился и выплатил €125 тыс. минфину и 343 тыс. леев СИБ.
Жена одного из учителей — Галина Тюфекчи пытается добиться того, чтобы дело Ботнаря вернули на пересмотр. Ее жалобу с ноября 2020 года рассматривает Апелляционная палата. Однако к рассмотрению жалобы по существу до сих пор не приступили, так как ни у Галины Тюфекчи, ни у ее адвоката Вадима Виеру нет доступа к гостайне. Чтобы его оформить, необходимо пройти длительные процедуры, после чего СИБ должен принять решение, предоставить ли им доступ. Если они получат доступ, АП сначала должна будет решить, есть ли у Галины Тюфекчи процессуальное право обжаловать приговор Ботнарю.
Следующее заседание Апелляционной палаты назначили на 31 мая. «Наша главная цель — добиться пересмотра дела. Сделать это очень сложно. Еще одна проблема заключается в том, что прокурор [Виктор Плугару] не обжаловал это решение [приговор Ботнарю]. Не знаем, почему он этого не сделал. Официальных объяснений мы не получили», — сказал Вадим Виеру. Он подчеркнул, что на первом же заседании АП прокурор Плугару выступил против того, чтобы Галина Тюфекчи даже присутствовала в зале заседаний (Плугару вел расследование по этому делу и представлял его в суде. В октябре 2021 года он уволился из прокуратуры).
По информации NM, часть материалов дела, которая находится в прокуратуре, все же рассекретили. Добиться этого удалось благодаря предварительному иску адвоката Вадима Виеру. Он отправил иск прокуратуре, правительству и межведомственной комиссии по защите государственной тайны. После этого в Генпрокуратуре решили рассекретить все материалы, за которые несет ответственность прокуратура. Но приговор еще засекречен. Его может рассекретить суд. Но есть и другие материалы, которые засекретил СИБ, их сможет рассекретить только спецслужба.
Межведомственная комиссия, рассмотрев запрос адвоката, рекомендовала суду и СИБ рассмотреть возможность рассекретить остальные материалы дела и приговор. «Если не рассекретят все дело, мы обратимся в суд в административном порядке и потребуем, чтобы его рассекретили», — сказал Вадим Виеру.
Дело Стояногло
Уголовное дело против Стояногло завели зимой 2022 года. Поводом стало обращение в Высший совет прокуроров экс-депутата от партии «Достоинство и правда» (DA) Инги Григориу. Совет поручил прокурору Антикоррупционной прокуратуры Андрею Балану проверить эту жалобу. Он решил не открывать дело, отметив, что во время проверки собрал доказательства, которые подтверждают, что Стояногло не вмешивался в осуществление правосудия по делу турецких учителей.
Григориу не согласилась с этим решением и обратилась к руководству Антикоррупционной прокуратуры с просьбой завести уголовное дело. И.о. главы Антикоррупционной прокуратуры Елена Казакова постановила начать уголовное дело и поручила расследование другому прокурору — Василию Плевану. Прокурор попытался взять самоотвод, объяснив это тем, что его жена работает помощником судьи Апелляционной палаты (АП) Кишинева, которая рассматривает дело о незаконной высылке турецких учителей. Однако заявление Плевана отклонили, и он продолжил вести расследование.
Как рассказал NM Василий Плеван, дело завели по 303 статье Уголовного кодекса — «вмешательство в осуществление правосудия и уголовного преследования». В чем именно обвиняют Стояногло, Плеван не объяснил, отметив, что не может разглашать информацию из материалов дела. Также он не объяснил, есть ли в деле другие фигуранты, кроме отстраненного генпрокурора. «Не могу сообщить вам все детали, но уголовное дело начали против него [Cтояногло]. Расследование идет», — сказал Плеван.
Стояногло, комментарий которого NM удалось получить во время заседания суда 1 мая, отметил, что «порой ему стыдно за то, что он представляет юстицию страны и прокуроров, которые занимаются такими вещами». «Я не имею никакого отношения к делу турецких учителей. Я его не возбуждал, не принимал решение о засекречивании, не поддерживал обвинение в суде. Если идти по этому пути, то надо всех прокуроров, которые работали в то время, привлечь к ответственности, но это абсолютно неправильно и самое главное — незаконно», — сказал Стояногло. Кроме того, он считает, что дело против него завели в результате «чисто политического давления». «Таким способом обращают внимание общественности на дела, которые имеют какой-то резонанс. Но и меня пытаются привязать к этому делу», — отметил он.
Что еще рассказали молдавские власти Совету Европы
В том же письме комитету министров Совета Европы правительственный агент сообщил, что правительство попросило власти Турции передать высланных турецких учителей Молдове. Запрос отправили на основании Конвенции о передаче осужденных, которую ратифицировали обе страны. Турецкие власти пока на этот запрос не ответили.
Молдавские власти все же получили ответ на вопросы, в каких условиях содержат высланных учителей, которых в Турции затем осудили за связь с проповедником Фетхуллахом Гюленом, которого турецкие власти считают организатором госпереворота в Турции летом 2016 года.
В ответ на письмо молдавских властей Анкара сообщила, что «не получила от учителей жалоб на условия содержания». Также турецкие власти рассказали, что все три года учителей посещают адвокаты и семьи. В частности, за эти три года Муждата Челеби родственники посетили 59 раз, Резу Догана — 79 раз, Ясына Оздила — 12 раз, Феридуна Туфекчи — 114 раз, Хасана Караджоглу — 88 раз. Из-за эпидемии коронавируса некоторые встречи прошли онлайн.
***
Утром 6 сентября 2018 года сотрудники СИБ задержали и увезли в неизвестном направлении семь сотрудников сети молдавско-турецких лицеев Orizont. Позже без суда и следствия их выслали из Молдовы в Турцию, где теперь все они отбывают длительные тюремные сроки. Высылка была незаконной. Все сотрудники лицеев просили в Молдове убежище и выдворить их из страны можно было только по решению суда. Некоторые жили в Молдове более 20 лет, у многих здесь были семьи. У властей Молдовы не было права передавать их представителям властей Турции, где им грозили пытки и политическое преследование.
В июне 2019 года ЕСПЧ признал Молдову виновной в нарушении прав человека при высылке турецких учителей и обязал выплатить им по €25 тыс. компенсации. Лишь через год после высылки прокуратура Кишинева начала расследование по этому факту. В феврале 2020 года стало известно, что в деле остался один обвиняемый — бывший глава СИБ Василий Ботнарь, которого суд первой инстанции приговорил к штрафу.
***
Эта статья написана в рамках проекта «Укрепление правового государства и обеспечение прозрачности судебной системы». Его реализует ОО «Юристы за права человека» при поддержке Национального фонда за демократию, которые никоим образом не влияют на предмет и содержание опубликованных журналистских материалов.