На сайте парламента опубликован «объединенный» законопроект о введении смешанной избирательной системы. Документ практически идентичен первоначальному проекту социалистов. В нем ничего не говорится о квоте для диаспоры, Приднестровья и Гагаузии. Социалисты обещают внести поправки во втором чтении. Спикер Андриан Канду говорит, что демократы этого не допустят. Более трех-четырех мандатов, по его словам, Приднестровье не получит.
Опубликованный на сайте парламента законопроект представлен как объединенный документ, сформированный на основе двух проектов, утвержденных в первом чтении 5 мая. Речь идет о законопроекте социалистов о смешанной системе и инициативе демократов об одномандатной системе голосования.
Из проекта демократов, впрочем, в «компромиссный» вариант не вошло ничего. Документ практически идентичен проекту социалистов. Из первоначальной версии законопроекта исключен лишь пункт о том, что голосование для диаспоры на парламентских выборах по смешанной системе будет проходить в течение двух дней.
Депутат от Партии социалистов, председатель парламентской комиссии по правам человека и межэтническим отношениям Владимир Цуркан заявил NM, что «ничего удивительного в опубликованном законопроекте нет». Социалист объяснил, что за основу опубликованного документа взят законопроект социалистов, и поэтому он практически идентичен тому, что ПСРМ первоначально предлагала. «Теперь демократы, если захотят, ко второму чтению подготовят свои поправки. Мы подготовим свои», — рассказал он.
По словам Цуркана, он сам готовит поправки о создании одномандатных округов в Гагаузии, Приднестровье и, «почему бы и нет, в Тараклии». Также Цуркан разрабатывает указания для ЦИК об организации выборов для диаспоры.
Запред Демпартии, депутат парламента Сергей Сырбу также не видит ничего предосудительного в том, что опубликованный проект «без некоторых технических моментов» идентичен первоначальному проекту социалистов. «Об этом мы и договорились в парламенте, что за основу возьмем смешанную систему», — сказал NM демократ.
На вопрос, будут ли демократы предлагать поправки к законопроекту во втором чтении, Сырбу ответил расплывчато: «Пока ничего не готовим. Ждем результатов оценки Венецианской комиссии». После обнародования рекомендаций ВК, добавил демократ, могут появиться поправки к проекту.
Комментировать заявления социалистов о готовящихся поправках о голосовании в Приднестровье, Гагаузии и за рубежом Сырбу не стал. «Каждый имеет право что-то предлагать. В парламенте все обсудим», — сказал он.
Ранее предложивший проект смешанной системы президент Игорь Додон и подхватившие его социалисты говорили, что 25 из 101 места в парламенте будут выделены для диаспоры и представителей Приднестровья. Они также говорили о необходимости предоставить депутатскую квоту Гагаузской автономии.
В законопроекте социалистов, однако, ничего этого нет. О Гагаузии там не сказано ни слова. Что касается диаспоры и Приднестровья, то число и распределение округов, по которым будут избираться депутаты от Левобережья и зарубежья, согласно проекту устанавливает регламент, принимаемый Центризбиркомом при организации выборов.
Председатель парламента, демократ Андриан Канду ранее заявил в интервью Europa Libera, что в Приднестровье будет сформировано «два-три, максимум четыре» округа. Идею о 25 мандатах для Приднестровья и диаспоры спикер назвал недопустимой и ложной.
«Это идея, которая не будет реализована, мы этого не допустим. Я даже могу сказать, что это дезинформация. В ситуации, когда будут 50 депутатов, избранных по одномандатным округам, учитывая число избирателей из Приднестровья, выходит, что мы может там организовать два, три, максимум четыре округа, что означает максимум четыре депутата», — сказал Канду.
Более того, и эти несколько депутатов, по его словам, будут избраны лишь в том случае, «если нам удастся организовать корректный и демократический процесс парламентских выборов в Приднестровье».
На вопрос, может ли случиться так, что не выйдет организовать там выборы, Канду сказал: «Может, и не удастся. И тогда эти места будут вакантными. Символически у нас будет два-три-четыре вакантных места для тех, кто живет в Приднестровье, […], но по факту этих депутатов не будет до тех пор, пока мы не сможем организовать корректные и демократические выборы с наблюдателями от Совета Европы, ОБСЕ и ЕС».
Число округов для диаспоры, по словам демократа, будет зависеть от числа проживающих за рубежом граждан, которые пройдут предварительную регистрацию. «В первую очередь необходимо установить, сколько граждан из диаспоры хотят голосовать. […] В зависимости от этой информации, примем решение [о количестве округов]», — пояснил он.
Число мандатов для диаспоры, отметил Канду, пока не обсуждалось. Что касается заявлений Додона и социалистов на этот счет, то, по словам демократа, «это идеи господина Додона, как и 25% для Приднестровья, и это останется идеей только господина Додона, а парламент примет более разумное решение».
Директор центра политического анализа Politicon Анатол Цэрану считает, что заявления об объединении двух проектов «изначально были чепухой». «Два проекта невозможно объединить — у них разная концепция. То есть с принятием второго законопроекта о смешанной системе, первый проголосованный проект — об одномандатной системе — просто канул в небытие, его больше нет», — сказал NM эксперт.
Он сомневается, что социалистам удастся во втором чтении провести поправки о числе мандатов, закрепленных за Приднестровьем. «Во втором чтении возможно внесение поправок, но не концептуальных изменений. Если изначально их в проекте не было, то это, [обещанная социалистами квота для Приднестровья] видимо, и не предполагалось», — отметил Цэрану
Эксперт считает, что организация выборов в Приднестровье по новой системе будет большой проблемой: «Там нельзя вести предвыборную кампанию, там не действуют молдавские политические партии, там нельзя открыть участки, то есть это будут такие ущербные выборы».
Если же места, предназначенные приднестровцам, останутся вакантными, как об этом говорит Канду, то возникает цепочка других проблем, отмечает Цэрану: «Например, как высчитывать парламентское большинство — от общего числа мандатов или от числа фактически избранных депутатов?»
По словам политического аналитика Виктора Чобану, с самого начала было ясно, что демократы и социалисты продвигают один проект. «Понятно, что в их позициях есть некоторая маржа, за счет которой они будут биться — надо же имитировать процесс переговоров. Еще нужно дождаться заключения Венецианской комиссии и внести их замечания», — сказал эксперт.
Самый сомнительный момент, по словам Чобану, заключается в том, что «рисовать округа» будет ЦИК. «Это должно входить в полномочия парламента. А ЦИК нарисует их так, как решат высокие договаривающиеся стороны, ЦИКу отвесили самую неблагодарную работу, они в итоге и станут стрелочниками», — считает он.
Анатол Цэрану, тем не менее, уверен, что в своем намерении изменить избирательную систему власти пойдут до конца, даже несмотря на усиливающееся давление оппозиции и внешних партнеров. «Они слишком серьезно ввязались во все это, чтобы теперь отступать. Отказ от реформы на этом этапе означал бы признание правоты оппозиции и ее победу. Власти просто не могут себе этого позволить. Тем более что, по крайней мере для Демпартии, сохранение нынешней избирательной системы неминуемо ведет к потере власти», — сказал эксперт.
С этим отчасти согласен и глава Института исследований в сфере политики, дипломатии и безопасности Валерий Осталеп. «Мы не столь наивны, чтобы отрицать стремление политических игроков удержать власть. В нашем случае эти игроки — ПСРМ и ДПМ. А оппозиция ждала, что демократы отдадут ключи от правительства и уйдут? Их поведение рационально, это принципы политической игры», — сказал NM эксперт.
Разговоры о сговоре между демократами и социалистами, по словам Осталепа, «приобретают какую-то истеричную окраску». Он подчеркнул, что не защищает эти партии и выступает против изменения избирательной системы, полагая, что это не поможет укрепить демократию в Молдове. «Но никакой закон, насколько мне известно, эти партии не нарушили. Или, может, у кого-то были иллюзии о кристальной честности политических партий в Молдове?» — задается вопросом эксперт.