У Высшего совета магистратуры (ВСМ) появился новый временный глава — Анатол Пахопол. Его назначение не обошлось без выяснения отношений между членами совета. Ранее некоторые из них заявляли, что у Пахопола «нет морального права» входить в состав ВСМ. Оппозиция и вовсе утверждает, что этим назначением ВСМ взяли под контроль президент и социалисты. NM разбирался в ситуации.
«У него нет морального права»
Высший совет магистратуры 26 мая утвердил своего нового временного руководителя — исполняющим обязанности главы ВСМ стал судья Апелляционной палаты Анатол Пахопол. Перед назначением его утвердили членом ВСМ. Эти изменения в составе совета стали результатом поправок к закону о ВСМ, которые парламент принял на прошлой неделе, 21 мая.
Согласно этим поправкам, место недостающего члена ВСМ от судейского корпуса может временно занять один из запасных членов совета. Обычно членов ВСМ от судейского корпуса выбирают на общем собрании судей. Однако в этом году оно не состоялось из-за эпидемии коронавируса.
После принятия поправок ВСМ заявил, что у совета нет запасных членов. В совете пояснили, что на общем собрании судей 2017 года выбрали шесть постоянных членов совета и двух запасных (Луизу Гафтон и Анатола Пахопола). Однако, после того как один из членов ВСМ в 2018 году отказался от своего мандата, его место заняла Луиза Гафтон. А в августе 2019 года Пахопол написал заявление об отставке.
Он аргументировал это тем, что, в должности судьи Апелляционной палаты ему приходится рассматривать дела против ВСМ. Несмотря на просьбу ВСМ не уходить в отставку, Пахопол тогда не согласился. Но, как выяснилось, ВСМ так и не рассмотрел его просьбу об отставке.
Кроме того, в ВСМ подчеркнули, что во время общего собрания судей, которое состоялось 27 сентября 2019 года, Пахопол участвовал в попытке отправить членов ВСМ в отставку. Члены ВСМ напомнили, что Венецианская комиссия посчитала это собрание неконституционным.
«Судья Анатол Пахопол на собрании 27 сентября 2019 года проголосовал за свою же отставку. Поэтому у него нет морального права претендовать на мандат члена ВСМ», — подчеркнул ВСМ в своем публичном заявлении. Кроме того, там отметили, что Пахопол рассматривал в АП иски совета против решения общего собрания судей от 27 сентября.
«Имейте смелость, господин Морару, признайтесь…»
В свою очередь член ВСМ Виктор Мику на заседании 26 мая осудил это заявление и сообщил, что не согласен с его содержанием. Его коллега Елена Белей и вовсе назвала пресс-релиз «лицемерием».
А член совета Каролина Михайлуцэ-Чугуряну потребовала, чтобы те, кто написал это заявление, признались в этом.
В итоге по настоянию Чугуряну вопрос о назначении Пахопола внесли в повестку заседания. Некоторые члены ВСМ стали обсуждать этот вопрос на повышенных тонах. «Мику был одним из организаторов того собрания, в котором он участвовал вместе с Пахополом», — подчеркнул Петру Морару.
«Имейте смелость, господин Морару, признайтесь, что подписали то заявление», — отметил Мику.
«Конечно, подписал», — отметил Морару.
Сам Пахопол сказал, что «не хочет обсуждать заявление ВСМ». Он также подтвердил, что участвовал в общем собрании судей 27 сентября и проголосовал за отставку членов ВСМ. При этом он подчеркнул, что «членам ВСМ не хватило смелости прийти на то собрание». Далее большинство членов ВСМ проголосовало за назначение Пахопола членом совета, а затем и его временным главой (по закону в совете председательствует старший из его членов).
«Для Додона контроль над ВСМ важнее всего»
Комментируя произошедшее на своей странице в Facebook, экс-министр юстиции Олеся Стамате напомнила, что, пока она была министром юстиции, президент Игорь Додон пытался взять ВСМ под контроль. Она утверждает, что общими собраниями судей управляли «люди подконтрольные Додону».
«Чтобы стало ясно, назначение, увольнение, санкционирование и оценка [судей] — это самые важные аспекты работы ВСМ», — подчеркнула экс-министр. Стамате отметила, что Пахопол не просто вошел в совет, но и временно возглавил его.
«Если до сих пор мы видели некоторые попытки очистить судебную систему изнутри, теперь их больше не будет», — отметила Стамате. Также она считает, что теперь судьи, «которые дружат с социалистами», будут получать повышение, а, если генпрокурор захочет завести против кого-то из них уголовное дело, то ВСМ это не одобрит.
Юрист и депутат от партии «Действие и солидарность» (PAS) Cергей Литвиненко считает, что главной целью поправок к закону о ВСМ было назначение Пахопола и.о. главы ВСМ. «Даже если был риск заразить депутатов [коронавирусом]. Риск подтвердился, два депутата уже заразились. Несмотря на это, они пошли дальше, для Додона контроль над ВСМ важнее всего…», — написал Литвиненко.
В свою очередь депутат от Партии социалистов Григорий Новак в беседе с NM отметил, что Игорь Додон не имеет никакого отношения к решению, которое принял парламент. Кроме того, он сказал, что принятые поправки действуют «на всех», а не только на Анатола Пахопола. «Оппозиция всегда что-то критикует, мы бы удивились, если бы они ничего не критиковали», — подчеркнул Новак. Также он добавил, что практика, когда временного председателя назначают по возрасту, действует во многих других учреждениях, включая парламент.
***
Отметим, в июне 2019 года парламент Молдовы принял «Декларацию о захваченном государстве». Среди прочего в декларации отметили, что «судебная власть» находилась под контролем тогдашнего лидера Демпартии Владимира Плахотнюка. После этого члены ВСМ самостоятельно отозвали Виктора Мику с поста председателя ВСМ, а и.о. главы назначили Дорела Мустяцэ. При этом Мику продолжил работать в совете.
В сентябре 2019 года часть судей решила отправить ВСМ в отставку, обвинив их в том, что они не обеспечили независимость судебной системы во время правления демократов. Судьи потребовали, чтобы ВСМ созвал общее собрание. Но члены ВСМ решили, что причин для внеочередного собрания нет. Апелляционная палата Кишинева разрешила судьям провести общее собрание. 27 сентября почти половина судейского корпуса Молдовы приняла участие в собрании и проголосовала за отставку членов ВСМ. Правительство и Венецианская комиссия назвали все это незаконным. И, хотя члены ВСМ не ушли в отставку, работа совета была заблокирована в течение нескольких месяцев из-за отсутствия кворума на заседаниях.
В конце 2019 парламент расширил состав ВСМ с 12 до 15 членов. 17 марта 2020 года, перед объявлением в Молдове режима ЧП из-за коронавируса, депутаты назначили четверых членов ВСМ.