Кишинев и Киев уже не первый год спорят о том, кто виноват в деградации Днестра. Молдова обвиняет Украину в том, что из-за самовольных действий украинских энергетиков Днестр мелеет и ухудшается его экологическое состояние. А Украина в ответ указывает на загрязнение реки промышленными и другими отходами, которое допускают молдавские власти. Экологи призывают прекратить бессмысленные споры и начать сообща решать неотложные проблемы реки, пока ситуация не стала необратимой.
Энергетика и экология
Экологи Молдовы и Украины второй год бьют тревогу: состояние Днестра ухудшается, река мелеет, несмотря на водный год. Во всем винят украинских энергетиков, которые монопольно управляют Днестровским гидроэнергоузлом, ставя на первое место энергетику, а не экологию. Днестровский гидроузел включает ГЭС-1 в Черновицкой области, ГЭС 2 — в Винницкой (17 га находятся на молдавской территории) и Гидроаккумуляционную станцию (ГАЭС), расположенную в районе Сокирян Черновицкой области. Юридически все три объекта входят в крупнейшую гидрогенерирующую госкомпанию «Укргидроэнерго».
Ситуацию, по мнению экологов, осложняет тот факт, что в 2016 году Киев принял программу развития гидроэнергетики до 2026 года, которая, среди прочего, предусматривает расширение ГАЭС и строительство шести новых ГЭС в верховье Днестра, в его равнинной части. Ключевой вопрос, по мнению экологов, как раз в том, что в горной части реки строительство ГЭС еще допустимо, а в равнинной части может стать катастрофой для Днестра. Как минимум, говорят они, будут затоплены берега национальных заповедников Украины и исчезнут десятки видов редких растений, рыб и птиц, как максимум — некоторые населенные пункты Молдовы могут остаться без воды.
Украина уже 10 лет ведет переговоры с Молдовой, чтобы подписать соглашение о функционировании Днестровского гидроэнергоузла. Одна из целей Украины — получить в аренду 19,22 га молдавской земли, чтобы построить там дамбы и поднять уровень буферного водохранилища на ГАЭС.
Власти Молдовы под воздействием общественности и ученых пока не сдаются. В декабре 2017 года Кишинев предложил Киеву проект технических правил эксплуатации Днестровского гидроэнергоузла. В нем прописаны условия Кишинева, которые стороны сейчас обсуждают. Например, Молдова требует установить минимальный сток Днестра в течение всего года, а также экологический сток и его параметры, чтобы было учтено законодательство Евросоюза, отраженное и в Соглашении об ассоциации с ЕС, и в Европейском энергетическом соглашении. Это необходимо, чтобы река не обмелела еще больше.
Недавно в СМИ появилась информация о том, что ГАЭС будут расширять за счет китайских инвестиций. И это, якобы, связано с тем, в прошлом году Киев включил ГАЭС в список объектов, которые можно приватизировать. Между тем премьер-министр Украины Владимир Гройсман заверил NM, что о приватизации ГАЭС не может быть и речи. «Это стратегически важное для экономики страны предприятие, поэтому оно не входит в перечень объектов продажи. И эта норма закреплена в законе», — сказал Гройсман.
По его словам, Днестровская ГАЭС и в весь Днестровский гидроузел — «объект большой экологической важности для региона», и его первостепенная задача — не допустить экологических проблем, особенно затопления территорий. «Производство электроэнергии — это, что называется, сопутствующий плюс. Отсюда еще один аргумент в пользу развенчания мифа о продаже», — добавил Гройсман. В то же время украинский премьер признался, что власти страны рассматривают возможность расширения блоков ГАЭС за счет иностранных инвестиций. «Однако диалог ведется в нескольких направлениях — с Всемирным банком, ЕБРР, Европейским инвестбанком и некоторыми китайскими компаниями. Но хочу заверить, что никакие „кулуарные“ решения — в обход молдавской стороны — не обсуждаются», — заверил Гройсман. Подробнее об этом читайте 4 октября в интервью с украинским премьером.
Совместное управление
Вопрос нынешней и будущей работы Новоднестровского гидроэнергокомплекса, отметим, был одним из ключевых на первом совместном заседании молдавско-украинской комиссии по устойчивому использованию и охране бассейна Днестра, которое прошло в Кишиневе в конце сентября.
Госсекретарь министерства сельского хозяйства, регионального развития и окружающей среды РМ Валентина Цапиш, возглавляющая молдавскую делегацию в комиссии, рассказала NM, что власти Молдовы сейчас всерьез озаботились экологической ситуацией на Днестре. Так, в середине сентября минсельхоз подписал контракт о реализации совместного с ПРООН и финансируемого Швецией проекта, в рамках которого эксперты исследуют влияние на Днестр строительства гидроэлектростанций. Его результаты станут известны к концу 2019 года. «Тогда станет понятно, как именно ГЭС повлияют на Днестр», — пояснила Цапиш. В рамках проекта разработают и новую методологию оценки потенциального ущерба водной экосистеме.
Ранее премьер-министр Павел Филип уверял, что, хотя «об этом и не говорили публично», Кишинев уже два года обсуждает с Киевом вопрос безопасности экосистемы Днестра. Также Филип подчеркнул, что построить новые ГЭС на Днестре «не могут без результатов исследования и согласия Молдовы». И заверил, что Украина пообещала не делать ничего для ухудшения ситуации в бассейне реки, потому что Днестр — это «общее богатство».
Цапиш, кстати, очень рассчитывает, что правительство учтет рекомендации совместной комиссии.
Впрочем, на полноценную совместную работу надеются и украинцы. «Сейчас наша первоочередная задача — составить общий план управления бассейном Днестра. Проект представляет собой объемный документ толщиной с ладонь. Он включает мониторинг состояния реки, оценку рисков и влияния различных факторов (в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике и т.д.) на окружающую среду и саму реку. При этом оценку надо делать уже на основании новых европейских директив и с учетом Соглашения об ассоциации, которое подписали обе страны», — рассказал NM украинский замминистра экологии и природных ресурсов по вопросам евроинтеграции Николай Кузьо.
Он отметил, что так управляют реками все страны с общими водными ресурсами.
По его словам, самая проблемная задача — построить очистные сооружения в Сороках и в Ямполе. Но эту задачу надо разбить на более мелкие и пошагово решать: заказать ТЭО, затем проект, оценить стоимость работ, привлечь доноров и подумать, как возвращать деньги. Еще одной проблемой Кузьо считает работу Молдавской ГРЭС, которая негативно влияет на состояние бассейна Днестра.
Говоря о возможном строительстве шести каскадных ГЭС на Днестре, замминистра заметил, что есть заинтересованные игроки, но надо работать вместе с Кишиневом. «Днестр —трансграничная река, и даже если будет принято решение начать строительство ГЭС, сначала проведут трансграничные консультации, а также оценку влияния будущего строительства на состояние реки, причем оценку на основе европейского законодательства», — сказал чиновник. Кузьо заверил, что сейчас Украина не предпринимает никаких практических шагов, связанных с реализацией проекта строительства новых ГЭС.
О работе двусторонней комиссии украинский чиновник высказался категорично — она должна работать прозрачно и с участием всех заинтересованных сторон. Комментируя тот факт, что известного молдавского эколога, главу общественной организации «Эко-Тирас» Илью Тромбицкого включили в состав украинской, а не молдавской части комиссии, Кузьо отметил, что посчитал несправедливым отказ молдавской делегации включить в свой состав Тромбицкого, который «много сделал для того, чтобы эта комиссия вообще заработала», и решил это исправить.
«Есть какая-то недосказанность, недоверие со стороны молдавской стороны», — подчеркнул Кузьо. Он привел в пример недавнюю заявку властей Молдовы шведскому агентству провести исследование Днестра, хотя обе страны направляли подобную заявку в фонд ЕС и в проект ГЕФ, который уже начал работу. «Получается, что помощь доноров не скоординирована, и мы неэффективно используем те небольшие ресурсы, которые выделены странам на экологию», — посетовал он.
Украинский замминистра рассчитывает, что в дальнейшем действия обеих сторон в комиссии будут более согласованными, и она станет столь же авторитетной, как и комиссия по Дунаю.
Позиция энергетиков
Главный инженер проекта Днестровского каскада «Укргидропроекта» Вадим Крайник считает «нытье» экологов о недостаточном объеме сбросов воды ГЭС — менее 110 м3/с — необоснованным. По его словам, все станции функционируют так, как было задумано в разработанном в 1980-е годы проекте, согласованном с молдавской стороной.
«В результате водноэнергетических расчетов по многолетнему стоковому ряду (наблюдения велись 118 лет), перебои (года, в которых в одном или больше месяцев расходы меньше 130 м3/с) были в 18 годах. Учитывая природные условия, обеспеченность расходом 130 м3/с составит 84%, поэтому выполнить требования молдавских экологов, мы не можем», — подчеркнул инженер.
Спорит он и с другими требованиями экологов. В частности, Крайник не согласен с заявлениями о том, что повышение прозрачности воды в Днестре плохо влияет на ее состав. «Чем прозрачнее вода, тем она чище и тем легче ее очищать для питья», — сказал инженер. Между тем, по словам экологов, прозрачность способствует усиленному росту растений и водорослей, заиленности и в итоге вторичному загрязнению реки.
Крайник заверил NM, что запланированные ГЭС обязательно построят, несмотря на то, что «то денег нет, то кто-то против».
По его словам, это решит несколько проблем карпатского региона. «Во-первых, позволит управлять паводками и избавиться от подтоплений, от которых весной страдают карпатские села. Во-вторых, будет стимулировать развитие региона: нужно будет строить ГЭС, мосты, прочую инфраструктуру, а, значит, появятся рабочие места, жизнь закипит», — пояснил Крайник.
О настойчивых просьбах украинской стороны к Молдове сдать ей в аренду 19 га в районе Наславчи Крайник заявил, что это надо самой Молдове. «Мы собираемся укрепить берег реки, чтобы потом, когда будут достроены турбины и появятся ГЭС, никто не говорил, что что при работе каскада разрушается прибрежная зона с молдавской стороны», — заключил он.
Позиция экологов
Илья Тромбицкий, в свою очередь, отметил, что ГЭС-2 изначально была призвана сдерживать суточные колебания сброса воды, то есть накапливать воду, когда ее много, и спускать, когда уровень снижается. Но затем, подчеркнул эколог, режим изменился — станция стала вырабатывать гидроэлектроэнергию всегда, когда в ней была потребность, не обращая внимания на уровень воды в Днестре. «В результате произошли негативные изменения экосистем нижнего Днестра, а в работе ГЭС-2 функция выработки электроэнергии стала де факто преобладать над всеми остальными», — считает Тромбицкий.
Он объяснил, что прежде всего был нарушен режим поступления воды ниже плотины ГЭС-2. «Согласно проектным документам, минимальный постоянный санитарный (или критический) пропуск воды должен быть здесь не менее 75 м3/с даже в период аномально высокой засухи. Однако, например, в первой половине 2016 и 2017 годов холостой пропуск (мимо турбин) на протяжении 120 дней был около 0 м3/с, 79 дней — 2-54 м3/с, и только один день — 100 м3/с», — рассказал Тромбицкий.
В результате этого, по словам эколога, в последние годы на среднем и нижнем участках Днестра практически исчезли характерные для реки весенние паводки, необходимые для воспроизводства рыбы, а в последние засушливые годы появились проблемы и с питьевой водой из Днестра.
Что не так с Днестром из-за Днестровского гидроузла
- Температура воды выше нормы осенью и весной, а летом — ниже нормы. На нерест рыба приходит с опозданием и других видов. Кроме того, резкие перепады температуры приводят к усилению гниения водной растительности.
- Повышенная прозрачность воды из-за уменьшения скорости реки. В результате бурно растет водная растительность и водоросли на нижних участках реки, что, опять же, затрудняет нерест, к тому же река заиливается.
Ранее Илья Тромбицкий в интервью NM говорил о том, что, хотя 2018 оказался «водным годом» и гидроэнергетики весной набрали большой объем воды, они умудрились потратить ее впустую и раньше, чем это было нужно. Он считает, что здесь сказалась и некомпетентность молдавских госведомств, отвечающих за защиту окружающей среды. И в результате украинцы даже не соблюли те минимальные параметры сбросов воды, которые требовались.
Поэтому экологи рассчитывают на двустороннюю комиссию по Днестру, которая должна навести порядок в управлении рекой. По словам Тромбицкого, правила ее работы приняты, предложения общественников учтены. «Но кое-что все же вызывает беспокойство, — говорит эколог. — В частности, попытка сузить функции комиссии, делегируя некоторые решения стратегической рабочей группе, куда входит все начальство. Например, согласование правил функционирования Днестровского гидроэнергоузла. В конечном варианте в протоколе этот вопрос остался не вполне понятным».
Между тем экологи признают, что не только украинские энергетики отрицательно влияют на Днестр, но и сами жители Молдовы. Речь идет о незаконной вырубке лесов в пойме реки, незаконном выпасе скота, несанкционированных свалках, незаконной добыче песка, промышленном загрязнении реки из-за плохого контроля и низких штрафов и т.д. «Без комплексного решения этих проблем, даже если ГЭС не построят, а Днестровский узел будет работать как положено, воды в Днестре не прибавится и чище она не станет», — заключают эксперты.