youtube.com

Додон: «Когда я говорю Красносельскому: давайте садиться и говорить, они говорят: нет, у нас Плахотнюк и демократы, мы с ними разговариваем»


Президент Игорь Додон 8 февраля дал интервью бендерскому интернет-телеканалу «Днестр ТВ». В первом большом телеинтервью приднестровскому СМИ он рассказал, почему у него складываются отношения с Путиным и не складываются с руководством Приднестровья, как «шерифовские» СМИ целыми днями критикуют Додона и не трогают Плахотнюка, и есть ли у него то, чем его можно шантажировать. NM выбрал главное из заявлений президента.

О контактах с руководством Приднестровья

Когда я говорю [лидеру Приднестровья Вадиму] Красносельскому: давайте садиться за стол и говорить, они говорят: нет, мы не хотим, у нас Плахотнюк и демократы, мы с ними разговариваем. Это не дальновидно. Если мы хотим договориться о будущем, нужно, наверное, говорить с теми, за кого голосовал молдавский народ.

В каких-то кругах, где-то в Москве ваши лидеры говорят: мы не хотим встречаться с Додоном, потому что демократы против. Вот нам демократы сказали: если встретитесь с Додоном, мы вам перекроем аэропорт, например. Смешно это.

О «Шерифе»

Есть те, кто все эти годы зарабатывал на сложившейся ситуации — нелегальной, серой. Им это удобно. Удобно не платить за газ. Если цена для населения в Приднестровье $50-60, для предприятий $150, а для «Шерифа», как мне написали, — $15. Наверное, это несправедливо. Ко мне обращались предприниматели, у которых там отобрали землю. Я не могу проверить, но таких сигналов очень много.

Говоря о вашей фирме, нужно, чтобы все понимали: не будет уже того, что было. Я понимаю, что они предпринимают попытки договориться с представителями бизнеса с правого берега и, возможно, уже договорились. С теми, кто тоже во власти сейчас, скажем честно: Демократическая партия и «Шериф». Я это все понимаю, но нельзя строить будущее государства на этой основе.

От вашего крупного бизнеса зависит очень многое, у них есть несколько сценариев. Они могут понять, что необходимо двигаться по пути урегулирования с определенными гарантиями или делать все возможное, чтобы мы не сближались. Для этого пойти на провокации или довести ситуацию до более жесткого, силового сценария.

О том, как его не пускают в Приднестровье

Я хотел приехать к вам в Приднестровье. В прошлом году я дал молдавское гражданство епископу [Тираспольскому] Савве, наградил орденом и хотел приехать в монастырь вручить орден. Так приднестровские власти не разрешают. В чем проблема? Президент Приднестровья, депутаты, руководство «Шерифа» — пожалуйста, когда хотят, никаких препятствий, приезжают, через аэропорт летят… А я хочу приехать вручить орден… Вы чего боитесь? Не хотите, чтоб я общался с жителями Приднестровья?

Еще в прошлом году я предложил провести встречу молодежи. Мы ведь профинансировали, чтобы молодежь поехала на фестиваль в Сочи, добились квоты, чтобы там были и приднестровцы. И когда я организовал эту встречу, должны были приехать 40-50 ребят из Приднестровья, им запретили. На встречу со мной приехали только 4-5 человек… Зачем все это?

Я предложил встретиться с вашим гражданским обществом. У меня было две встречи. Но были больше от коммунистов — от Хоржана. А я знаю, что были желающие приехать и от других политических партий. А им запретили. […] Ну сколько можно запрещать? Ситуация меняется. Жители хотят общаться, хотят дружить.

О критике в приднестровских СМИ

У вас государственные, «шерифовские» СМИ меня целыми днями критикуют. Они Плахотнюка не трогают, они критикуют Додона, с которым Путин встречается, имеет хорошие отношения. Они не трогают Демократическую партию, которая сейчас принимает антироссийские декларации, законы о запрете российских каналов — они их не трогают, они трогают Додона. Это недальновидно.

Все это — попытка сделать все возможное, чтобы ничего не поменялось. Получать деньги от России, не платить за газ, давать своим предприятиям газ подешевле, чем остальным. Я думаю, это недальновидная попытка все заморозить. С другой стороны, есть интерес в этом и на правом берегу. И те, с кем тут общаются лидеры Приднестровья, им невыгодно, чтобы был диалог между мной и Приднестровьем.

У меня вообще иногда складывается впечатление, что некоторые на левом берегу были бы рады, чтобы в Молдове было прорумынское правительство, пронатовское. Потому что в этом случае легче просить денег, не идти на какие-то договоренности, отрезать идею, чтобы у нас была общая страна. […] Вы должны понять, что, если Молдова потеряет свой суверенитет, то Приднестровье не выживет.

О том, что сделано для приднестровцев

С молдавской стороны были приняты решения признать дипломы вузов из Приднестровья. […] Очень важный шаг вперед. […] Очень детально прорабатывается вопрос по мобильной связи. Я знаю, что есть техническая возможность решить по так называемому внутреннему роумингу, чтобы низкие тарифы были в ближайшие несколько месяцев.

Прорабатываются очень серьезно вопрос по решению [проблемы] регистрации автомобилей, чтобы был какой-то нейтральный номер. Чтобы вы смогли выехать в любую сторону. По моей информации, мы технически будем готовы в течение нескольких недель, может, месяц-полтора. При соответствующем желании приднестровской стороны можно решить намного-намного быстрее.

В прошлом году, после того как меня [лидер Приднестровья] Вадим Николаевич Красносельский попросил, я очень серьезно занялся тем, чтобы вернуть договор на поставку электроэнергии из Украины в Кучурганы (Молдавская ГРЭС — NM). Это [ежегодно] $60-70 млн для бюджета Приднестровья. Если бы я не вмешался тогда, мы бы, скорее всего, покупали энергию не у Кучурган.

О том, что будет сделано для приднестровцев

Я обещаю, что все, что в моих силах, чтобы помочь приднестровцам, я буду делать. Надо будет надавить тут на правительство — я это сделаю. Получим парламентское большинство — я все сделаю, чтобы открыть границу с нашей стороны, чтобы проблем не было. Получится у меня договориться с Путиным, чтобы что-то дополнительно решили для Приднестровья — я обещаю, что я это сделаю. Кстати, на каждой встречи с Путинам минимум 40% времени всегда обсуждаем Приднестровье.

Об отношениях с Путиным

Приоткрою секрет: в прошлом году, помимо шести официальных встреч, были и другие. Я встречался не менее 10 раз. У нас сложились хорошие, дружеские отношения. Президент Путин готов разговаривать и договариваться с теми, кто держит слово и не меняет свою позицию. Я, как и прежде, настроен на партнерство с Россией. Вы знаете, что Молдова подала заявку на получение статуса наблюдателя ЕАЭС. В течение месяца она будет одобрена.

О промолдавском большинстве и реинтеграции

Я очень надеюсь, что в Молдове после выборов будет промолдавское правительство. Это будет основой для начала приднестровского урегулирования. Я думаю, что уже в этом году ситуация будет меняться.

Надо сесть и договариваться. Как только мы — Додон, Красносельский — предложим наше видение будущего, это будет правильно и конструктивно. А без этого будет тяжело двигаться.

Вот они [руководство Приднестровья] просят сейчас в России $100 млн. Ну хорошо, дадут им, а что дальше? Каждый год так? А чтобы понять, что будет через несколько лет, нужно садится за стол переговоров.

О связях с Плахотнюком

Если бы я был в одной команде с Плахотнюком, наверное, президента не ограничивали бы в полномочиях. Зачем ограничивать кого-то, если ты его контролируешь? Но весь этот год была жесткая борьба против президента Додона. И когда я отказывался подписать антинародные законы, и они искали пути через Конституционный суд дать полномочия подписать председателю парламента — это доказательство, что никакой команды нет.

О счетах за рубежом и возможности шантажа

Знаете, в чем один из моих плюсов? Меня нечем шантажировать ни на Западе, ни на Востоке. У меня нет активов, нет недвижимости, нет ничего, за что взяли бы,… как в свое время брали некоторых молдавских руководителей, и они меняли позицию за полчаса. Не буду называть фамилии. Хотя все понимают, о чем идет речь. У меня такого не было, нет и не будет.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

hotnews.ro

Европейские и западные лидеры об американском «плане урегулирования» войны в Украине: «Границы нельзя изменять силой»

Несколько европейских и западных лидеров выпустили совместное заявление об американском «плане урегулирования» войны в Украине. Они считают, что документ «можно использовать как основу», но он требует «серьезной доработки». Политики заявили, что «границы нельзя изменять силой» и выразили обеспокоенность тем, что «предлагаемые ограничения для украинской армии могут сделать страну уязвимой для новых атак».

Заявление, опубликованное на сайте Европейского совета, подписали председатель Евросовета Антониу Кошта, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, премьер Канады Марк Карни, президент Финляндии Александр Стубб, президент Франции Эмманюэль Макрон, канцлер Германии Фридрих Мерц, премьеры Ирландии, Италии, Японии, Нидерландов, Норвегии, Испании, Великобритании и Польши.

Лидеры заявили, что ценят роль Вашингтона, но подчеркнули, что первоначальный проект плана из 28 пунктов содержит важные элементы для будущего мирного соглашения, однако «нуждается в доработке».

«Мы считаем, что проект представляет собой базу, которая потребует дополнительных усилий. Мы готовы работать, чтобы обеспечить устойчивость будущего мира. Мы остаемся привержены принципу: границы нельзя изменять силой. Нас также тревожат предложенные ограничения для украинской армии, потому что они сделают Украину уязвимой к новым атакам», — написано в заявлении.

Политики добавили, что любые пункты, связанные с ЕС и НАТО, смогут вступить в силу только после согласия всех членов этих организаций: «Реализация элементов, касающихся Европейского союза и НАТО, потребует согласия членов ЕС и НАТО».

В завершение лидеры подтвердили поддержку Украины. «Мы подчеркиваем твердость нашей дальнейшей поддержки Украины. В ближайшие дни мы продолжим тесно сотрудничать с Украиной и США», — написано в заявлении.

***

Напомним, что президент Украины Владимир Зеленский 20 ноября встретился в Киеве с делегацией высокопоставленных американских военных во главе с министром армии США Дэном Дрисколлом. Офис президента Украины подтвердил, что военные представители США официально представили Зеленскому рамочный мирный план США.

Позже в СМИ опубликовали вероятный план администрации Дональда Трампа. Издание Axios назвало документ черновиком, но его подлинность подтвердили украинский и американский чиновники. Незадолго до этого план Трампа на украинском языке опубликовал депутат Верховной рады Алексей Гончаренко. Документ, как и сообщалось ранее, состоит из 28 пунктов.

Согласно опубликованному в СМИ плану, Крым, Луганск и Донецк признают де-факто российскими. Херсонскую и Запорожскую области поделят по текущей линии фронта. Россия откажется от других захваченных территорий, которые она контролирует за пределами четырех украинских регионов и Крыма. Украина, согласно плану, выведет войска из той части Донецкой области, которую сейчас контролирует. Эта зона будет буферной и считаться российской.

План предусматривает, что численность ВСУ ограничат до 600 тыс. человек с нынешних 800–850 тыс., а страна закрепит в Конституции, что не будет присоединяться к НАТО, но сможет присоединиться к Евросоюзу. НАТО не будет размещать войска на территории Украины, а истребители альянса разместят в Польше. Россия обязуется не нападать на Европу и Украину, а НАТО — не расширяться.

$100 млрд замороженных российских активов вложат в восстановление Украины, 50% прибыли получат США. Европа добавит еще $100 млрд. Остальную часть замороженных российских активов инвестируют в американо-российский инвестиционный фонд. Санкции с России постепенно снимут, ей предложат вернуться в «Большую восьмерку» (G8). Через 100 дней после подписания соглашения в Украине должны пройти выборы. Все стороны, вовлеченные в конфликт, получат полную амнистию за свои действия во время войны. Как только все стороны согласятся с документом, прекращение огня вступит в силу немедленно.

21 ноября президент России Владимир Путин заявил, что Россия получила от США план из 28 пунктов урегулирования российско-украинской войны, и что этот план «может стать основой мирного соглашения». На заседании Совета безопасности в пятницу Путин сказал: «У нас этот текст есть, мы получили его по имеющимся каналам взаимодействия с американской администрацией».

Ранее телеканал CNN со ссылкой на источники сообщил, что Трамп и его администрация рассматривают вариант подписания мирной сделки между Россией и Украиной до конца 2025 года. Издание Wall Street Journal писало, что США предложили план урегулирования конфликта на Украине, согласно которому Киев должен уступить часть Донбасса, а Россия получит экономические и политические преференции.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Похожие материалы

Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: