«Это заявление прокурора смехотворно». Что рассказали в суде судьи, обвиняемые в коррупции. Репортаж NM
6 мин.

«Это заявление прокурора смехотворно». Что рассказали в суде судьи, обвиняемые в коррупции. Репортаж NM

В столичном суде Буюкан 21 июля продолжили давать показания обвиняемые по громкому делу о коррупции судей. Осенью 2018 года по этому делу задержали 10 сотрудников судов и прокуратуры, в том числе пять судей. О том, почему дававшая показания судья считает дело сфабрикованным, и как проходят судебные заседания в условиях эпидемии коронавируса, — в репортаже NM.

В суде Буюкан продолжают рассматривать дело о коррупции, обвиняемыми по которому проходят пять судей, прокурор и адвокат. Об этом деле стало известно в конце октября 2018 года, когда задержали 10 сотрудников судов и прокуратуры. Затем их всех отпустили. Через полгода дело передали в суд. На заседании 14 июля суд приступил к слушанию показаний обвиняемых (о первом дне слушаний — в репортаже NM «Она — Ванга!»).

Судебные заседания после снятия карантина, отметим, проходят в обычном режиме. Но с соблюдением предписанных властями мер предосторожности. У входа в суд охранник измеряет всем температуру и проверяет наличие маски. В зале суда все в масках. Правда, девяти подсудимым и их адвокатам сложно соблюдать социальную дистанцию в таких условиях. А из-за духоты некоторые, включая председателя судейской коллегии, прокурора и подсудимых, сдвигают маски на подбородок, чтобы подышать. Каждые полтора-два часа суд объявляет перерыв, чтобы проветрить помещение.

На заседании 21 июля продолжила давать показания обвиняемая экс-судья Апелляционной палаты (АП) Людмила Оуш. Она вновь заявила, что открытое против нее уголовное дело —это «инсинуация», и подчеркнула, что никаких договоренностей между ней и ее коллегами по поводу приговора и вознаграждения за него не было.

Речь идет, напомним, о деле Михаила Гандрабуры, которого обвиняли в мошенничестве. Судьи Апелляционной палаты Людмила Оуш, Любовь Брынзэ и Галина Москальчук отправили это дело на пересмотр, а Гандрабуру освободили из-под предварительного ареста. Спустя три месяца его снова арестовали уже по делу о коррупции судей: по версии следствия он дал судьям АП взятку €3 тыс.

Людмила Оуш обратила внимание суда, что на видеозаписи, сделанной в августе 2018 года в коридоре АП, когда ее коллега Любовь Брынзэ зашла к ней в кабинет, дверь кабинета осталась открытой. «По версии прокуроров, она пришла передать мне деньги [взятку], но при этом оставила дверь широко открытой. Это заявление [прокурора] смехотворно», — сказала Оуш. Она также отметила, что члены судейской коллегии по делу Гандрабуры которую она возглавляла, Галина Москальчук и Любовь Брынзэ (тоже проходят подсудимыми по делу о коррупции судей) могли зайти к ней в кабинет 10-20 раз в день, чтобы обсудить рабочие моменты.

Оуш также отметила, что ее обвиняют в вынесении незаконного решения по делу Валерия Рошки, которого АП условно-досрочно освободила в октябре 2018 года. Оуш подчеркнула, что первая инстанция неверно истолковала закон, решив, что осужденный в 2015 году за коррупцию Рошка не может досрочно выйти на свободу. Оуш рассказала, что Рошку посадили на пять лет, а к моменту рассмотрения дела в АП он уже отбыл половину наказания и у него не было никаких дисциплинарных наказаний за время пребывания в тюрьме. Также, по словам Оуш, законность этого решения подтверждает то, что его не обжаловали в Вышей судебной палате. «Судьи не несут ответственности за то, что [прокурорам] Мариане Ботезату и Адриане Бецишор приговор показался незаконным», — сказала Оуш. Также она подчеркнула, что по этому эпизоду во время следствия ее даже не допросили.

При этом, отвечая на вопросы прокурора во время заседания, Оуш подтвердила, что докладчик по этому делу Любовь Брынзэ зашла к ней в кабинет, чтобы обсудить его. Но, по словам Оуш, Брынзэ только задала ей вопрос, но не просила выносить определенное решение.

Затем Оуш перешла к событиям, которые предшествовали открытию уголовного дела против нее: «Хочу сказать суду — то, что произошло со мной 23 октября (в этот день задержали всех обвиняемых по делу о коррупции судей) — это способ отомстить за то, что я была неудобной судьей для [экс-главы АП Иона] Плешки и [экс-прокурора Антикоррупционной прокуратуры Адрианы] Бецишор», — сказала Оуш. Она считает, что открытие уголовного дела против нее организовали Плешка и Бецишор, чтобы «наказать за то, что она не подчинялась их указаниям». Экс-судья напомнила, что, работая в АП, она рассматривала резонансные уголовные дела — экс-премьера Владимира Филата, экс-депутата от Депмратии Константина Цуцу, а также дело «киллеров» экс-лидера Демпартии Владимира Плахотнюка и не выполняла по ним указания, которые получала от тогдашнего главы АП.

Оуш уточнила, что начала подвергаться давлению со стороны Плешки, после того как в 2016 году подписала заявление в поддержку судьи Домники Маноле. После этого, по словам Оуш, Плешка пытался вынудить ее и других судей отозвать свои подписи под заявлением в поддержку Маноле. «Плешка сказал — если кто-то посмеет пожаловаться в ВСМ, ему грозят уголовные дела. Это со мной и произошло», — сказала Оуш.

Также она отметила, что Ион Плешка и тогдашний глава Высшего совета магистратуры (ВСМ) Виктор Мику знали заранее о том, что против нее заведут уголовное дело. Она сказала, что запрос о ее задержании и обысках поступил в ВСМ 23 октября, при этом Виктор Мику за два дня до этого помешал ей улететь в командировку в Таллин, куда ее направили по решению ВСМ. «В воскресенье мне два раза звонил Мику и сказал, что меня исключили из группы. Это была ложь. Но они с Плешкой знали, что меня задержат и устроят обыск у меня дома», — подчеркнула Оуш.

Кроме того, по ее словам, за день до этого на дне рождения одного из судей Плешка сказал присутствующим, чтобы они не пропустили 23 октября «интересное кино о задержании судей». Сама Оуш, по ее словам, в день задержания находилась в больнице: за день до этого она обратилась к врачу и ее госпитализировали. Оуш подчеркнула, что, когда ее пришли задерживать, она была под капельницей.

После того как Оуш дала показания, ей задали несколько вопросов ее адвокат и другая подсудимая — Галина Москальчук. Отвечая на вопросы адвоката, Оуш отметила, что в 2016 году против ее мужа завели уголовное дело и не провели по нему ни одного процессуального действия. На вопрос Москальчук Оуш подтвердила, что судья Москальчук за несколько месяцев до задержания проходила курс химиотерапии и одолжила деньги на лечение у Любови Брынзэ.

После этого один из судей предложил сделать перерыв в заседании до 24 июля.

***
Антикоррупционная прокуратура и Национальный центр борьбы с коррупцией в октябре 2018 года задержали 10 сотрудников Апелляционной палаты Кишинева, столичного суда сектора Центр и муниципальной прокуратуры. Среди них пять судей, прокурор, адвокат, врач и помощник судьи. Правоохранительные органы также задержали Михаила Гандрабуру, чье делостало одним из эпизодов дела о коррупции судей. Некоторых задержанных поместили под арест, некоторых — под домашний арест. Затем всех обвиняемых по делу судей перевели под судебный контроль. В апреле 2019 года дело начал рассматривать суд Буюкан.

О том, как Людмилу Оуш вывели из-под уголовного преследования по «эпизоду Панагуцэ», NM подробно рассказал в материале «Дела судьи Оуш. Как система Плахотнюка «воспитывала» судей».

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: