В Молдове во время карантина и домашней самоизоляции еще более обострилась проблема домашнего насилия. За первые три недели апреля по телефону доверия в центр La Strada позвонили на 35% больше женщин, чем за тот же период прошлого года. При этом многие приюты для жертв насилия не принимают новых постояльцев в период карантина. NM выяснял, как и где жертвы насилия могут сейчас получить помощь, и что для этого (не) делает государство.
«Ей нужно выжить»
По информации приднестровского центра «Резонанс», в Тирасполе во время карантина муж до смерти избил жену. Сиротами осталось трое детей. Младшему из них два года, старшему — десять лет, и сейчас есть большой риск, что дети окажутся в интернате. В центре «Резонанс» NM также рассказали о случае, произошедшем после введения карантина в Рыбнице. Там муж так избил жену, что она оказалась в реанимации.
Еще в более безвыходном положении оказались молдавские мигранты. В прошлом году Ольга (имя изменено) вместе со своим молодым человеком уехали из Молдовы на заработки в одну из стран Евросоюза. Там она забеременела, работать больше не могла. Поведение ее молодого человека после этого резко изменилось: уходя из дома, он закрывал Ольгу на ключ, возвращался домой пьяным, вскоре дело дошло до рукоприкладства. Вернуться в Молдову Ольга уже не могла — из-за пандемии коронавируса закрыли границы. Она боится обращаться в местную полицию. Помочь Ольге пытается ее подруга. «Ей нужно выжить до открытия границ», — говорит подруга.
Семейное насилие было острой проблемой на обоих берегах Днестра и до эпидемии и введенных властями карантинных мер. NM об этом не раз писал.
Но в условиях, когда многие вынуждены не работать и проводить все время дома, ситуация с насилием в семье еще больше обострилась. NM поговорил с экспертами и выделил три причины этого, а также выяснил, кто и как в условиях карантина помогает жертвам насилия.
Причина первая: нет возможности обратиться за помощью
Жертвы семейного насилия и до карантина не всегда обращались в полицию. Сейчас это проблематично сделать даже тем, кто хочет обратиться за помощью. Во время карантина жертва семейного насилия и агрессор круглосуточно находятся в одном помещении. Поэтому позвонить в полицию или общественную организацию и попросить о помощи очень рискованно, а порой просто невозможно.
Что делает государство
В министерстве соцзащиты не ответили на вопрос NM, есть ли у жертв насилия альтернатива звонку в полицию по номеру 112. Вместо ответа на этот и другие вопросы в министерстве соцзащиты порекомендовали ознакомиться с публикацией об этом на сайте ведомства. В публикации перепечатаны 15 рекомендаций национальной коалиции «Жизнь без семейного насилия» (объединяет более 20 НПО) о том, как власти могут помочь жертвам насилия во время эпидемии COVID-19 и карантина.
Из ответа министерства осталось неясным, намерены ли власти выполнять эти рекомендации.
В Гениспекторате полиции NM сообщили, что с началом карантина, полиция усилила ежедневные телефонные контакты с семьями, в которых уже есть агрессор, или есть риск возникновения домашнего насилия.
Что делают общественники
В условиях карантина неправительственные организации, занимающиеся вопросами насилия в семье, продолжают удаленно помогать жертвам насилия. Так, в международном центре La Strada продолжает работать горячая линия (0 800 8008), позвонив на которую женщина может получить психологическую помощь.
Координатор коалиции «Жизнь без семейного насилия» Вероника Телеука рассказала NM, что они оказывают юридическую и психологическую помощь жертвам насилия, а также при необходимости помогают с временным жильем. Обратиться в организацию за помощью можно, написав сообщение на странице коалиции в Facebook.
Глава гагаузского НПО «Веста» (входит в коалицию «Жизнь без семейного насилия») Антонина Волкова рассказала NM, что жительницы Гагаузии, сталкивающиеся с семейным насилием, могут обратиться за помощью по телефону 0601 222 508. После введения ограничительных мер в связи с эпидемией таких звонков, по словам Волковой, стало больше.
В Приднестровье, где нет закона, который бы защищал от домашнего насилия, женщины, кроме МВД, могут обратиться за помощью в центр «Резонанс». Как рассказали NM в «Резонансе», у них продолжает работать бесплатная «горячая линия» — 0 (800) 4-40-00 (звонок на территории Приднестровья бесплатный). Позвонив по этому телефону, женщины могут получить консультацию юриста, психолога или социального работника.
Причина вторая: негде скрыться от агрессора
До коронавируса жертвы семейного насилия могли получить временное убежище в специализированных приютах. Вероника Телеука рассказала NM, что такие приюты в период эпидемии приостановили прием новых постояльцев, так как не могут обеспечить эффективную защиту от COVID: не хватает масок и дезинфектантов, нет возможности сделать тесты на коронавирус поступающим в центр женщинам.
При этом из-за невозможности покинуть свой дом, женщинам еще сложнее найти безопасное место.
Что делает государство
NM спросил в министерстве соцзащиты, планируют ли они обеспечить эти приюты средствами защиты, но ответа не получил. Остался без ответа и вопрос о том, какие дополнительные меры поддержки жертв насилия в период карантина предпринимает министерство.
В Генинспекторате полиции сообщили, что «даже в период пандемии жертвы насилия могут обратиться за помощью в центр размещения, где их могут на месяц обеспечить убежищем и всем необходимым». По словам правоохранительных органов, за размещение жертв отвечает общественные организации в рамках коалиции «Жизнь без семейного насилия».
Что делают общественники
Коалиция «Жизнь без семейного насилия» на период карантина дает возможность женщинам, страдающим от семейного насилия, укрыться в безопасном месте. Речь идет, по словам Вероники Телеуки, о нескольких квартирах в Кишиневе. Подобную помощь могут получить женщины, в том числе с детьми, у которых нет другой альтернативы. Чтобы получить такую помощь, женщине надо обратиться в одну из организаций-членов коалиции и подробно рассказать о своей ситуации (со списком организаций можно ознакомиться тут). По словам Вероники Телеуки, во время карантина организация уже помогла нескольким женщинам с безопасным жильем, причем не только в Кишиневе.
Антонина Волкова рассказала NM, как «Веста» разместила нескольких женщин, столкнувшихся с насилием, в «кризисных квартирах» в Комрате и Вулканештах. Организация также помогает этим женщинам связаться в условиях карантина с полицией, адвокатами и психологами.
Интересная деталь: несколько женщин, получивших помощь «Весты», начали в изоляции шить маски, которые организация бесплатно раздает в Гагаузии.
В Приднестровье центр «Резонанс» готов разместить женщин, оказавшихся под угрозой, в своем приюте. «Там есть изолированный бокс, который мы приспособили под прием новых постояльцев. В нем есть все необходимое: кварцевая лампа, перчатки, дезинфектанты. После первичного осмотра медик определяет, сколько времени поступившая женщина будет находиться в этом изоляторе», — рассказали в «Резонансе».
Чтобы попасть в приют, надо связаться с центром. «Сначала мы работаем с женщиной по телефону. После каждого звонка/обращения собираем планерку и, если единственный выход — поместить женщину в приют, делаем это, оплачивая транспортные расходы за ее доставку», — пояснили в «Резонансе».
Причина третья: (без)действие полиции
В период карантина появились сообщения от жертв насилия о том, что полицейские стали неохотно выдавать им защитные ордера (ордер запрещает агрессору приближаться к жертве и ее дому). Об этом NM рассказали в коалиции «Жизнь без семейного насилия». Одна из жертв, например, не получив защитного ордера, была вынуждена просить коалицию «Жизнь без семейного насилия» перевезти ее в безопасное место подальше от мужа. По словам Вероники Телеуки, женщину разместили в одной из «кризисных квартир».
При этом в Генинспекторате полиции в ответе на запрос NM сообщили, что защитные ордера выдают сразу же при подозрении на высокий риск проявления или повторения домашнего насилия.
В то же время в приднестровском центре «Резонанс» NM рассказали о сотрудничестве с правоохранительными органами во время карантина. «Мы выпустили листовки с номером телефона нашей горячей линии и информацией о том, чем мы можем помочь. Там есть и экстренный номер милиции, по которому может позвонить жертва домашнего насилия. Эти листовки правоохранители распространяют по всему Приднестровью», — рассказали в «Резонансе».
Также в «Резонансе» рассказали, что во время карантина стали сотрудничать и с участковыми. «Например, если есть сигнал о насилии на севере Приднестровья, мы находим телефон участкового и просим его проконтролировать ситуацию, чтобы не произошло беды», — рассказали в «Резонансе».
Что происходит в мире?
За время эпидемии коронавируса случаи семейного насилия в мире участились на 20%. Об этом 27 апреля заявил Фонд ООН в области народонаселения. Одна из названных причин — государства сокращают услуги по защите жертв насилия.
В опубликованном исследовании также приводятся неутешительные прогнозы о последствиях кризиса коронавируса для женщин: пандемия может привести к трем миллионам нежелательных беременностей во всем мире и ограничению доступа 44 миллионов женщин к контрацепции.
Об угрозе карантина для жертв семейного насилия заявила и спецдокладчик ООН по предотвращению насилия над женщинами Дубравка Шимонович. В совместном обращении с рядом экспертов ООН она призвала правительства адаптировать стратегии борьбы с семейным насилием в условиях карантина. «Ограничение передвижения, финансовые проблемы и усилившаяся неопределенность наделила агрессоров дополнительной силой и контролем», — говорится в заявлении. Помимо прочего, она рекомендовала государствам выдавать защитные ордера, обеспечивать приютом и альтернативным методам связи жертвы с полицией.
***
Согласно исследованию ПРООН в Молдове, 63,4% женщин в возрасте от 15 до 64 лет хотя бы раз подвергались одному из видов насилия. Из них лишь 5,9% актов насилие было совершено не членами семьи. При этом 19% женщин подвергались сексуальному насилию со стороны партнера. Треть жертв семейного насилия никогда не обращались в полицию.
По данным общественного центра «Резонанс», каждый десятый житель приднестровского региона считает, что имеет право избить свою партнершу в случае выявления измены. При этом 73% жителей Приднестровья поддерживают необходимость принятия специального законодательства по этой проблеме. По данным центра «Резонанс», в Приднестровье до 66% пострадавших от домашнего насилия вообще не обращаются за помощью.