Ездить не бастовать. Как работают и сколько зарабатывают водители междугородних маршруток
7 мин.

Ездить не бастовать. Как работают и сколько зарабатывают водители междугородних маршруток

Водители междугородних маршруток завтра устраивают забастовку, требуя поднять тарифы. NM, продолжая серию материалов об условиях работы и заработках представителей разных профессий, на этот раз решил поговорить с водителем междугородней маршрутки. Он рассказал о своей работе и доходах, том, почему не будет бастовать, и почему, по его мнению, нельзя резко поднимать цены на билеты. Откровенно рассказать обо всем он согласился на условиях анонимности. 

О забастовке

Поднимутся тарифы или нет — от нас в принципе не зависит. Все решается на уровне министерства. Поэтому я не буду участвовать в забастовке. От этого потеряю не только я, но и пассажиры: я лишусь дохода, пострадает моя репутация, а пассажиры не смогут добраться до нужного места.

О тарифах

Думаю, что тарифы не поднимутся, ну или символически — на 10-15%. Но точно не на 50%, как говорили с самого начала.

Люди просто не будут ездить. Для многих и нынешняя цена неподъемная. Например, стоимость проезда в самые северные или южные районы — 150 леев в один конец или 300 леев в оба. Если цена вырастет на 50%, то эта сумма подскочит до 450 леев. Откуда обычный пассажир возьмет такие деньги?

У людей пенсия 2 тыс. леев. И пожилой человек, которому надо в Кишинев в больницу или на обследование, просто не сможет себе этого позволить.

Конечно, бывают ситуации, когда человеку некуда деться. Ну и многое зависит от уровня доходов.

О сервисе и комфорте

Можно добиться такого же уровня комфорта, как в Европе. Это реально, но делать это надо постепенно. Для того, чтобы машины на маршрутах были хорошие, должны быть хорошие дороги и топливо хорошего качества по фиксированным ценам.

А что делают у нас? Поднимают стоимость проезда, и тут же растет стоимость солярки. Получается замкнутый круг.
Можно ведь немного поднять тарифы и установить более жесткие требования для транспортников. Хотя бы, например, чтобы машина не была старше 15 лет. Потом снова чуть поднять цены, и снова повысить требования. Я думаю, это был бы выход.

О контроле

Условия перевозок надо контролировать. Машины надо контролировать постоянно, а не раз в год, как это делают, и не только ANTA (Нацагентство автомобильного транспорта) должно этим заниматься.

У нас ведь техосмотр стал формальным — можно «договориться», если машина не соответствует требованиям. Как такие машины вообще можно выпускать на маршрут, как можно ездить без тормозов или с дыркой в полу?

О своем микроавтобусе

Моему микроавтобусу около 10 лет. Я планирую его эксплуатировать еще пять лет, а потом куплю новый. Пока собираю деньги и жду новых требований для пассажирских перевозок.

В нынешних условиях очень сложно собрать на новую машину, почти невозможно. И дело даже не в тарифах. Просто нет потока пассажиров. Студенты, например, собираются группой и едут с тем, у кого есть машина. В сумме стоимость проезда получается такой же, как и на маршрутке, но им так удобнее.

О своих доходах

У меня собственная фирма, на которую зарегистрирована машина. Свой маршрут я получил более 10 лет назад. С доходов плачу налоги. Также я плачу 10% автовокзалу со всех проданных билетов.

Что касается доходов, день на день не приходится. Можно заработать в день и 1000 леев, а можно только «прокатиться» в Кишинев и обратно. Но в среднем, наверное, 500 леев в день чистыми получается.

Но вот сейчас доходы заметно сократились. Октябрь всегда считался плохим месяцем. Осенью никто без особой надобности никуда не ездит. Люди стараются завершить все свои дела в поле, собрать урожай, потому что погода может испортиться в любой момент.

Но даже по сравнению с прошлым годом пассажиров стало меньше где-то на 30%, а по сравнению с позапрошлым — на все 50%.

Бывает и так, что работаю себе в убыток. Мертвый сезон — с конца января до 8 марта. После новогодних праздников никто никуда не ездит. Бывает, что и в другое время водители работают в убыток, но такой маршрут считается плохим. У меня хороший маршрут.

О доходах наемных водителей

Есть и другие варианты работы на маршрутах. Хозяин владеет несколькими машинами, нанимает водителей и платит им за работу. Вариантов оплаты может быть несколько:

Фиксированная. Минимальная ставка — 150 леев в день, но водителю идет доход от передач (как правило, за переданную сумку или пакет водители берут 20 леев). В среднем наемный водитель зарабатывает 250-300 леев в день.

Процент. Обычно, это 10% от общего оборота. То есть, если за день продано билетов на 3 тыс. леев, то водитель получает 300 леев.

Работа по путевому листу. Водитель регистрирует свою машину на фирму и заключает контракт аренды на свой автомобиль. Работает он на разных маршрутах: какой путевой лист сегодня получил, туда и едет. Путевой лист стоит от 500 до 1000 леев в день. Насколько это выгодно, сказать не могу, но многие работают по такой схеме годами. Значит, им выгодно.

О рабочем дне

Мой рабочий день начинается в 6:30 утра и заканчивается в 17:00. Но у меня очень удобный маршрут. Есть маршруты, на которых водитель приезжает на вокзал в 5-6 утра, а обратный рейс у него поздно вечером.

Время маршрута изменить нельзя. Вот в таких условиях работать очень сложно, потому что водитель не высыпается, становится нервным, теряет должную координацию.

Об обеде

Если заботишься о здоровье, то берешь с собой обед из дома. Я не беру. Обычно покупаю на вокзале плацинду и чай или кофе.

Тут недалеко есть столовая, но там готовят ужасно и цены очень высокие. Иногда водители собираются группой пять-шесть человек и выезжают пообедать за пределы вокзала. Но полноценный обед обходится в 100 леев. Это дорого.

О внештатных ситуациях

Аварий у меня не было. Когда делаем техосмотр, у нас должны быть оплачены налог на дороги и страховка. Раньше страховка покрывала только машину и водителя, а с позапрошлого года страховка обязательна для всех пассажиров.
Все конфликты с пассажирами, как правило, удается урегулировать на месте. Где-то перевожу в шутку, на что-то не обращаю внимания.

Но я не беру очень пьяных или неадекватных пассажиров. И у меня есть такое право. Могу вернуть стоимость проезда или даже не возвращать ее, а просто высадить человека. Это может быть и в дороге, и на вокзале.
Например, был случай, когда пассажир закурил в маршрутке. Я его тут же высадил.

О «стоячих» пассажирах

Сейчас опасно брать «стоячих» пассажиров. Обычно водители берут их на небольшие расстояния (из одного населенного пункта в другой). Исключение — вечер пятницы. Только в пятницу могут быть «стоячие» пассажиры из Кишинева до конечного пункта назначения. В любой другой день много свободных мест.

Если полиция остановит маршрутку, в которой есть «стоячие» пассажиры, то водитель заплатит штраф (около 900 леев). Хотя на таких пассажиров мы тоже выписываем билеты, но, получается, что не платим вокзалу 10% за проданные билеты.

О безбилетниках

Если водитель и берет таких, то только на свой страх и риск. В любой момент маршрутку может остановить ANTA или налоговая инспекция. У ANTA штраф зависит от числа безбилетников. Но я не попадал в такие ситуации, поэтому сказать не могу, какой штраф у ANTA.

У налоговой штраф за одного безбилетника в пределах 7 тыс. леев в первый раз, во второй раз — 15 тыс. леев, а в третий — могут лишить авторизации (разрешения на перевозку пассажиров).

О техчасти

Техническую часть проверяет полиция. Это могут быть плановые или внеплановые проверки. Меня тоже проверяли, но все проходило нормально. Потому что я за своей машиной слежу. А если работает наемный водитель, ему все равно, в каком состоянии будет машина, главное для него — деньги.

Да и хозяева не спешат ремонтировать машины, потому что это очень дорого. Заменить кузов, например, стоит около €3 тыс.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: