В пятницу, 2 июня, парламент должен был рассмотреть законопроекты, касающиеся Гагаузской автономии. Проекты, согласованные депутатами парламента РМ и Народного собрания Гагаузии, были внесены в парламент еще в 2016 году, но их рассмотрение откладывали под предлогом того, что либералы выступают против. Хотя Либеральная партия покинула парламентское большинство, из трех законопроектов в повестку были внесены лишь два. Да и их, по прогнозам депутатов, скорее всего, примут в первом чтении и снова могут отложить в долгий ящик.
Давно вопрос
Пакет из трех законопроектов о функционировании Гагаузской автономии, был зарегистрирован в парламенте еще в 2016 году. Их разработка стала результатом деятельности рабочей группы депутатов парламента РМ и Народного собрания Гагаузии. Речь идет о поправках в законодательство, призванных обеспечить функциональность гагаузской автономии и привести законодательную базу в соответствие с законом «Об особом правовом статусе Гагаузии».
Закон, наделяющий Гагаузию статусом автономии, парламентом Молдовы принял в декабре 1994 года. Это стало результатом непростого компромисса между Кишиневом и Комратом после четырех лет противостояния, в течение которых Гагаузия наряду с Приднестровьем была де-юре непризнанным, но фактически независимым государством — Гагаузской Республикой.
Одновременно с принятием закона об особом статусе Гагаузии правительству и парламенту Молдову было предписано в шестимесячный срок привести законодательную базу республики в соответствие с законом о Гагаузской автономии. Это не было сделано. В итоге большая часть законодательства страны до сих пор не учитывает, что в составе Молдовы есть автономия с особыми правами и полномочиями.
Нерешенность этой проблемы за 20 с лишним лет не раз приводила к обострению отношений Кишинева и Комрата. Гагаузские политики обвиняли центральные власти в ущемлении прав автономии и игнорировании ее интересов, а Кишинев видел в требованиях Комрата антигосударственные и сепаратистские проявления.
В феврале 2014 года в Гагаузии провели референдум об отношении к внешнеполитическому курсу страны и о праве на самоопределение в случае утраты Молдовой независимости. В Кишиневе гагаузский плебисцит объявили сепаратистским, а его результаты — незаконными.
Скандальный референдум тем не менее помог привлечь к проблемам автономии внимание центральных властей и международного сообщества. Причиной кризиса в отношениях Кишинева с Комратом посчитали отсутствие коммуникации между регионом и центром и рекомендовали властям РМ начать диалог с автономией. Площадкой для диалога стали рабочие группы депутатов центрального и регионального законодательных органов.
При посреднической, экспертной и финансовой поддержке внешних партнеров молдавские и гагаузские депутаты проводили встречи, посещали европейские страны, изучали их опыт функционирования автономий. Результатом работы второй такой депутатской группы стали первые три законопроекта, призванные заложить основу дальнейшей гармонизации законодательства.
Правый блок
Согласованные законопроекты зарегистрировали в парламенте как законодательные инициативы Народного собрания Гагаузии. Однако выносить их на рассмотрение депутаты не торопились. Контролирующие парламентское большинство демократы объясняли это позицией Либеральной партии (ЛП), входившей в большинство и выступавшей против принятия «гагаузских» законов.
Хотя, как заявили NM в других парламентских фракциях, необходимое для их принятия большинство было и раньше: левые партии — социалисты и коммунисты — еще в прошлом году были готовы поддержать законопроекты.
В очередной раз социалисты попытались внести законопроекты в повестку дня на прошлой неделе. Но представители парламентского большинства выступили против.
Источники NM в парламенте считают, что позиция либералов по этому вопросу была лишь предлогом для затягивания рассмотрения законопроектов. «Кроме того либералы нужны были демократам, чтобы обеспечить широкий политический консенсус для принятия проекта об изменении выборной системы», — пояснил один из собеседников NM в законодательном органе.
Позицию ЛП по этому вопросу узнать не удалось, лидер либералов Михай Гимпу на звонки NM не ответил.
Внешние партнеры тем не менее активно настаивали на принятии законов. В очередной раз эту тему, по информации NM, затрагивали на состоявшейся в начале недели встрече высшего руководства Молдовы с аккредитованными в Кишиневе дипломатами. Главной темой было приднестровское урегулирование, но обеспечение функциональности гагаузской автономии внешние партнеры рассматривают как одну из ключевых предпосылок для реинтеграции страны.
Выполнение обязательств обсуждали и на заседании парламентского комитета по ассоциации РМ-ЕС 22 мая. На закрытой части заседания глава делегации ЕС в Молдове Пиркка Тапиола сказал, что необходимо в полной мере соблюдать закон 1994 года об особом автономном статусе Гагаузии, и что он с нетерпением ждет принятия законов, согласованных в рамках депутатской рабочей группы.
Когда в конце прошлой недели либералы покинули парламентское большинство, не осталось даже формальных поводов затягивать рассмотрение документов. Но в повестку дня пятничного заседания включили лишь два из трех согласованных законопроектов. Хотя на заседании постоянного бюро социалисты настаивали она рассмотрении всех трех документов.
Третий не лишний
Один из включенных в повестку законопроектов предусматривает внесение поправки в Закон «Об административно-территориальном устройстве Республики Молдова». Она предполагает введение в рамках административно-территориального устройства РМ особого уровня управления для Гагаузии, наряду с первым (села, города и муниципии кроме Кишинева и Бельц) и вторым (районы и муниципии Кишинев и Бельцы). До сих пор Гагаузия относилась ко второму уровню, что уравнивало ее с простым районом.
Закон также предлагается дополнить статьей о том, что «решение вопросов территориального устройства Гагаузии, изменение категорий населенных пунктов, границ районов и сел, их наименования и переименования относятся к компетенции Народного собрания Гагаузии (НСГ)».
Второй законопроект предусматривает поправки в Закон о местном публичном управлении о том, что порядок организации и функционирования органов местного публичного управления особого уровня регулируются этим законом в части, которая не противоречит нормам Закона «Об особом правовом статусе Гагаузии».
По словам депутата-социалиста Владимира Цуркана, проекты предусматривают чисто технические поправки, цель которых — привести законодательство в соответствие с Законом «Об особом правовом статусе Гагаузии». Он, однако, не исключает, что сегодня проекты утвердят в первом чтении, чтобы показать европейским партнерам, что обязательства выполняются, а потом парламентское большинство снова отложит их в долгий ящик.
Такого же мнения придерживается представляющий в парламенте Гагаузию депутат от Партии социалистов Федор Гагауз. Он говорит, что вынесенные на рассмотрение инициативы сами по себе ничего не меняют и требуют дальнейшего более глубокого изменения законодательства, в том числе закрепления статуса автономии в Конституции. «Но, как мы видим, даже этим половинчатым поправкам Кишинев противится. О чем тут говорить?» — сказал NM депутат.
Гагауз добавил, что именно третий проект, который снова не включили в повестку, является основополагающим. Он предполагает внесение поправки в закон «Об особом правовом статусе Гагаузии», согласно которой любое изменение этого закона возможно только по согласованию с Народным собранием Гагаузии.
Эксперт международной неправительственной организации CMI (Crisis Management Initiative) бывший вице-спикер парламента РМ Александр Стояногло тоже считает, что не вошедший в повестку заседания проект — самый важный. «Он подтверждает незыблемость статуса Гагаузии и исключает возможность самовольного вмешательства в закон об автономии», — пояснил он.
По словам Стояногло, вопрос гармонизации законодательства после принятия закона о статусе Гагаузии не решался более 20 лет. Все эти годы, добавил он, в Молдове были довольно «разношерстные» коалиции, и некоторые входившие в них партии выступали против этих изменений.
«То, что два законопроекта, наконец, рассмотрят, свидетельствует о том, что у политического класса есть воля реализовать положение об особом статусе Гагаузии», — заявил он NM. Предлагаемые поправки, по словам эксперта, предусматривают технические коррективы, которые подтверждают, что в стране есть автономия, и у нее есть свои структуры власти.
С принятием нынешнего пакета законов, впрочем, процесс гармонизации не заканчивается. «Утверждение этих проектов — первый шаг к тому, чтобы депутаты абсолютно нормально воспринимали положения об автономии, которая, если хотите, является одним из элементов зрелости общества. Реализация положений о функционировании автономии будет свидетельствовать о развитии и демократизации общества», — уверен он.
Эксперт добавил, что принятие всех трех проектов важно еще и потому, что рабочая группа парламента и НСГ в сотрудничестве с международными экспертами уже готовит несколько новых инициатив, которые вскоре предложат парламенту на рассмотрение.
ДОБАВЛЕНО В 10.34: Когда этот текст уже был опубликован, рассмотрение законопроектов еще значилось в повестке заседания парламента. Позже стало известно, что законодатели решили отложить рассмотрение законопроектов. Поэтому уже опубликованный текст был скорректирован. Фраза «В пятницу, 2 июня, парламент рассмотрит законопроекты…». заменили на «В пятницу, 2 июня, парламент должен был рассмотреть законопроекты…».