Генеральный прокурор Корнелиу Гурин подал в отставку. Об этом он заявил сегодня на пленарном заседании парламента. Депутаты приняли ее большинством голосов. Официально Гурин покинет свой пост 1 марта. Оппозиция приветствовала отставку Гурина, но выразила сомнения в том, что новый глава Генеральной прокуратуры будет способен проводить независимую политику. Аналитики говорят о «пиаре в действии» и ждут начала конкурса на занятие должности генпрокурора.
Кадровое решение генерального прокурора
Выступая в парламенте, Корнелиу Гурин сказал, что его отставка последовала после того, как накануне был принят во втором, окончательном чтении Закон о прокуратуре.
«Закон является решающим этапом в реформировании прокуратуры, — отметил Корнелиу Гурин. — Он открывает новую главу в ее истории, и я глубоко признателен всем, кто участвовал в разработке проекта. Еще летом 2013-го я сказал, что приоритетом моего мандата будет подготовка основ для реформирования прокуратуры. На этом я и сосредоточился. А в итоге нам удалось получить один из наиболее современных законов о прокуратуре на всем европейском пространстве».
Корнелиу Гурин поблагодарил депутатов за принятие Закона о прокуратуре и заявил, что сейчас пришло время для системных изменений в работе ведомства. По его словам, реформа позволяет назначить нового генпрокурора уже в апреле 2016 года, и потому он решил сложить свои полномочия. «Кандидатуру нового генерального прокурора должен выбрать Высший совет прокуроров в ходе открытого конкурса, в котором примут участие лучшие специалисты».
Парламент назначил Корнелиу Гурина на должность генпрокурора 18 апреля 2013 года. За это решение проголосовал 51 депутат. Генпрокурор был утвержден сроком на пять лет по предложению спикера Мариана Лупу. До этого Гурин возглавлял спецкомиссию парламента по отбору кандидатов на пост генерального прокурора Молдовы. Комиссия по итогам конкурса предложила бывшего министра юстиции Виталия Пырлога, однако, его кандидатура не нашла поддержки большинства.
Корнелиу Гурин юрист по образованию. Работал главным консультантом юридического управления Аппарата парламента, был советником спикера, в 2001-2005 годах руководил Аппаратом парламента. Затем перешел в неправительственный сектор, а в 2011-м стал вице-председателем партии «Демократическое действие», но приостановил членство с февраля 2013 года.
Политики и имидж прокуратуры
Представители оппозиции приветствовали решение Корнелиу Гурина, но выразили сомнения в том, что его отставка способна существенно повлиять на имидж прокуратуры. Лидер Партии социалистов Игорь Додон считает, что отставка стала результатом давления на власть со стороны оппозиции и одним из итогов акций протеста. Вместе с тем, по мнению Додона, «если нового прокурора опять будет назначать олигархическое большинство, то мы просто поменяем шило на мыло». Игорь Додон заявил, что «если власть думает выпустить таким образом пар, то она ошибается».
Социалисты намерены добиваться отставки руководства Центризбиркома, Координационного совета по телевидению и радио и Национального центра по борьбе с коррупцией. Председатель ПСРМ считает, что генпрокурора использовали в качестве политического инструмента давления: «А теперь мавр сделал свое дело, и мавр может уйти». Одновременно Игорь Додон выразил опасение в том, что в случае с Гуриным может повториться ситуация с отставкой президента Нацбанка Дорина Дрэгуцану. Напомним, Дрэгуцану подал в отставку 21 сентября 2015 года, но до сих пор продолжает исполнять обязанности главы НБМ.
Со своей стороны, либеральные демократы приветствовали отставку. Как заявил журналистам глава парламентской фракции ЛДПМ Тудор Делиу, сейчас возникает вопрос — по какой процедуре будет назначаться новый генпрокурор, ведь принятый закон о прокуратуре вступит в силу лишь после публикации в «Официальном мониторе». По словам депутата, вряд ли это произойдет до 1 марта, и тогда придется выбирать исполняющего обязанности. В этой связи Тудор Делиу выразил надежду, что история с и.о. президента Нацбанка не повторится на уровне Генпрокуратуры.
По мнению депутата ЛДПМ Кирилла Лучинского, период, в течение которого Гурин возглавлял Генпрокуратуру, останется «черным для юстиции Республики Молдова». Лучинский сомневается, что в нынешних условиях появится возможность утвердить в должности независимого генпрокурора: «Демократическая партия создаст все условия для того, чтобы назначить на этот пост человека, подконтрольного демократам».
Кирилл Лучинский заявил NM, что отставка произошла в результате определенного давления внешних партнеров по развитию. По его словам, таким образом правящее большинство надеется снизить напряжение в обществе: «Получается, что выполнено требование Гражданского форума. Но это некий отвлекающий маневр, поскольку все общество будет следить за процессом избрания нового генпрокурора».
Неприсоединившийся депутат Артур Решетников сказал NM, что уйдя в отставку, Гурин открыл возможности для применения нового Закона о прокуратуре. По его словам, очень важно, что нового прокурора будут выбирать по конкурсу.
В свою очередь, почетный председатель Демократической партии Думитру Дьяков отметил, что относится к отставке Гурина спокойно: «Есть возможность прийти другим. Может быть настало время для более творческого подхода», — добавил он.
Председатель Либеральной партии Михай Гимпу отказался прокомментировать для NM уход с должности генерального прокурора.
Аналитики и ожидания внешних партнеров
Директор центра политического анализа Politicon Анатол Цэрану считает, что отставка Гурина «напрашивалась давно». «То, что его держали столько времени, негативно повлияло на имидж Демпартии, чьим ставленником он считался. […] Нужно показать внешним партнерам, что в Молдове делаются реформы, иначе деньги они просто не получат. Пожертвовать малым, чтобы получить большее… Сейчас получение экономической и финансовой помощи является приоритетом», — подчеркнул Цэрану.
По его мнению, следующим прокурором будет человек, аналогичный Гурину, но «без испорченного имиджа». «Нужно учитывать, что новый прокурор должен быть назначен главой государства, и совсем не случайна отставка Гурина под конец мандата президента Николае Тимофти. Если Тимофти заартачится, то нового прокурора будет назначать и.о. президента — [спикер] Канду. То есть все возвращается на круги своя», — сказал Цэрану.
Политический аналитик центра Expert-Grup Денис Ченушэ назвал отставку Гурина «пиаром в действии». «Звучало много критики по поводу того, как работает прокуратора, и критику связывали с именем Гурина. Следует также учитывать контекст переговоров с европейскими партнерами. В марте пройдет заседание Совета по ассоциации, на котором власти смогут отчитаться о реформе прокуратуры», — заявил эксперт, напомнив, что ранее власти перевели под домашний арест «группу Петренко».
По его словам, уход Гурина — это и ответ на требования протестующих, когда «двух зайцев ловят одним ходом»: «Я не могу сказать кто именно [станет прокурором], но в любом случае это будет человек, который как-то связан с режимом. Прокуратура — важное учреждение в системе юстиции, и потому я думаю, что власти не упустят возможности найти своего человека на эту должность», — сказал Ченушэ.
Глава Ассоциации за демократию через участие ADEPT Игорь Боцан считает, что генпрокурор «поступил порядочно». «Когда господин Гурин согласился занять должность, он объявил, что у него есть мандат на реформу прокуратуры. А после принятия Закона о прокуратуре Гурин подал в отставку. Это подтверждает, что он — человек слова. У него был мандат на пять лет, и я полагаю, что этим жестом он показывает, что исполнил его», — сказал Боцан.
Адвокат Виталий Нагачевский в беседе с NM не стал выдвигать предположений о том, с чем может быть связана отставка генпрокурора. «Очень трудно угадать. Можно сказать, что это произошло из-за протестного движения, хотя оно практически закончилось. […] Но я не думаю, что реформа — это смена людей. Реформа — это изменение законов», — сказал Нагачевский.
Долгий путь к реформе прокуратуры
Закон о реформе прокуратуры принят 25 февраля 2016-го. Глава группы экспертов, готовивших проект, директор Центра правовых ресурсов Влад Грибинча ранее заявил NM, что депутатам до июня нужно утвердить еще два дополнительных закона по реформе прокуратуры. А кроме этого, нужны поправки в Конституцию, — чтобы нового генерального прокурора выбирали по новым правилам. Проект внесения изменений в Конституцию уже разработан, но когда поправки будут представлены на рассмотрение парламента, Грибинча не уточнил.
Таким образом, пока неясно, кто именно будет выдвигать кандидата на пост генпрокурора: президент (согласно новым правилам) или спикер. «Это право было у спикера в отношении президента Нацбанка, был организован конкурс, так что, наверное, так же поступят и сейчас», — считает Игорь Боцан.
Разработка Закона о прокуратуре длилась около трех лет, реформа была одним из ключевых условий внешних партнеров Молдовы. Закон предусматривает появление специализированных и территориальных прокуратур, ликвидацию военной и транспортной прокуратуры, а также изменение процедуры назначения генерального прокурора: кандидата должен выбирать Высший совет прокуроров, а затем предлагать президенту на утверждение. Генпрокурора будут назначать на семь лет без права продления мандата. Планировалось, что закон вступит в силу с 1 января 2016 года, но парламент не смог уложиться в установленные сроки.
Проект разработан в рамках Стратегии реформирования системы юстиции Молдовы, рассчитанной на 2011-2016 годы и принятой парламентом 25 ноября 2011 года. В феврале 2012-го парламент одобрил План действий к стратегии. На внедрение стратегии ЕС выделил Молдове €60 млн.
До Корнелиу Гурина Генпрокуратуру возглавлял Валериу Зубко. Парламент отправил его в отставку 21 января 2013 года. Досрочная отставка Зубко стала результатом скандала с охотой в заповеднике «Пэдуря Домняскэ», во время которой погиб бизнесмен Сорин Пачу. Инцидент произошел 23 декабря 2012-го, но участники охоты — высокопоставленные чиновники — скрывали информацию до 6 января 2013 года.