«Объектив Европа»

Госзакупки на расстоянии одного «клика». Европейские практики


В последние годы Европейский союз уделял повышенное внимание государственным закупкам, несколько раз изменив профильное законодательство для снижения бюрократизации в этом процессе. Одним из способов закупок, все чаще применяемых в некоторых государствах ЕС, стали электронные торги — процедура, которая с недавних пор внесена и в молдавское законодательство.

С подписанием Соглашения об ассоциации между Республикой Молдова и Европейским союзом, наша страна обязалась дебюрократизировать процедуры госзакупок и обеспечить их максимальную прозрачность. В мае 2016 года вступил в силу новый закон, регулирующий государственные закупки — закон «О государственных закупках». Он предусматривает более легкие способы коммуникации между экономическими операторами и органами, организующими открытые торги.

Государственная закупка — процесс приобретения товаров, выполнения работ или оказания услуг для нужд одного или нескольких закупающих органов за счет государственного бюджета, в ходе которого представляют свои оферты несколько физических или юридических лиц. Преимущество электронных торгов в том, что в них могут участвовать больше экономических операторов. А это обеспечивает лояльную конкуренцию. Внедрение этих электронных процедур ограничит человеческий фактор и значительно усложнит скрытые сговоры между покупателем и продавцом.

Электронные процедуры уменьшат кипы бумаг

Новый закон позволяет экономическим агентам подавать заявки и/или оферты для участия в организуемых государством торгах в режиме онлайн. Другой инновацией с использованием новых технологий стало введение так называемой динамичной системы закупок. С помощью этого процесса, полностью проводимого в электронном формате, будут закупаться только товары текущего пользования. Все экономические агенты, заинтересованные в торгах и отвечающие критериям отбора, будут представлять оферты указанным методом. В то же время закупающий орган обязан указать в объявлении, что заключение контракта будет производиться исключительно с применением динамичной системы закупок.

Эксперты в области госзакупок считают, что эти условия благоприятны для экономических агентов, которым не придется тратить время на сбор информации и представление оферт, но и закупающим государственным органам, которые будут освобождены от необходимости собирать кипы бумаг.

Они считают также, что использование этой динамичной системы обеспечит большую прозрачность процесса закупок.

«Широкое использование электронных процедур способно решить ряд проблем, с которыми сейчас сталкивается национальная система государственных закупок, таких как ограниченный доступ к информации об использовании государственных денег, отсутствие прозрачности и ограниченная конкуренция. Ограниченная конкуренция является следствием участия в закупочных процедурах узкого круга экономических операторов, что приводит к неэффективному использованию государственных денег», — утверждает профильный эксперт IDIS Viitorul Диана Ранга-Енаки.

Граждане Республики Молдова пока не обладают бесплатным доступом к «Бюллетеню закупок», чтобы узнать, какие торги планируются в будущем. Зато можно увидеть в режиме онлайн, какие торги находятся в процессе проведения. Так на странице www.etender.gov.md опубликованы запросы ценовых оферт и указано на каком этапе находится процедура закупки.

Электронная система закупок экономит государственные деньги

Практики использования электронных средств коммуникации и электронной системы закупок, внесенные недавно в законодательство Республики Молдова, заимствованы из законодательства Европейского союза. Так, согласно Европейской директиве о государственных закупках, «электронные средства информирования и коммуникации могут значительно упростить опубликование договоров и повысить эффективность и прозрачность закупочных процедур. Они существенно увеличивают возможности экономических операторов участвовать в закупочных процедурах на всем внутреннем рынке», — отмечается в Директиве ЕС.

В 2016 году году все страны-члены ЕС должны внедрить в свои национальные закупочные системы электронные процедуры. Однако не все государства гармонизировали законодательную основу в этой области, поэтому недавно Европейская комиссия потребовала от некоторых государств ЕС внести соответствующие изменения в законодательство. В числе этих стран Австрия, Бельгия, Болгария, Хорватия, Чехия, Кипр, Эстония, Ирландия, Греция, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словения, Финляндия, Испания и Швеция.

«Новые директивы повышают эффективность системы государственных закупок в Европе и предусматривают более прогрессивные нормы и электронные процедуры. Правительства, обеспечившие переход к электронным системам государственных закупок уже докладывают об экономии в пределах 5-20%. Если учесть, что государства — члены ЕС ежегодно тратят более €1,9 трлн на государственные закупки, любая экономия в 5% означает прибавку в €100 млрд в их бюджеты», — указывается в сообщении Европейской комиссии.

Автор —Лилия Захария, репортер «Объектив Европа»

Статья подготовлена Ассоциацией независимой прессы (API) при финансовой поддержке National Endowment for Democracy (NED). Читайте «Объектив Европа» на сайте www.api.md

Материал публикуется на коммерческой основе.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

NewsMaker

«Я сразу понял, что подпись не моя». Как свидетели по делу Плахотнюка путались в показаниях

Суд заслушал еще шесть свидетелей по делу Владимира Плахотнюка, в котором его обвиняют в соучастии в краже миллиарда. Следствие нашло их подписи на банковских документах, фигурирующих в деле. Свидетели, однако, утверждают, что не подписывали эти документы. NM рассказывает, что еще они сообщили, в том числе о концерте в Кишиневе Лаймы Вайкуле и о продаже Mitsubishi и Mercedes.

Заседание суда столичного сектора Буюканы по делу бывшего председателя Демпартии Владимира Плахотнюка состоялось 4 ноября. Первый свидетель рассказал, что в 2006-2008 годах он работал в компании Petrom Moldova, директором которой был Плахотнюк. Позже свидетель непродолжительное время был членом Демпартии. Он также рассказал, что однажды продал Плахотнюку два автомобиля — Mitsubishi Outlander и Mercedes S-class. Об этих событиях он вспомнил в контексте того, что его подпись следователи нашли на банковских документах, связанных с банковским мошенничеством.

«Когда мне показали документы с моими подписями, я сразу понял, что подпись не моя, и заказал экспертизу. Подпись была похожа, но в моей подписи есть элементы, о которых знаю только я», — сказал свидетель.

Вторая свидетельница сообщила суду, что в 2012–2015 годах она работала в бизнес-центре GBC на ресепшене. Отвечая на вопросы, она сказала, что при трудоустройстве передала компании свои паспортные данные. По ее словам, только на допросе на этапе следствия она узнала, что ее подпись фигурирует в документах, связанных с банковским мошенничеством. «На допросе мне показали нотариальные списки с якобы моей подписью. В тот период, к которому относились эти документы, я находилась в США. Речь идет о 2014 годе», — сказала свидетельница.

Практически такую же историю рассказала еще одна свидетельница. Она сообщила, что короткое время по приглашению Андриана Канду работала в компании Плахотнюка Prime Management, где занималась бюджетом и экономическим анализом. По ее словам, она тоже только на этапе следствия узнала, что на банковских документах нашли ее подпись. Женщина утверждает, что никогда не подписывала подобных документов.

Немного другую историю, но связанную с банковскими документами, рассказал еще один свидетель, работавший водителем в автопарке компании Dufremol, связанной с Иланом Шором. Свидетель путался в показаниях, но сообщил суду, что однажды начальник автопарка попросил его и других водителей подписать якобы трудовой договор. По словам свидетеля, его сделали директором компании Elcomet-Prim, фигурирующей в деле о краже миллиарда. Через некоторое время его пригласили к нотариусу в бизнес-центр Плахотнюка GBC и попросили подписать еще какие-то документы. Там он понял, что это какие-то банковские документы, касающиеся кредитов на десятки миллионов леев. Мужчина сказал, что испугался и отказался их подписывать.

Прокурор Александру Черней спросил свидетеля, предлагали ли ему какое-то вознаграждение за подписание документов. Мужчина категорически это отрицал, но потом выяснилось, что на этапе следствия он сказал, что ему обещали $300. Только после того как ему показали протокол допроса, мужчина заявил, что просто забыл эти детали, поскольку его допрашивали несколько лет назад. Суд напомнил ему об уголовной ответственности за дачу ложных показаний.

Следующий свидетель рассказал, что дважды организовывал музыкальные выступления по просьбе бывшего директора Театра оперы и балета Иона Гросу. В первом случае речь шла о частном выступлении нескольких артистов, а во втором — об организации концерта литовской певицы Лаймы Вайкуле на открытии онкологической больницы при поддержке фонда Плахотнюка Edelweiss. Однако свидетель сказал, что концерт Вайкуле он с партнерами так и не провел, поскольку заказчик нашел других организаторов.

С этим свидетелем произошел любопытный эпизод. Согласно материалам дела, он дважды давал показания на этапе уголовного расследования, но заявил, что помнит только один допрос. Ему даже показали протокол со второго допроса, но он уверенно сказал, что подпись на нем принадлежит не ему, а почерк, хоть и похож, но тоже не его.

Также суд допросил личного ассистента Плахотнюка, которая отвечала за организацию и логистику встреч своего начальника, а также помогала ему в заграничных поездках. Однако девушка не сообщила ничего, подобного тому, о чем рассказывали предыдущие свидетели.


Владимира Плахотнюка, находящегося в бегах с 2019 года, задержали в Греции в конце июля 2025 года, а 25 сентября экстрадировали в Молдову. В Кишиневе его поместили под предварительный арест в столичную тюрьму №13.

Плахотнюк проходит обвиняемым по нескольким уголовным делам, самое громкое из которых — о краже миллиарда. По данным прокуратуры, Плахотнюк через компании, которые контролировал Шор, получил $39 млн и €3,5 млн из украденных денег. Это дело прокуратура передала в суд в июле 2023 года.

О краже миллиарда евро из трех молдавских банков — Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank — стало известно в конце ноября 2014 года. После этого Нацбанк ввел в этих банках спецуправление, а затем власти приняли решение их ликвидировать (банки до сих пор в процессе ликвидации). Тогда же Нацбанк выдал этим банкам под гарантии правительства кредиты на ту же сумму, что была украдена (примерно 14 млрд леев или по тогдашнему курсу €1 млрд). Как объяснили власти, кредиты нужны были, чтобы не допустить паники на банковском рынке. В счет этого долга правительство выпустило и передало Нацбанку гособлигации на 13,3 млрд леев под 5% годовых, которые обязалось погасить в течение 25 лет. Эти деньги власти перевели в разряд госдолга. Вместе с процентами за 25 лет эта сумма составит 24,5 млрд леев.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Похожие материалы

Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: