Вторая попытка Майи Санду выдвинуть кандидата в премьер-министры повторила судьбу первой: социалисты оспорили указ Санду в Конституционном суде (КС) и выдвинули встречного кандидата от нового-старого парламентского большинства. Теперь решение за КС: от него будет зависеть, кто из кандидатов — президента или парламентского большинства дойдет до финишной прямой. Эксперты тем временем говорят, что в этот раз ситуация несколько иная, чем в феврале, когда КС признал незаконным указ Санду о выдвижении кандидата в премьеры.
Кандидат президента Санду
Президент Майя Санду после консультаций 16 марта со всеми парламентскими фракциями выдвинула кандидатом в премьер-министры депутата от партии «Действие и солидарность» (PAS), нынешнего лидера PAS Игоря Гросу. Выдвинуть своего кандидата Санду позволило заявление Марианы Дурлештяну, которая отказалась быть кандидатом в премьеры от сформированного ПСРМ, «Шор» и Pentru Moldova парламентского большинства. При этом о своем отказе Дурлештяну объявила, когда продолжались консультации президента с фракциями.
Майя Санду, объявив после консультаций о своем решении выдвинуть в премьеры Гросу, выразила надежду, что к лету удастся нормализовать эпидемиологическую ситуацию в стране и организовать досрочные выборы.
В Демпартии, комментируя решение Санду, высказали недоумение: «Мы не поняли: на этот раз мы говорим о настоящем правительстве, или нас снова будут просить не голосовать за него?» «Я даже не хочу рассматривать вероятность того, что новый кандидат тоже хочет получить ноль голосов [депутатов], потому что страна не выживет без функционального правительства. Пандемия — не время для политических игр», — сказал лидер ДПМ Павел Филип и призвал Санду «быть откровенной с гражданами».
Еще с большим недоумением и даже возмущением восприняли решение Санду в партии «Платформа Достоинство и правда» (DA). Зампредседателя DA, вице-спикер парламента Александр Слусарь отметил в этой связи в Facebook, что «не видел более коррумпированного президента, чем Игорь Додон и более циничного политика, чем Майя Санду». По словам Слусаря, представители DA час обсуждали с президентом Санду
«план действий, анализировали риски»: «И, хотя оставлять правительство [Аурелиу] Чокоя казалось плохой идеей, мы поняли, что президент хочет пойти по пути укрепления временного правительства. Эту же идею мы слышали и от социалистов», — рассказал Слусарь.
По его словам, позже он узнал, что Санду и Додон провели двухсторонние переговоры об утверждении даты досрочных выборов с сохранением действующего правительства.
«А еще через два часа президент выдвинула своего кандидата, даже не проконсультировавшись хотя бы по телефону с бывшими коллегами по альянсу. Я не принимаю таких игр и такого отношения к партии, которая долгие годы была союзником Майи Санду», — возмутился Слусарь.
Сам кандидат в премьеры Игорь Гросу заявил, что уже начал формировать кабинет министров и разрабатывать программу правительства, которое будет бороться с пандемией, экономическим кризисом и коррупцией, проводить вакцинацию населения и готовиться к досрочным выборам.
Кандидат большинства
Лидер социалистов Игорь Додон, комментируя указ Санду о выдвижении Гросу, заявил, что этот указ «не стоит и гроша», так как он — незаконный. 18 марта в ПСРМ сообщили о создании в парламенте «нового большинства» и о выдвижении этим большинством в премьеры нового кандидата — «профессионала, который может справиться с кризисом».
«Новое большинство» оказалось все тем же большинством из ПСРМ, «Шор», Pentru Moldova и нескольких неаффилированных депутатов, а новым кандидатом — бывший депутат от ПСРМ, а с недавних пор посол Молдовы в России Владимир Головатюк.
Имя нового кандидата объявил телеканал TV6, принадлежащий Илану Шору. На сайте телеканала появился и поименный список депутатов, сформировавших «новое ситуативное большинство» и подписавших заявление о выдвижение кандидатом в премьеры Головатюка. Под заявлением те же подписи, что были в поддержку Дурлештяну, кроме подписи Сергея Сырбу, которого госпитализировали с коронавирусом.
В этот же день депутаты от ПСРМ оспорили в КС указ Санду о выдвижении Гросу. Один из авторов обращения в КС — депутат Григорий Новак рассказал NM, что «на консультациях все обсуждали досрочные выборы и необходимость полномочного правительства, а потом Майя Санду, узнав об отказе Дурлештяну, предложила своего кандидата, не поинтересовавшись, есть ли у большинства кандидатура вместо Дурлештяну». Новак подчеркнул, что президент имеет право выдвигать своего кандидата, но только удостоверившись, что парламентское большинство не собирается выдвинуть свою кандидатуру.
Депутаты нового-старого большинства пригласили Майю Санду провести новые консультации. В аппарате президента на это ответили, что новые консультации возможны в двух случаях: после того как парламент примет решение по поводу кандидата президента Санду, проголосовав за вотум доверия или вотум недоверия его правительству, и, если Конституционный суд признает неконституционным указ Санду о выдвижении Гросу.
Владимир Головатюк сообщил СМИ, что спикер парламента Зинаида Гречаная предложила ему стать кандидатом в премьеры утром 17 марта. NM пытался связаться с Головатюком, чтобы узнать, кто может войти в его кабмин, но он сказал, что не может говорить, так как находится на встрече.
Слово за КС
Арбитром в этом очередном политическом споре между президентом и парламентским большинством традиционно станет Конституционный суд, который уже сообщил, что рассмотрит заявление социалистов на заседании 19 марта. Суд решит, приостанавливать или нет указ Санду, и рассмотрит обоснованность доводов социалистов о неконституционности указа президента.
По словам эксперта в области конституционного права Теодора Кырнаца, чтобы оценить соответствие Конституции указа Санду о выдвижении Гросу, следует обратиться к практике КС— решению от 11 февраля 2021 года. Это решение КС принял, рассмотрев запрос ПСРМ о конституционности указа Санду о выдвижении кандидатом в премьеры Натальи Гаврилицы.
«В этом решении говорилось о соблюдении принципа сотрудничества для выдвижения кандидата в премьеры, который представит свою программу в парламенте. Если после консультаций президент решила, что таким кандидатом будет Гросу в условиях, когда нет формализованного абсолютного парламентского большинства, которое поддерживает другого кандидата, значит, речь идет о дискреционном праве президента назначить Гросу», — пояснил Кырнац NM.
Он подчеркнул, что, если бы парламентское большинство, члены которого подписали заявление в поддержку Головатюка, существовало в день консультаций 16 марта, Санду была бы обязана выдвинуть Головатюка.
Но, поскольку, это большинство заявило о себе и о своем кандидате 18 марта, «есть все шансы, что КС сочтет запрос социалистов неприемлемым и не станет его рассматривать», считает эксперт.
Доктор политических наук Анжела Колацки считает, что Санду законно выдвинула Гросу в премьер-министры, и даже если КС примет запрос социалистов к рассмотрению, в итоге он признает указ Санду конституционным. «Поезд ушел. Президент консультировалась с фракциями и после этого выдвинула кандидата. А это обращение социалистов в КС — попытка сохранить хорошую мину при плохой игре», — считает Колацки.
По ее мнению, Майя Санду не обязана была обсуждать с депутатами, какую кандидатуру выдвинет. «С точки зрения закона и морали, в ее действиях все соответствует норме. А ноу-хау от ПСРМ о том, что парламентское большинство вызывает президента на консультации — это вообще нонсенс», — подчеркнула эксперт.
Как могут развиваться события
По мнению Теодора Кырнаца, если кандидатом останется Гросу, парламентское большинство может проголосовать за него, а через три дня вынести вотум недоверия и отправить правительство Гросу в отставку. «Тогда вся эпопея начнется сначала. А если депутаты не проголосуют за Гросу, как предполагается 23 марта, президент должна будет снова провести консультации с парламентскими фракциями и сообщить им о необходимости распустить парламент, а затем обратиться в Конституционный суд», — сказал Кырнац. И добавил, что в этот период у парламентского большинства еще может появиться возможность выдвинуть Головатюка.
«Надо понимать, что главная цель сотрудничества властей, о которой говорил КС в своем февральском решении, — это назначение правительства. Но, если Санду проведет консультации с фракциями и скажет, что истек срок для формирования кабмина, а он истекает 23 марта, формально она будет права, а политически — нет», — считает эксперт.
Он пояснил, что, когда президент потребует от КС принять постановление о роспуске парламента, КС должен будет проверить, истекли ли три месяца с момента отставки предыдущего кабмина, были ли предприняты две попытки сформировать правительство, истекли ли 45 дней с первой попытки назначения правительства (они входят в трехмесячный срок и провела ли Санду положенные по закону консультации с фракциями.
«Если КС установит, что все было именно так, то может принять постановление о роспуске парламента, и определять дальнейший ход событий будут граждане [на досрочных выборах], потому что невозможно управлять страной, увязнув в политических кризисах», — отметил эксперт.
Политический аналитик Алексей Тулбуре, в свою очередь, выразил сожаление в связи с тем, что молдавский политический класс не может самостоятельно найти выход из кризиса, и мы снова приходим к тому, что ждем решения КС, чтобы политики решили, что делать дальше.
«В более зрелом обществе партии договорились бы между собой о дальнейшем развитии событий, а не перекладывали бы все на КС. Страной управляют политики, партии — важная часть системы, но некоторые институции у нас почему-то не работают», — сказал Тулбуре.
По его мнению, если Конституционный суд оставит в силе указ президента, есть большая вероятность того, что за правительство Игоря Гросу проголосуют, но маловероятно, что оно будет управлять страной до очередных выборов в 2023 году. «Досрочные выборы все равно будут, вопрос в том, когда. Много разговоров о том, что это правительство отправят в отставку, и все начнется сначала. А, может, оставят пропрезидентское правительство и договорятся о сроках досрочных выборов. Ведь в условиях, когда ты не контролируешь правительство, гордиться особо нечем, нет смысла затягивать этот вопрос», — считает эксперт.
При этом, если КС отменит указ Санду, и парламентское большинство выдвинет кандидатуру Головатюка, президент не будет подписывать указ о назначении Головатюка кандидатом в премьеры, и в молдавской политике снова возникнет коллизия и тупик, считает Алексей Тулбуре.
«Все-таки партиям надо вести диалог, и ответственность лежит на ПСРМ и партии президента PAS, ведь им хватает голосов для решения стоящих перед страной задач. Они и должны приходить к каким-то соглашениям. Будет правильно, если они найдут выход из этого кризиса», — заключил эксперт.