gov.md

«Коррупция в Молдове — везде»


Кирилл Габурич отчитался сегодня о 100 днях работы в должности премьер-министра. По словам Габурича, приоритетами его работы остаются реформирование системы юстиции и европейская интеграция. К главным вызовам он причислил неэффективность госструктур, непрозрачность принятия решений и коррупцию, которая «в Молдове везде».

Сто случилось

Премьер отчитывался о проделанной работе на свежем воздухе под соснами на газоне у здания правительства. По периметру дежурила полиция и послушать премьера пускала только журналистов.

Глава правительства заявил, что все 100 дней он действовал уверенно, несмотря на давление и политические игры, и продолжит работать таким же образом дальше. По его словам, за 100 дней правительство инициировало жизненно важные для страны реформы и реализовало меры, которые принесут безопасность гражданам в будущем. Кабмин, отметил Габурич, продолжил реализацию ранее начатых реформ, а приоритетами его работы остались евроинтеграция и сотрудничество с международными партнерами Молдовы по развитию. Премьер пообещал, что правительство и дальше будет работать над достижением трех целей: национального единства, создания правового государства и устойчивой экономики.

К достижениям правительства Кирилл Габурич отнес «борьбу с коррупцией на всех уровнях», отдельно отметив, что к этой борьбе было привлечено гражданское общество. «Первое чтение прошел закон о прокуратуре, предусматривающий новый механизм избрания генпрокурора на основе публичного конкурса, а также освобождение прокуратуры из-под политического влияния»,— сказал Габурич.

Кроме того, по словам премьера, правительство предприняло усилия для упрощения ведения бизнеса. «Для экономических агентов упрощены процедуры оформления экспорта и импорта: число необходимых для этого документов сократилось с одиннадцати до трех. Процедура возврата НДС также стала проще. Было поддержано 49 деловых проектов, еще несколько сотен будут профинансированы по программе PARE 1 + 1, на что выделено 30 млн леев»,— проинформировал премьер-министр.

Сельское хозяйство, сообщил Габурич, будет поддержано партнерами по развитию, в частности, Еврокомиссия выделила €64 млн на внедрение программы ENPARD, а Международное агентство по развитию выделило еще $12 млн на проект «Конкурентоспособное сельское хозяйство».

Говоря о социальной сфере, глава правительства упомянул о том, что к концу года существенно расширится список лекарств, стоимость которых будет компенсирована гражданам,— в него войдут 200 наименований против нынешних 90. 

Отдельно Кирилл Габурич остановился на отношениях с Приднестровьем. «Мы возобновили дискуссии с приднестровской стороной. Условия жизни и доверие между гражданами Молдовы с обоих берегов Днестра улучшатся. Будет реализован проект по совместному патрулированию центрального участка молдавско-украинской границы. Экономические агенты из Приднестровья получили почти 400 сертификатов о происхождении товаров для экспорта продукции в страны ЕС»,— перечислил Габурич.

Есть план

В планах руководства страны, по словам премьера, снятие иммунитета с судей и депутатов. «Все должны быть равны перед законом»,— отметил глава кабмина.

«По рекомендациям партнеров по развитию мы реформируем Нацкомиссию по неподкупности, Конституционный суд, Национальный институт юстиции и другие ведомства. Все процессы в этом направлении уже начались. Началось создание специализированного учреждения, которое будет возмещать ущерб и конфисковывать незаконно приобретенное госимущество»,— сказал Кирилл Габурич.

Будущее страны, подчеркнул премьер, зависит от действий правительства: «Наш общий интерес — иметь здоровую Молдову, которая при общих усилиях через три года сможет сама стоять на ногах».

Рассказал Габурич и о главных проблемах, с которыми он столкнулся за 100 дней работы главой кабмина. К ним он причислил неэффективность нынешней государственной системы. Премьер заявил, что настаивает на развитии в стране электронных услуг и не понимает, «почему в XXI веке правительство производит столько бесполезной бумаги, которая проходит через десять человек в течение трех дней, оставляя за собой еще три копии, пока дойдет до назначения». Верхом неэффективности он считает существование министерств, где более 30% работников — начальники. По мнению Габурича, в правительстве должно работать меньше людей, но они должны быть профессионалами с хорошими зарплатами.

Еще одна проблема, обозначенная Кириллом Габуричем,— это непрозрачность принятия решений госорганами. В качестве примера он привел недавний скандал с повышением цен на изготовление биометрических паспортов. По его словам, не только он, но и все граждане хотели бы знать, как формируется именно такая цена — 850 леев: почему она не ниже и не выше, почему срок изготовления паспорта составляет 30 дней и почему такие решения принимает директор госпредприятия Registru, а не правительство.

Главной проблемой премьер назвал коррупцию. «Коррупция в Молдове — везде»,— заявил он. Премьер добавил, что хотел бы иметь больше рычагов для борьбы с этим явлением, но оговорился, что в этом случае нужно учитывать принцип разделения властей в государстве. Кирилл Габурич призвал все правительственные учреждения максимально поспешить с инициативами по борьбе с коррупцией, подчеркнув, что, если понадобится, правительство возьмет на себя ответственность столько раз, сколько это будет необходимо, как это было сделано с принятием госбюджета.

Вопросительные знаки

После вступительной речи журналисты смогли задать вопросы премьеру. Первый касался его образования: премьера спросили, когда он даст внятные разъяснения на этот счет. Премьер, слегка смутившись, заявил, что скрывать ему нечего и что он занимается делами, а не опровержением домыслов и слухов. От ответа по существу он ушел. Не смог он ответить и на вопрос о том, почему затягивается второй этап расследования ситуации в трех банках, из которых были выведены миллиарды леев. Кирилл Габурич лишь сказал, что он тоже с нетерпением ждет результатов отбора следующей компании, которая займется расследование, отметив, что это, вероятно, долгий процесс.

Без ответа остался и вопрос о том, есть ли у главы правительства рычаги для увольнения министров и других чиновников, чьей работой он недоволен, а также вопрос о его возможной отставке. Комментируя по просьбе СМИ акции протеста, организованные гражданской платформой «Достоинство и правда», премьер сказал, что не видит смысла выходить к митингующим 7 июня, поскольку высказанные им ранее предложения по сотрудничеству с гражданской платформой остались без внимания. «Курьером я не работаю»,— подчеркнул премьер, обратив внимание на то, что требования протестующих в основном относятся к лидерам политических партий.

На вопрос NM о том, как прошла его недавняя встреча с российским премьером Дмитрием Медведевым, Габурич ответил, что считает ее плодотворной. «Мы обсудили много проблем в отношениях между нашими странами. Особенно много говорили об эмбарго на молдавскую продукцию,— рассказал премьер.— Результатом [встречи] стал визит представителей контролирующих органов РФ на ряд молдавских предприятий». Габурич также выразил надежду на то, что до конца лета состоится первое после долгого перерыва заседание молдавско-российской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, которую от Молдовы представляет вице-премьер по реинтеграции Виктор Осипов, а со стороны РФ — зампред правительства, спецпредставитель президента России по Приднестровью Дмитрий Рогозин.

Полный отчет о деятельности правительства Габурича за 100 дней можно прочесть на сайте 100.gov.md. Большая его часть посвящена будущим делам кабмина и его планам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие материалы

5
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Шор, ковёр и мамалыга, которая взрывается. Читатели и редакция NM о том, каких памятников не хватает Кишиневу

Пока власти обсуждают судьбу советских монументов, мы спросили читателей NM: каких памятников не хватает Кишиневу сегодня? Ответы оказались самыми разными — от классических деятелей истории и культуры до ироничных и совсем неожиданных идей. Кто-то предлагает увековечить композиторов, врачей и героев сказок, кто-то — коррупцию, глупость или здравый смысл, а кто-то и вовсе считает, что городу нужны не памятники, а дороги и отреставрированные здания. Мы собрали самые яркие ответы читателей и добавили выбор редакции NewsMaker.

Для удобства восприятия комментарии незначительно сократили и отредактировали. А для визуализации некоторых фантазий— привлекли AI.

@elenaelena4127
Для начала надо научиться их создавать. То, что есть в городе, выглядит, как вырубленные топором. Им до уровня памятника Котовскому, как до звезды.

@GPG-70
Монумент коррупционерам, можно один на всех в центре Кишинева или поменьше в каждом населенном пункте. В этом страна преуспела по сравнению с другими видами деятельности.

@calamarcalamarich576
Хватит уже памятников, нужны хорошие дороги по всей стране.

@ВладимирМолдавский-у7й
Пэкалэ и Тындалэ напротив парламента самое то…

@Andrei2Andrei-c5n
На весь Кишинев (претуру) сейчас один придворный скульптор, никакой конкуренции, обогащается на каждом заказе.

André Sutke
Памятник [министру культуры] Жардану, как символ отсутствия здравого смысла.

𝓙𝓤𝓛𝓩
Пусть посмотрят, какие арт-объекты устанавливают в европейских городах. В столице почти нет ничего современного — только советское или в том же духе. Нужны оригинальные, необычные инсталляции в современном стиле, которые будут интересны молодежи и туристам.

Igor Colesnic
Настоящим докторам надо поставить памятник, а также честным журналистам, судьям и сотрудникам полиции.

omulfacelocul
Нам нужно больше памятников женщинам — например, на Аллее классиков можно было бы найти несколько мест для писательниц.

Panzer
Не хватает по-настоящему уникальных памятников, а, точнее, каких-то объектов, к примеру триумфальной арки.

Stas
Я бы поставил памятник Майе Санду за вклад в популяризацию страны в мире, и чтобы разорвало пуканы ватанам.

Виктория Сили
В данном случае не хватает памятника мозгам.

Владимир Букарский
Не хватает памятников двум людям, которые сделали для Молдавии больше, чем вся аллея румынских классиков — Леониду Ильичу Брежневу и Ивану Ивановичу Бодюлу.

Max
Би-2, конечно.

Надежда Ротарь
А может, вместо новых памятников кому-то привести в порядок памятники архитектуры, восстановить филармонию, сделать хоть что-то с улицей 31 августа, снести заброшенный «Националь», разобраться с разрушенным домом на Витязул. Это в Кишиневе. В других городах тоже найдется, куда направить средства на культуру.

R Y
Памятник, посвященный диаспоре, которая много работала за границей, чтобы отправлять деньги в страну.

Денис Петров
Что касается истории Молдовы, я бы хотел видеть памятники Буребисте и Децебалу.

Если говорить о культуре и искусстве, то это Мария Биешу, Евгений Дога, Эмиль Лотяну, Ион Друцэ, Спиридон Вангели и Михай Волонтир. А любителям «русского мира», большевиков и шовинистам можно оставить один памятник — чемодан без ручки у железнодорожного вокзала.

Criss Kf
Оставьте Котовского… это единственная конная статуя. И так 90% туристов уезжают в Тирасполь — вы действительно хотите, чтобы в Кишиневе совсем никого не осталось?

Олег Саввович Очеретнюк
Нужен памятник «7 апреля 2009 года». Сюжет построен вокруг сжигания «Декларации о независимости». Место установки — площадка на месте снесенной Президентуры. Да, Президентуру стоит снести как памятник советским строителям.

Ion Stefanita
…хотя бы быть в состоянии реабилитировать и реставрировать уже существующие объекты. Я имею в виду застроенный фонд, недвижимое культурное наследие, все 810 объектов, поскольку статья 42 Закона об охране памятников, к сожалению, остается лишь на бумаге, а остальные 80% находятся в состоянии сильной деградации.

Alex Pereverzev
Памятник кумэтру, финам и нанашам.

Liusea Cebotaru
Памятник объединению Бессарабии с Румынией. Памятник Еуджену Доге на пешеходной улице. Памятник Гугуцэ — на аллее на Чеканах. Памятник козе с тремя козлятами — в Кафедральном парке.

Евгений
Нужен памятник Александру Мациевскому.
(украинский военный родом из Молдовы, которого взяли в плен и расстреляли за слова «Слава «Украине» — прим. ред.)

@YanRudnitskiy
Не хватает памятника СССР на кладбище.

Alexei
Я бы хотел всратый и одновременно милый памятник коту.

Elena Beliman
Я бы создала памятники/муралы с изображением кошек. Я бы заполнила ими весь город. Это могло бы стать туристической достопримечательностью.

Egor Sadovnik
Конечно, памятник Евгению Доге…
Спиридону Вангели — мы все выросли на его сказках, врачу Наталии Георгиу, первому президенту Молдовы Мирче Снегуру, уроженцу и жителю Кишинева артисту Петру Лещенко, Софии Ротару как почётной жительнице Кишинева…
Можно добавить Карла Шмидта, который управлял городом 25 лет и модернизировал его.
Эмилю Лотяну — молдавскому и советскому кинорежиссёру, сценаристу и поэту, получившему мировое признание за романтические и поэтичные фильмы, часто посвященные цыганской культуре и молдавскому фольклору.
Дмитрию Каларашу— уроженцу поселка Отачь, Окницкого района, летчику-истребителю, участнику Второй мировой войны и Парада Победы 24 июня 1945 года.
Семёну Хархалупу — советскому летчику, уроженцу Молдовы, совершившему заметный подвиг во время Второй мировой войны.

@m7mihai657
Мы согласны с демонтажем «советских» памятников и установкой новых: в память о великом композиторе Еуджене Доге и великом патриоте Илие Илашку.

Карлсон Линдгрен
Владу Цепешу! А если серьезно — хотелось бы видеть тематическую и интересную для прохожих скульптуру графа Дракулы.

andrey_prsncnk
Шору памятник поставьте, пусть «шористы» сделают из него святыню и поклоняются ему. Хотя, если внутри не будет банкомата, который по 500 лей раздает, посещать его будут только голуби.

Выбор редакции NM

Яна Головатюк, журналист NewsMaker
Памятник кишиневскому троллейбусу. Потому что это настоящая легенда: у всех есть какие-то истории оттуда. В Кишиневе можно посмотреть самый популярный маршрут и сделать памятник троллейбусу с этим маршрутом.

Ольга Гнаткова, директор по развитию NewsMaker
Мне хотелось бы, чтобы в Кишиневе чаще вспоминали о врачах и о том, насколько в наших условиях это неблагодарная работа. И о медсестрах и медбратьях, конечно. Поэтому — памятник врачам и всему медперсоналу, которые работали во времена пандемии ковида. Некоторые из них погибли, заразившись от пациентов — больше 100 человек.

Еще приходит в голову традиционный молдавский ковер с розами, моя любовь. Например, скульптура летящего полотна, из которого растут объемные цветы, переплетенные с национальными орнаментами.

Стела Унтила, главный редактор NewsMaker
Памятники не стоит воспринимать только в узком смысле. При всем уважении к выдающимся личностям Республики Молдова и не только, которые оставили след в истории страны, мы можем мыслить шире. Можно говорить и о процессах, явлениях и событиях, которые нас сформировали. Например, «кража миллиарда» — эпизод, принесший нам (нежелательную) мировую известность. Я уверена, что художник смог бы отразить ‘такой факт’ в искусстве. Речь идет не только о приятных вещах или о прославлении, но и о моментах, которые должны напоминать нам о том, что произошло, и о том, как не повторять одни и те же ошибки. Памятник может быть не только данью уважения, но и предупреждением, инструментом коллективной памяти и критического осмысления нашего прошлого.

Еще один символ, который мне хотелось бы увидеть в Молдове, — памятник мамалыге. Чтобы напоминать о том, с чего мы начинали: о сельской культуре, простой кухне, выживании… и о том, что мамалыга иногда взрывается. О том, что вещи, считающиеся мягкими, покорными и смиренными, могут становиться непредсказуемыми, когда давление становится слишком сильным.

Артём Сэрэтяну, редактор новостей
Евгений Дога — потому что его вальс признали даже в ЮНЕСКО одним из шедевров XX века, а Рейган называл его вальс великим. Считаю его символом нашей культуры. Знаю, что в его честь уже назван аэропорт, но памятник он тоже заслуживает.

Еще от себя добавлю Сергея Тарновского: человек выиграл несколько чемпионатов мира и Европы, завоевал две олимпийские медали для Молдовы. У нас в стране со спортом грустно, а он прославил ее на весь мир.

Елена Кобылян, редактор
Я бы хотела видеть больше памятников героям молдавских/румынских сказок и легенд. Это куда лучше, чем любые политические и исторические деятели.

Дарья Слободчикова, видеожурналист
Кишиневу действительно не хватает памятников. Но не больших и пафосных, а маленьких и человеческих. Таких, которые просто живут в городе. Чтобы их было много — почти на каждом перекрестке. Чтобы взгляд за них цеплялся, даже если ты спешишь и думаешь о своем, потому что что-то внутри щелкнуло.

Мы, кажется, привыкли к памятникам только по важным или скорбным поводам: торжественно, серьезно, неприкасаемо. Но хочется видеть не пафос и реальных людей, а больше литературных героев, фольклор, городских персонажей. То, что мы узнаем без таблички. Кто мог бы жить именно здесь: в парке, на остановке, у знакомого фасада. Кишиневу вообще не хватает историй в общественном пространстве. Чтобы скульптура подходила месту, а не выглядела чужой. Передавала настроение — иронию, усталость, тепло или даже злость. Чтобы у каждого места появлялся характер. Чтобы город перестал быть просто маршрутом «дом — работа — магазин». Чтобы однажды ты шел привычным маршрутом — и вдруг заметил что-то новое. И понял: город с тобой разговаривает. Кишиневу не нужны еще одни «великие памятники». Ему нужны маленькие смыслы, разбросанные по всему городу.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Похожие материалы

Больше нет статей для показа
5
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: