Имя Сергея Яралова, человека из ближнего окружения Владимира Плахотнюка, попало в центр общественного внимания в связи с недавними громкими заявлениями бывшего замглавы службы по предупреждению и борьбе с отмыванием денег Наццентра по борьбе с коррупцией Михаила Гофмана. Речь шла о том, что координатором «кражи века» был близкий Плахотнюку человек. Портал anticoruptie.md опубликовал расследование о бизнесе Яралова, его связях с Плахотнюком и участии в последних переговорах по формированию правящей коалиции.
Бизнес
О Сергее Яралове известно немного. По словам его бывшего бизнес-партнера, а ныне политаналитика Виссариона Чешуева, Яралов «предпочитает действовать из тени, через посредников, доверенных людей». «Вы нигде не найдете его имени или подписи. Не в его стиле», — сказал Чешуев.
Известно, что Яралов был акционером АО Propos, которое занималось продажей автомобилей и дизтоплива. Стоимость его акций составляла €3,4 млн. АО Propos было создано в 1993 году и ликвидировано в 2013. По информации anticoruptie.md, сейчас Яралов —управляющий (менеджер) американской IT-компании Boston Soft Design. В Бостоне у Яралова есть дом стоимостью $418 тыс., который он купил в 2005 году. Также ему принадлежат 37 соток земли стоимостью $340 тыс., на которой расположен дом.
В Молдове у Яралова официально сейчас нет никакого бизнеса. В конце 90-х годов, кроме АО Propos, у него был совместный с Чешуевым инвестиционный фонд CAIS.
Спустя несколько лет после начала работы CAIS попал под наблюдение Национальной комиссии по ценным бумагам, которая нашла нарушения в деятельности руководства фонда. Речь шла о приобретении акций по завышенным ценам и неоправданных банковских депозитах. По фактам нарушений было заведено уголовное дело.
Чешуев тогда заявил в суде столичного сектора Ботаника, что на него оказывал давление доверенный человек Яралова Глеб Сорока с целью отстранить Чешуева от управления фондом. В 2002 году CAIS был закрыт. Сейчас, по словам Чешуева, он опасается говорить о Яралове, однако отмечает, что тот специализируется на банковском бизнесе.
Связь с бизнесом Плахотнюка
Глеб Сорока проходил подозреваемым по делу банкротства банка Bancosind, который был ликвидирован в 1998 году из-за большого объема невозвратных кредитов. По информации anticoruptie.md, Сорока близкий друг Яралова — они вместе проводят отпуска, отмечают дни рождения и праздники.
Глеб Сорока — администратор компании Ghiocel Dalb, владевшей одноименным рестораном в парке La Izvor. В 2010 году компанию поглотил подконтрольный Плахотнюку Finpar Invest, и ресторан вместе с половиной гектара земли перешел в собственность Finpar Invest.
Единственный учредитель Ghiocel Dalb — это американская Power Investment LLC, которая также владеет компанией Briat&Co, купившей кафе Guguta в центральном парке Кишинева. Директором Briat&Co является депутат-демократ Корнелиу Падневич. Эту компанию в 2010 году также поглотил Finpar Invest, вокруг намерения которой построить на месте детского кафе высотный отель, разразился скандал. Finpar Invest, однако, пытается добиться этого через суд.
На общих фото Яралова и Сороки часто можно увидеть директора Moldexpo Аркадия Андроника, который выделил Finpar Invest на территории Moldexpo 1,17 га земли в аренду на 25 лет. На этом месте были построены студии для подконтрольной Плахотнюку General Media Group (входят телеканалы Prime, Canal 2, Canal 3, Publika TV и радиостанции Muz FM, Publika FM и Maestro FM). Позднее суд обязал государство продать этот участок Finpar Invest.
Политика
В 2012 году Яралов стал советником тогдашнего вице-премьера и министра экономики Валериу Лазэра, который был назначен на должность по квоте Демпартии. Согласно декларации о доходах в 2012-2013 годах, Яралов также был членом админсовета подконтрольного Плахотнюку госпредприятия Metalferos. Лазэр сказал журналистам anticoruptie.md, что не помнит, как Яралов стал его советником. Лазэр отметил, что Яралов занимался привлечением иностранных инвестиций. От ответа на вопрос о том, исходила ли от Яралова инициатива передать в концессию кишиневский аэропорт, Лазэр уклонился.
В 2014 и в 2015 годах Яралов участвовал в переговорах по формированию правящей коалиции. Демократы Дмитрий Дьяков и Сергей Сырбу, также участвовавшие в переговорах, объяснили присутствие Яралова тем, что он входит в национальный политсовет Демпартии. Яралов тогда, кроме того, часто посещал парламент.
Banca de Economii
Имя Яралова попало в центр общественного интереса после недавних громких заявлений бывшего замглавы Службы по предупреждению и борьбе с отмыванием денег Национального центра по борьбе с коррупцией (НЦБК) Михаила Гофмана. Он заявил, что координатором «кражи века» был человек из близкого окружения Плахотнюка. В интервью NM Гофман прямо назвал имя Яралова, рассказывая о схватке за контроль над Banca de Economii «между кланами Плахотнюка-Яралова и Филата-Шора».
По словам Виссариона Чешуева, Яралов готовился совершить рейдерскую атаку на Banca de Economii еще в 1995 году, однако ему это не удалось. Хотя, как пишет anticoruptie.md, в 1995 году из-за реализованных мошеннических схем доля государства в Banca de Economii оказалась рекордно низкой — 14,19%.
Глава Антикоррупционной прокуратуры Виорел Морарь сказал порталу, что Яралов не фигурирует ни в одном деле, связанном с кражей миллиарда из банковской системы Молдовы.
Официальные доходы
Став советником министра экономики, Яралов сдавал декларации о доходах за 2012 и 2013 годы. Согласно им, в 2012 году он заработал 40 тыс. леев в качестве зарплаты на госпосту и еще 9,6 тыс. леев как член админсовета Metalferos. Еще 14,5 тыс. леев он получил как финансовый директор Moldbuilding и $52 тыс. — как менеджер Boston Soft Design
Яралов, кроме того, задекларировал дом в городе Мидлтон в США стоимостью $758 тыс. и три автомобиля — Mercedes-Benz S555 2008 года стоимостью 1,5 млн леев, Mercedes-Benz GL550 2010 года стоимостью 1,1 млн леев, а также Pontiac Solstice 2009 года стоимостью 385 тыс. леев. Последние два автомобиля зарегистрированы в США. Там же живет его семья, а Яралов большую часть времени проводит в Кишиневе.