Офис народного адвоката предложил министерству юстиции обсудить с международными организациями систему работы Национального механизма предотвращения пыток. Об этом офис сообщил, после того как представители гражданского общества, которые входят в Совет по предотвращению пыток при офисе народного адвоката, раскритиковали планы офиса и министерства юстиции ликвидировать совет. Кроме того, народный адвокат Михаил Которобай подчеркнул, что хочет уточнить механизм предотвращения пыток, но не планирует исключать из него гражданское общество.
В пресс-релизе говорится, что офис народного адвоката разработал проект по запросу минюста и с учетом рекомендаций Управления по правам человека Совета Европы. В них сказано, что в нынешнем виде не совсем понятно, кому подчиняется Совет по предотвращению пыток, и кто отвечает за его работу. Кроме того, народный адвокат Михаил Которобай предложил, чтобы международные организации проанализировали разработанную им систему работы Нацмеханизма предотвращения пыток. Также он отметил, что выступает «за уточнение» механизма, но не за исключение гражданского общества из его работы.
В пресс-службе офиса NM пояснили, что, согласно предложенной формуле, у представителей гражданского общества будет функция консультантов, а принимать решения, связанные с работой механизма и предотвращением пыток, будет народный адвокат. Сейчас совет состоит из семи членов: народного адвоката по правам человека, народного адвоката по правам ребенка и пяти представителей гражданского общества.
Нынешние члены Совета по предупреждению пыток, обещают в офисе народного адвоката, смогут продолжать работать над предотвращением пыток на договорной основе.
В заявлении офиса также говорится, что, если предложение офиса народного адвоката сочтут несвоевременным, то «учреждение омбудсмена будет настаивать на создании нового специализированного органа по предупреждению пыток вне учреждения омбудсмена».
Напомним, представители гражданского общества, которые входят в Совет по предотвращению пыток, настаивают на том, чтобы инициативу офиса народного адвоката и минюста ликвидировать совет обсудили публично.
Члены совета также сообщили, что за время своей работы они 75 раз побывали в разных тюрьмах страны, подготовили 50 отчетов о предотвращении пыток, в который включили более 700 рекомендаций системного характера. Отчеты совета послужили основанием по меньшей мере для семи дел, выигранных в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ).
Представители гражданского общества напомнили, что до появления совета предотвращением пыток занимался офис народного адвоката, который «дискредитировал себя во время событий 7 апреля 2009 года, показав свою нефункциональность».