Жители Молдовы, так или иначе оправдывающие вторжение России в Украину, говорят на разных языках, у них разный достаток, они принадлежат к самым разным возрастным и социальным группам. Это показал соцопрос, проведенный WatchDog при поддержке IPIS. При этом среди русскоязычных доля тех, кто, условно говоря, «за Россию, за Путина», выше, чем среди румыноязычных. Но в абсолютных цифрах румыноязычных с такой позицией гораздо больше. NM вместе с экспертами разбирался в причинах такой социальной картины и в том, почему язык здесь ни при чем.
Что показал опрос
Результаты опроса, который провели неправительственная организация WatchDog и социологическая компания CBS Research при поддержке Института стратегических инициатив (IPIS), представили 10 мая. Опрос проводили с 27 апреля по 6 мая, в нем участвовали более 1,1 тыс. человек в возрасте от 18 лет и старше.
Согласно опросу, более 40% граждан Молдовы считают вторжение России в Украину необоснованным и никем не спровоцированным. При этом около 23% полагают, что Россия защищает непризнанные республики Донбасса от атак Украины, а еще 15,2% — что Россия проводит операцию освобождения Украины от нацизма.
Разделились мнения и по вопросу, кто прав и кто виноват в этом конфликте. 31,1% опрошенных поддерживают Украину, 20% считают, что права Россия, 30,4% — что не прав никто. При этом 25% респондентом возлагают вину за происходящее лично на президента России Владимира Путина, 19% — на США, а 13% — на руководство Украины.
При чем тут источники информации
«Они, скорее, жертвы пропаганды»
Данные в отчете о результатах опроса позволяют проанализировать, как отвечали на тот или иной вопрос разные категории жителей Молдовы. Так, например, доля тех, кто считает, что происходящее в соседней стране — это агрессия России против Украины, чуть выше среди мужчин, молодежи, людей с высшим образованием, румыноязычных, среди людей экономически активных, с относительно высоким доходом и живущих в городах.
Есть явные различия в отношении людей к войне в Украине между разными языковыми группами. Так, 51% тех, для кого родной язык румынский, считают происходящее в Украине агрессией России. Среди русскоязычных или говорящих преимущественно на других языках доля тех, кто придерживается этой точки зрения — 20,3%.
Среди русскоязычных респондентов 22,3% считают, что Россия освобождает Украину от нацизма, среди румыноязычных — 11,6%. Всю вину возлагают на Путина 30% румыноязычных респондентов и 11% русскоязычных.
При этом, как подчеркнул один из авторов исследования социолог Василе Кантаржи, не стоит из этого делать скоропалительных выводов и обвинять русскоязычных граждан. По его словам, они, скорее, жертвы пропаганды, так как 90% медиаконтента на русском языке в Молдове — это пророссийский продукт. «Война в Украине загнала многих жителей Молдовы в своеобразный внутренний капкан: они оказались зажаты между христианским человеколюбием и российской пропагандой. Когда мы спрашивали респондентов о беженцах, люди, которые поддерживают Россию, говорили, что нужно принимать и помогать всем беженцам», — отметил Кантаржи.
«Мы сталкиваемся с когнитивным диссонансом»
Исполнительный директор WatchDog Валерий Паша тоже уверен, что причина такой разницы в позиции представителей разных языковых групп предопределена влиянием российских СМИ или тех молдавских медиа, которые находятся под их влиянием в Молдове. «Это больше связано с источниками информации. Но информпространство не сводится только к получению информации из медиа и соцсетей. Определенное информпространство — это еще и среда обитания [и ближний круг общения] человека. Если поместить человека в среду, где большинство придерживается определенных взглядов, вероятность того, что человек тоже будет их исповедовать, намного выше», — пояснил Паша.
Поэтому, по его словам, не совсем корректно делать выводы о поддержке России по языковому критерию. «В некоторых случаях мы сталкиваемся и с когнитивным диссонансом: с одной стороны, люди признают РФ агрессором, при этом поддерживают некоторые кремлевские тезисы. Например, о том, что Россия подвергалась бы угрозе, если бы Украина вступила в НАТО, или об американских биолабораториях на территории Украины. Есть люди, которые не настроены пророссийски, но верят в это», — отметил Паша.
Нужна «позитивная пропаганда»
Исполнительный директор IPIS Вадим Пистринчук тоже подчеркнул определяющую роль российской пропаганды в этой ситуации. Причем, по его словам, российские пропагандистские программы, центральной темой которых в последние годы была Украина, заблаговременно подготовили почву в умах целевой аудитории.
При этом, как подчеркнул эксперт, не стоит думать, что запрет на ретрансляцию в Молдове российских информационных программ дает мгновенные результаты: «Люди привыкли к тем или иным источникам информации. Они придерживаются некой системы ценностей и оценивают с этих позиций происходящее в мире».
Такое восприятие доминирует среди русскоговорящих и, по словам Пистринчука, это особенно проявляется среди русскоязычных на севере страны, на юге, в Гагаузии, в Кишиневе, так как они видят в российском информационном пространстве связь с Россией, с культурой, языком. Есть люди, по словам Пистринчука, которые уверены, что все, что делает Россия — это правильно, и это связано, в том числе, с некой ностальгией.
Еще одна причина, по словам эксперта, — отсутствие «позитивной пропаганды»: «Бывает, что пропаганда необходима, но правильная. Например, антиалкогольная. Для меня, например, в ситуации этой войны все ясно: там убивают людей, я против убийства. А есть люди, которые верят в альтернативные версии, им нужно объяснять. Причем объяснять проще, чем привыкли это делать независимые медиа».
Что изменила война
По словам Валериу Паши, хотя в ответах русскоязычных и есть отличия от средних результатов по стране, общественное расслоение в этом вопросе не так драматично, как можно было ожидать. Более того, если учесть соотношение румыноязычных и русскоязычных жителей Молдовы, то румыноязычных, так или иначе поддерживающих Россию в этой войне, окажется больше.
«В экспертном сообществе, среди аналитиков, во властных кругах можно часто встретить мнение, что молдаване все равно поддерживают Путина. Но результаты наших опросов показывают, что это не так, есть значительные изменения. Зимой в Молдове рейтинг доверия Путина был 60%, недоверия — 40%, сейчас эти показатели поменялись местами», — рассказал Паша.
Вадим Пистринчук тоже отметил, что война изменила отношение людей к современной России и происходящему в Украине: «Люди увидели имперскую власть, цинизм, спецоперацию или войну. Они увидели бомбежки домов и торговых центров. То, что происходит в Одессе — это еще ближе к нам, это будет влиять еще сильнее», — отметил Пистринчук.
По словам Валериу Паши, число сторонников России в Молдове резко снизилось в начале войны, а затем стабилизировалось: «Вернуть былые позиции российской пропаганде будет непросто. Но все зависит от того, что будет происходить внутри Молдовы. Я не берусь утверждать, что путинский режим идейно потерял Молдову. Есть небольшая вероятность того, что будет обратный процесс, и со временем они опять смогут выиграть в идейном противостоянии».
Доказательством этого, отметим, может быть рейтинг молдавских политических партий. Согласно тому же соцопросу, рейтинг условно левых и пророссийских партий суммарно превышает рейтинг правящей партии PAS.