После отставки правительства, за которую 12 ноября проголосовали социалисты и демократы, президент Игорь Додон пригласил партии на переговоры. В блоке ACUM уже дали понять, что после падения правительства говорить с социалистами не о чем. Демократы намекают, что досрочных выборов удастся избежать. Додон, однако, сказал, что коалиции с ДПМ не будет. Самым вероятным сценарием в этих условиях эксперты называют формирование социалистами миноритарного правительства при поддержке демократов.
Позиции и предложения
За отставку правительства Майи Санду в парламенте проголосовали 63 депутата от Партии социалистов и Демпартии. Вотум недоверия выдвинули социалисты, после того как правительство Санду взяло на себя ответственность за поправки, изменяющие процедуру назначения генпрокурора.
Санду в парламенте сказала, что социалисты и Додон просто боятся независимой юстиции и понесут за свои действия ответственность перед гражданами. Она также заявила, что социалисты хотят уничтожить все успехи, достигнутые после отстранения от власти экс-лидера Демпартии Владимира Плахотнюка.
Демократы устами экс-премьера Павла Филипа обвинили блок ACUM в том, что они «не могут выжить без Плахотнюка». «Плахотнюк в вашей голове, и я советовал бы вам его оттуда вытащить. Он не будет виноват в ваших провалах», — заявил Филип. Председатель ДПМ уверен, что лидеры ACUM не справились с властью и хотят уйти туда, где им комфортнее — в оппозицию.
С похожим заявлением выступил и президент Игорь Додон. «Это запланированный самороспуск правительства. Они решили спровоцировать отставку правительства и кризис в правящей коалиции», — сказал Додон и позвал все парламентские фракции на дискуссии.
Додон заявил при этом, что социалисты не пойдут на коалицию с Демпартией. Но все же пригласил демократов на переговоры.
Собеседники в Демпартии, с которыми пообщался NM, философски заметили, что для них наступил новый этап, на котором их «перестанут смешивать с грязью», как это делали все пять месяцев коалиции ПСРМ-ACUM.
Собеседники в ДПМ утверждают, что не обсуждали с социалистами возможные коалиции. При этом они считают, что досрочных выборов удастся избежать.
Игорь Додон между тем заявил, что хочет сохранить существующее парламентское большинство и назначить новое правительство, но уже не с Санду во главе. По словам Додона, если блок ACUM не пойдет на диалог, это может привести к досрочным выборам. Но он сделает все, чтобы этого не допустить.
Додон уточнил, что в этом случае предложит кандидатуру премьера «не из политики». «Это будет технократ», — добавил президент. Имен он не назвал. Когда журналисты спросили, может ли это быть его советник, экс-министр финансов Ион Кику, президент назвал его «уважаемым профессионалом», но от прямого ответа уклонился.
В блоке ACUM еще до приглашения со стороны президента дали понять, что после отставки правительства им не о чем говорить с социалистами. Депутат парламента от партии «Действие и солидарность» Сергей Литвиненко призвал президента Додона не «тратить время на лицемерные предложения восстановить альянс с блоком ACUM».
«Пусть правит с теми, с кем свергал правительство», — написал Литвиненко на своей странице в Facebook. При этом он отметил, что это его личное мнение, а партия еще не приняла решение.
Вице-спикер парламента от ACUM Михай Попшой сказал NM, что блок еще не принял решение, как ответить на предложение Игоря Додона. «Мы проконсультируемся с коллегами по блоку, с руководством и сразу сообщим, когда примем решение», — отметил Попшой.
Уловки и ловушки
По мнению главы Института стратегических инициатив IPIS Андрея Попова, президент прекрасно понимает, что после голосования за вотум восстановление формата коалиции ACUM-ПСРМ невозможно.
«Он создает видимость, что для него эта коалиция — приоритет. Он понимает, что любое другое правительство нельзя утвердить без голосов демократов, и так оно и будет», — считает Попов.
По его мнению, социалисты и Игорь Додон «парадоксальным образом стали стороной, наименее заинтересованной в досрочных парламентских выборах». Эксперт считает, что уже в среду Додон скажет, что блок ACUM отказывается от коалиции с ПСРМ, и ему ничего другого не остается, как взяться за управление страной.
«Он выдвинет формально не политическую фигуру, приемлемую для демократов. Формально это будет технократический кабмин, обговоренный с демократами. И за него проголосуют социалисты и демократы. Вместе у них 67 голосов», — отметил Попов.
Он считает, что для социалистов наступил «вдвойне критический момент»: с одной стороны, для многих они выглядят виновниками развала коалиции, а с другой стороны —им необходимо голосовать с демократами, что делает их уязвимыми для критики.
«Они попадают в зависимость от фракции демократов. И остается только догадываться, на каких условиях демократы поддержат голосами в парламенте работу этого правительства», — подчеркнул Андрей Попов.
Он считает, что, если социалистам при поддержке демократов удастся создать формально миноритарное правительство, то нет никакой необходимости торопиться с досрочными выборами. «Выборы в парламент могут быть позже президентских, а, может, даже такое правительство сохранится на годы. От добра добра не ищут. Но Додон будет уязвим для демократов, от их поддержи будет зависеть правительство», — считает эксперт.
Политический аналитик Стелла Жантуан отмечает, что в молдавской политике всегда есть множество вариантов развития событий.
«Дельцы от политики — это наша традиция и даже уже ритуальное действие. Они создали себе пространство, где устраивают различные театральные действа с разрывом договоров и т.д. Они разыгрывают ситуации, а народ сидит с душой в пятках и ждет, как решится его судьба», — сказала NM Жантуан.
Она считает, что есть несколько вариантов развязки этого политического представления. В одном из них — социалисты пойдут по формуле, обкатанной Плахотнюком во всех альянсах — начнут переговоры с блоком ACUM и заявят, что хотят возродить коалицию. «Они приведут тысячу аргументов, объясняющих, почему они проголосовали за отставку правительства. Естественно, ACUM не может сдать позиции», — отмечает Жантуан.
По ее мнению, как раз на отказ ACUM от переговоров социалисты и рассчитывают. После отказа от диалога они попробуют вести переговоры с каждой фракцией блока отдельно. «Если и эти переговоры закончатся ничем, если они откажутся, это развяжет руки социалистам», — отмечает политолог. И делает вывод, что социалисты сформируют миноритарное правительство при поддержке демократов.
Демократы, по слова Жантуан, получат неприкосновенность, гарантии, что не будут заводить уголовные дела, дело об узурпации власти закроют, они смогут формировать в районах коалиции с социалистами. «Таким образом, социалисты обеспечат ДПМ возвращение к власти в какой-то форме», — считает Жантуан.
Она полагает, что социалисты загнаны в ловушку ДПМ. И, если они думают, что играют самостоятельную роль, — это «политическое заблуждение». «ПСРМ подтвердит, что на протяжении прошлых лет она была негласным партером ДПМ, и вот социалисты вернули демократов во власть. Это сыграет злую шутку и на президентских выборах», — уверена Стелла Жантуан.
Политолог Корнелиу Чуря тоже считает формирование миноритарного правительства «социалистической окраски» наиболее вероятным сценарием развития событий.
«Во главе будет премьер-министр, который бы удовлетворил демократов, такой как Ион Кику. Это правительство получит поддержку парламента, сфокусируется на решении социально-экономических проблем, не затрагивая вопросы Приднестровья и так далее. Ближе к президентским выборам социалисты и демократы или полностью рассорятся, или официально оформят свои отношения», — считает Чуря.
Заявление Майи Санду о том, что миноритарное правительство не получит внешнее финансирование и не сможет обеспечить страну энергоресурсами, Чуря считает «страшилками для электората».
«Ничего кардинального эти деньги не решали, а вопросы энергетики можно решить. Это было сказано для красного словца. На самом деле деньги Запада —не решающий фактор в нашем бюджете, это уже доказывали демократы и другие правительства, которые могли обходиться без внешнего финансирования и обеспечивали экономический рост», — заключил он.
Дорога к президентству
Многие увязывают историю с отставкой правительства Санду с президентскими выборами, которые намечены на конец 2020 года.
Демократ Павел Филип заявил в парламенте, что так «Санду начинает свою президентскую кампанию». Сама Санду, отвечая на вопрос NM, сказала, что не думала о президентских выборах.
Корнелиу Чуря считает, что инициатива разорвать отношения между социалистами и блоком ACUM, скорее, исходит от Санду, которая резко изменила правила игры в вопросе назначения генпрокурора и пошла по пути ультиматумов, с чем социалисты не смогли согласиться.
«Она сама заинтересована в том, чтобы стать оппозиционным политиком, свободно критиковать власть и укрепить свои позиции к президентским выборам», — уверен Чуря.
По мнению Андрея Попова, если раньше Санду не видела необходимости в участии в президентской кампании, так как была премьер-министром, то сейчас ей было бы логично об этом задуматься.
«У нее сейчас имидж борца с коррупцией, человека, который хотел назначить независимого прокурора. Это сильный имидж. Она также показала, что не держится за власть, и реформа прокуратуры для нее важнее, чем высокая должность. Это выигрышная позиция для политической борьбы и участия в возможных парламентских и президентских выборах», — отметил Попов.
По его словам, многие люди воспринимают Санду как основного контркандидата Додона.
Попов также обратил внимание на то, что теперь ни Санду, ни Нэстасе не являются ни министрами, ни членами парламента. Эксперт при этом не исключил, что Санду могла бы вернуться в парламент. Он отметил, что по округу в Хынчештах должны состояться довыборы, так как депутат от фракции ДПМ Александр Ботнарь стал мэром.
«Не исключено, что на ближайших довыборах по этому округу Санду могла бы баллотироваться и вернуться в парламент. Это стало бы символической и важной победой с психологической точки зрения — началом реванша», — считает Попов.
По его мнению, в истории с отставкой правительства блок ACUM и социалисты выиграли и проиграли одновременно. А для демократов сложившаяся ситуация — чистый выигрыш: «ДПМ возвращается в игру, она лишает опций своего партнера — социалистов. А, раз у них нет опций, то у Демпартии будет больше рычагов».