Михаилу Амербергу и Павлу Григорчуку предъявлены новые обвинения
6 мин.

Михаилу Амербергу и Павлу Григорчуку предъявлены новые обвинения


Суд сектора Центр 20 декабря отклонил ходатайство защиты Михаила Амерберга и Павла Григорчука о переводе их под домашний арест. Судья Елена Карпенко оставила обоих под стражей, поскольку их освобождение «может спровоцировать массовые беспорядки». Между тем прокуроры отказались от первоначальных обвинений в адрес Амерберга и Григорчука. Тяжкой статьи «Создание преступной организации и руководство ею» в их деле больше нет. Но появились сразу три новых.

В субботу, 20 декабря, в суде сектора Центр состоялось рассмотрение ходатайства адвоката Романа Аронова, попросившего пересмотреть меру пресечения, избранную в отношении его подзащитных Михаила Амерберга и Павла Григорчука. Оба, напомним, были задержаны 26 ноября в результате спецоперации МВД и прокуратуры, которые в тот день отрапортовали о предотвращении насильственного захвата власти в Молдове.

newsmaker.md/rus/novosti/mvd-i-prokuratura-otchitalis-o-predotvrashchenii-nasilstvennogo-zahvata-vlasti-v-m-4846

К началу заседания в суде собрались несколько десятков человек, пришедших поддержать арестованных. Среди них были их родственники, друзья, знакомые, коллеги по движению Antifa Rezist, а также депутаты парламента Григорий Петренко и Михаил Полянский. Они обзывали прокуроров гестаповцами, а задержанных называли политзаключенными.

Заседание, которое судья Карпенко объявила закрытым, началось около 14.30. Первым в зал привели Амерберга, и его группа поддержки ввалилась туда вслед за ним. Люди вышли только после того, как об этом попросил адвокат Аронов. Когда в зал вели Григорчука, он пообещал, если его не освободят, объявить голодовку. На заслушивание сторон судья потратила в общей сложности около часа, после чего ушла в совещательную комнату, где находилась примерно до 18.00.

Затянувшийся перерыв адвокат попытался было истолковать в свою пользу: «Если судья хочет оставить в силе решение об аресте, то тут долго думать не надо — включаешь компьютер и просто меняешь дату на предыдущем решении». Но надежда не оправдалась — Елена Карпенко отклонила ходатайство защиты, оставив задержанных под арестом.

Михаилу Амербергу и Павлу Григорчуку предъявлены новые обвинения

Павел Григорчук (на фото справа) заявил, что объявляет голодовку

«Судья воспроизвела позицию обвинения,— сказал NM Роман Аронов.— Обвинение считает, что освобождение моих подзащитных может спровоцировать массовые беспорядки». Опротестовать решение суда в Апелляционной палате адвокат собирается уже на следующей неделе.

Хотя мера пресечения в отношении Михаила Амерберга и Павла Григорчука осталась неизменной, обвинения в их адрес изменились. Прокуроры Владислав Бобров и Георге Чебану отказались от первоначальных обвинений по ст. 284 УК РМ «Создание преступной организации и руководство ею», предъявленных Амербергу и Григорчуку сразу после их ареста. Господин Бобров сообщил об этом Михаилу Амербергу в пятницу, 19 декбаря, а прокурор Чебану известил Павла Григорчука о новых обстоятельствах незадолго до заседания суда.

newsmaker.md/rus/novosti/moldavskie-spetssluzhby-shodili-napravo-6274

Теперь обоих обвиняют в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 «Массовые беспорядки». Кроме того, Амерберг обвиняется по ст. 326 «Извлечение выгоды из влияния», а Григорчук — по ст. 184 «Нарушение права на свободу собраний».

В отношении ст. 285 у обвинения, по словам адвоката Аронова, следующая версия: Михаил Амерберг и Павел Григорчук готовили незаконные акции по дестабилизации ситуации вместе с группой иностранных политтехнологов с Украины и из РФ (они были задержаны 14 ноября, а потом депортированы из страны).

При этом, отмечает адвокат, об организации Antifa Rezist, с которой следствие изначально связывало обвиняемых, в материалах дела больше не упоминается, а вместо нее фигурирует неформальное объединение «Социальный форум». Генпрокуратура, по словам адвоката, считает, что иностранцы намеревались раскачать ситуацию в Молдове по украинскому сценарию и для этого воспользовались «Социальным форумом», в деятельность которого были вовлечены задержанные 26 ноября Михаил Амерберг, Павел Григорчук, Борис Ткаченко и Олеся Веди.

newsmaker.md/rus/novosti/sotrudniki-sib-moldovy-zaderzhali-polittehnologov-iz-rossii-i-ukrainy-4235

Следствие отмечает, что Олесю Веди к деятельности «Социального форума» привлек лично Михаил Амерберг, которого прокурор Бобров в беседе с NM назвал ключевой фигурой готовившихся противозаконных акций. Он, как считает следствие, убедил Веди принять на хранение большое количество оружия, боеприпасов, взрывчатки, «коктейлей Молотова», а также крупную сумму денег в российских рублях. Весь этот арсенал был изъят следственными органами в ходе спецоперации 26 ноября.

Взамен на согласие хранить оружие Михаил Амерберг, как утверждает следствие, обещал Олесе Веди добиться через депутата Григория Петренко смягчения приговора для ее сожителя Олега Тимофти. Тимофти проходит по громкому делу о нападении на инкассаторов у торгового гипермаркета Metro в мае этого года. Именно обещание помочь сожителю Веди и стало основанием для появления в деле Амерберга ст. 326 — у следствия есть соответствующая аудиозапись (защиту ознакомили только с ее печатной расшифровкой). Сама Олеся Веди, до сих пор находившаяся под стражей, 19 декабря была переведена под домашний арест.

newsmaker.md/rus/novosti/mihaila-amerberga-i-pavla-grigorchuka-posetili-v-sizo-predstaviteli-obse-6128

Что касается ст. 184 «Нарушение права на свободу собраний», по которой обвиняется Григорчук, то, пояснил Роман Аронов, речь идет о воспрепятствовании маршу унионистов, который прошел в Кишиневе в марте 2012 года. Шествию по центру столицы тогда попытались помешать комсомольцы, в том числе Павел Григорчук, члены партии «Патриоты Молдовы» и другие. Они перегородили проспект Штефана чел Маре в районе улицы Пушкина, встав на пути колонны унионистов, двигавшихся от Академии наук. В результате возникла потасовка.

Это обвинение адвокат Аронов назвал «протухшим», поскольку срок давности по ст. 184 составляет два года с момента совершения преступления и истек в марте 2014 года.

Адвокат Аронов уверен, что статьи были изменены потому, что у прокуратуры нет доказательств по первоначальному обвинению, и считает замену ст. 284 позитивным сигналом. «Санкции по новым статьям не превышают десяти лет лишения свободы, что делает возможным вынесение судом условного наказания,— объяснил он.— Подобные действия обвинения следует расценивать как хороший знак. Это значит, что следствие признало отсутствие доказательств по обвинениям, предъявлявшимся ранее».

Прокурор Виорел Морарь, курирующий следствие по делу Амерберга—Григорчука, пояснил NM, что новые обвинения базируются как на показаниях «конкретных лиц», так и на оперативной информации. При этом прокурор уточнил, что большинство показаний носят косвенный характер и основная часть доказательств — данные, полученные оперативным путем. Объясняя отсутствие прямых улик, Виорел Морарь подчеркнул, что обвиняемые Амерберг, Григорчук, Веди, Ткаченко — «это очень закрытая группа, которая мало кого к себе допускала».

Прокурор Морарь рассказал, что следствием установлены лица, доставлявшие оружие и боеприпасы в тайник в доме Олеси Веди. Но, по его словам, поставщики вооружений и амуниции пока не установлены. «Следствие рассматривает несколько версий, но оглашать их пока преждевременно»,— сказал Виорел Морарь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: