Молдова после выборов. Что означает победа PAS, и что будет дальше
10 мин.

Молдова после выборов. Что означает победа PAS, и что будет дальше

Как партии PAS удалось с таким разгромным счетом обыграть на выборах своих соперников? Как PAS будет управлять страной? Выживет ли ПСРМ в оппозиции? И почему в парламент не попал Ренато Усатый? На эти и другие поствыборные вопросы NM попытался ответить вместе с экспертами.

Победа Санду или проигрыш Додона

По итогам парламентских выборов пропрезидентская партия «Действие и солидарность» (PAS), набрала 52,8% голосов и может получить 63 мандата в будущем парламенте. В истории современной Молдовы правая партия впервые заходит в парламент с безусловным большинством.

Политолог Дионис Ченуша считает, что победа PAS была ожидаемой после победы Майи Санду на президентских выборах. «В каком-то смысле это был третий раунд президентских выборов 2020 года. Это не означает, что партия не обладает качествами, которые отличают ее от других. PAS отказалась от некоторых кандидатов, чтобы партия была «чистой». Кроме того, PAS привлекла в партию много людей, которые еще не были в политике», — пояснил Ченуша.

Политический эксперт Стелла Жантуан, в свою очередь, напомнила, что результат PAS — не беспрецедентный в истории современной Молдовы: в 2001 году Партия коммунистов (ПКРМ) прошла в парламент со сравнимым результатом, а после перераспределения мандатов получила конституционное большинство.

В то же время Жантуан отметила, что для правых партий — это действительно беспримерный результат, обусловленный объективными факторами. В числе этих факторов, по словам Жантуан, «протестная энергия 2015 года», которая так и не дождалась перемен, поэтому работала инерционно, и то, что ПСРМ перестала быть социально ориентированной партией и потеряла связь с избирателями.

«При этом ПСРМ активно налаживала связи со старой системой и пыталась подмять ее под себя. Избиратели это видели, никакие изменения не происходили. Особенно критическим моментом для власти социалистов стало то, что они бездарно администрировали эпидемиологическую ситуацию в стране, и, кроме того, потеряли свой предвыборный ресурс — поддержку России. В эпидемиологической ситуации Россия была очень пассивной и отстраненной, финансовую помощь, которую Россия обещала, Молдова так и не получила», — отметила Жантуан.

По ее мнению, Игорь Додон сам работал на победу PAS и Майи Санду, а PAS благодаря своей последовательной позиции сумела распустить парламент, правильно сформулировала на выборах обращение ко всем гражданам, и «они на него откликнулись, независимо от политических преференций».

«На этих выборах перестал работать геополитичсекий фактор. PAS получила большинство и внутри страны, поэтому нельзя говорить, что такую убедительную победу им обеспечила диаспора. И голосовал за них не только правый электорат, но и электорат центра и левых. Месседж PAS резонировал с обществом, люди на это откликнулись. А левый разочарованный электорат не вышел на выборы и не голосовал, избиратель не простил Додону коалиции с Шором, у которой не было никаких аргументов, и Додон даже не пытался объяснить целесообразность этой коалиции. Своим союзом с коммунистами ПСРМ дезориентировала электорат. Додон сам работал против своей победы», — считает Жантуан. По ее мнению, левый электорат был настолько разочарован, что даже не стал голосовать за партии, у которых мог бы быть социально ориентированный месседж, вроде партии Ренато Усатого или «Гражданского конгресса».

Несмотря на это, эксперт считает, что у «Гражданского конгресса» еще есть шанс убедить традиционный левый электорат в том, что левая политика не означает только дружбу с Россией, и что это — в первую очередь социально-ориентированное и ответственное государство.

По мнению главы аналитического центра Balkan-center Сергея Манастырлы, результат PAS на этих выборах не был неожиданным для тех, кто следит за эволюцией политических процессов. «Еще в апреле я говорил, что они возьмут большинство и могут быть в шаге от конституционного большинства (68 мандатов). Но то, что у них нет конституционного большинства — это плюс. Нет соблазна изменять Конституцию и ударяться в популизм, который может не сработать», — считает эксперт.

Он отметил, что сейчас PAS в выгодном положении: им не нужно строить альянсы и идти на уступки, компромиссы и дележ должностей. Но вместе с тем, как подчеркнул эксперт, большинство в парламенте у одной партии — это «гигантское бремя и ответственность».

Чего ждать от новой власти

Исполняющий обязанности председателя PAS Игорь Гросу в интервью иностранным журналистам в ночь подсчета голосов на выборах заявил, что PAS осознает степень ответственности, которую должна будет нести. По его словам, начать решать проблемы граждан PAS намерена с повышения минимальной пенсии с 1 октября до 2 тыс. леев. Гросу при этом подчеркнул, что PAS знает, где взять на это деньги: есть внутренние ресурсы и внешняя бюджетная помощь. «Внутренние ресурсы нужно перенаправить. Для повышения зарплат нам понадобится больше времени», — сказал Гросу.

Отвечая на вопрос об отношениях с Россией, Игорь Гросу сказал, что PAS будет выстраивать с Россией хорошие отношения и сохранять экономические связи. «Мы будем предсказуемыми и корректными и ждем такого же отношения от наших партнеров», — сказал он.

Сергей Манастырлы считает, что новой власти нужно как можно скорее начать преобразования в стране. «Если им это не удастся, рейтинг партии, а вслед за ним и рейтинг президента, начнут падать. А насколько быстро им удастся осуществить перемены, зависит от наличия денег в экономике и внешней поддержки», — сказал Сергей Манастырлы. Но быстрых перемен, по оценкам экономистов, ждать не стоит, и шансы PAS не справиться с краткосрочной задачей довольно велики, отметил эксперт. По его словам, осложняет ситуацию и кадровый голод в стране, в условиях которого будет сложно собрать эффективное правительство.

По мнению Стеллы Жантуан, стране сейчас нужны быстрые решения, чтобы граждане поняли, что их консолидация дает плоды. В противном случае, весь результат PAS сойдет на нет, считает эксперт. «Победа PAS — это победа идеи объединения общества вокруг декоррумпирования государства. PAS это удалось, но это очень сложная задача для одной партии — использовать этот кредит доверия во благо общества. У партии уже должна быть стратегия управления. Вот и посмотрим, насколько они готовы взять на себя это управление», — сказала Жантуан. Как и Манастырлы, она тоже обратила внимание на потенциальные проблемы с кадрами, так как «для борьбы люди находятся всегда, а для работы их найти сложнее».

«Самый большой экзамен — это формирование правительства. Это станет сигналом того, что есть люди, которые могут осуществить перемены», — подчеркнула эксперт, добавив, что в Молдове надо определиться с социально-экономической моделью развития страны.

По словам Жантуан, если PAS возьмется за решение этого вопроса, делать это надо будет при участии экспертов и других политических сил, которые боролись за деолигархизацию. «Их вклад в эту борьбу нельзя умалять. Они форматировали общественное мнение, что и привело к консолидации общества. Одно дело сформулировать идею, другое дело — подготовить людей и заставить их поверить в эту идею», — подчеркнула эксперт.

Сергей Манастырлы считает, что самой большой ошибкой PAS сейчас может стать отставка с должности нынешнего генпрокурора и назначение своего прокурора из предыдущих кандидатов. «Нынешний генпрокурор максимально эффективно справляется со своими обязанностями и делает это в рамках закона, независимо от политической конъюнктуры. Такого в Молдове давно не было. Важно, чтобы партия PAS не вмешивалась в эти процессы. Прокуратура [находится] под наблюдением партнеров, и, насколько мне известно, они одобряют работу нынешнего генпрокурора», — подчеркнул Манастырлы.

Какой будет внешняя политика

Сергей Манастырлы обратил внимание на то, как социалисты и их сторонники сравнивают ситуацию в Молдове с Украиной, а Майю Санду с Владимиром Зеленским. «Молдова — не Украина, Санду — не Зеленский, а PAS — не «Слуги народа». Поэтому социалисты могут долго ждать на берегу, когда мимо них проплывет политический труп врага, а потом и их внуки могут долго ждать. Объем внешней поддержки позволит PAS удержаться у власти», — считает эксперт. По его мнению, самой разумной тактикой для PAS будет не заниматься геополитикой и сохранить хотя бы статус-кво. В противном случае может произойти «обратная мобилизация тех, кто голосовал за борьбу с коррупцией, а получил борьбу с Россией».

И Дионис Ченуша, и Стелла Жантуан соглашаются с тем, что внешняя политика станет более прозападной и ориентированной на обязательства перед ЕС. «Пока не совсем понятно, насколько будет готово новое большинство портить отношения с Россией, потому что та не поддержит проевропейский курс страны», — считает Ченуша.

Стелла Жантуан, в свою очередь, напомнила, что Молдова — страна, у которой есть внешние обязательства, но это, по словам эксперта, не исключает партнерство с Россией и другими странами.

Фатальные ошибки Усатого

Анализировать новую политическую реальность Молдовы невозможно без понимания результата на выборах Ренато Усатого. Его одноименный предвыборный блок получил 4,1% и не прошел в парламент. При этом на президентских выборах осенью прошлого года за Ренато Усатого проголосовали 16,9% избирателей, и это был третий результат после Майи Санду и Игоря Додона.

После того как стали известны результаты парламентских выборов, Усатый заявил, что уходит с постов мэра Бельц и председателя «Нашей партии». По словам Усатого, его особенно разочаровали результаты голосования в Бельцах, где блок «Ренато Усатый» занял только третье место, набрав 22,69%.

По мнению Стеллы Жантуан, ошибкой Усатого было создание предвыборного блока, избирательный порог у которого выше, чем у партий. При этом, как отметила Жантуан, для узнаваемости партии ему достаточно было повторить сделанное на выборах 2014 года и использовать знак «Ренато Усатый».

Вторая ошибка, по словам Жантуан, — это чрезмерная уверенность Усатого в поддержке в Бельцах. «Так как он много сделал для этого города, он был в нем уверен. Поэтому там партия Усатого мало работала во время предвыборной кампании. И этим воспользовались социалисты, которые все время пугали Майей Санду и объединением с Румынией. Этот примитивный месседж почему-то работает в русскоязычных городах, а месседж Усатого в итоге был эмоционально слабее. Если бы Усатый участвовал в выборах не блоком, а партией, 40 тыс. голосов в Бельцах должны были дать Усатому эти два мандата. Не было бы блока, он бы прошел. У Шора на этих выборах не было столько шансов, сколько у Усатого», — уверена Стелла Жантуан.

По мнению Сергея Манастырлы, ошибкой Усатого стало то, что он отреагировал на спойлер его партии, которым пыталась стать партия Георгия Кавкалюка. «Если бы не его стратегические и тактические ошибки, он и еще минимум семь его однопартийцев были бы в парламенте. Он ввязался в дискуссию с Кавкалком, которого вбросили в эти выборы, чтобы цеплять Усатого и не давать ему прицепиться к Додону. Рейтинг Усатого строился на противостоянии Додону, а получилось, что Усатый последние три недели предвыборной кампании конкурировал с Кавкалюком», — пояснил Манастырлы. Как и Жантуан, он считает, что решение Усатого участвовать в выборах блоком было ошибкой.

По мнению Диониса Ченуши, ошибкой Усатого, стала, кроме прочего, недостаточная активность в стране. «Чтобы выигрывать выборы, надо ездить по стране, а не только онлайны проводить. Самоуверенность Усатого — это та ошибка, которая испортила ему все планы и, в конечном итоге, отстранила от политики», — подытожил эксперт.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: