NewsMaker

(ВИДЕО) «Двери НАТО не закрыты». Интервью NM с замглавы НАТО Мирчей Джоанэ

Ждут ли Молдову в НАТО? По каким вопросам Кишинев сотрудничает с НАТО? Не слишком ли НАТО осторожничает в отношениях с Россией? И случится ли когда-нибудь униря? Об этом и многом другом рассказал в интервью корреспонденту NM Евгению Чебану замгенсека НАТО Мирча Джоанэ.

«У Молдовы и НАТО 30-летний опыт партнерства»

Можете коротко рассказать о результатах вашего визита в Молдову? О чем вы договорились с президентом и премьером?

Очень хороший визит. Спасибо властям в Кишиневе за хорошую программу. Спасибо госпоже президенту, премьеру, главе парламента, минобороны, прессе, университету в Кишиневе.

Это был очень плодотворный визит. У Молдовы и НАТО 30-летний опыт партнерства. Я почувствовал интерес собеседников из Молдовы в развитии этого партнерства, и мы ждем госпожу президента Санду и господина премьера Речана в Брюсселе, чтобы продолжить этот диалог на высоком уровне.

О чем все-таки были ваши переговоры в Кишиневе — можете немного раскрыть скобки? К примеру, будут ли у Молдовы в ближайшее время свои системы ПВО? И может ли альянс или союзники как-то помочь стране с этим?

Мы помогаем Молдове и ее оборонным структурам стать более зрелыми и совершенными. Мне очень приятно слышать от премьера Речана о его желании сделать молдавские вооруженные силы совместимыми с силами альянса. Это значит, что мы продолжаем поддерживать Молдову в ее запросах в адрес НАТО и союзников. Очень многие вещи решаются в двустороннем формате. Многие союзники [по НАТО] отвечают в двустороннем формате.

Надеемся, в будущем предоставить [Молдове] пакет военных помощи, включающий поддержку в области доктрины, военной подготовки, кибербезопасности, противодействию дезинформации и в целом для усовершенствования и совместимости с НАТО молдавской армии.

«Быть нейтральным — не значит быть слабым»

С начала войны в Украине молдавские власти, пожалуй, впервые со дня провозглашения независимости всерьез занялись вопросами безопасности и обороны. И стали по-новому понимать свой нейтралитет. Скажите, где, по-вашему, проходят границы сотрудничества НАТО и нейтральной Молдовы, и кто их очерчивает — власти Молдовы или альянс?

Это абсолютно демократическое решение Молдовы — насколько далеко она готова пойти в отношениях с НАТО. Мы не диктуем ни одному государству-партнеру, что делать или не делать в сотрудничестве с нами. Если страна хочет получить нашу экспертизу в области, в которой мы специализируемся, мы сделаем это с большим удовольствием.

Дискуссию о сути нейтралитета, который мы уважаем, спровоцировало начало войны. Не Альянс начал разговор о том, что значит нейтралитет. Исходя из моих дискуссий с руководством Молдовы, разговор, скорее, идет [не о том, что значит нейтралитет, а о том], что он не означает. Думаю, что нейтралитет не означает быть слабым с военной точки зрения. И думаю, что это необходимая дискуссия. Границы и интенсивность партнерства НАТО и Молдовы определяет исключительно Кишинев. Решения принимают здесь, и мы их всецело уважаем.

NewsMaker

Сегодня власти Молдовы вынужденно балансируют между необходимостью обеспечивать безопасность страны, в том числе через сотрудничество с НАТО, и невысокой популярностью такого сотрудничества в обществе. По-вашему, военная агрессия путинской России против Украины в будущем изменит отношение молдаван к НАТО?

Я думаю, что эта война изменила отношение всех жителей этого региона. Война — ужасная вещь, война создает много забот и ставит острые вопросы.

Республика Молдова — партнер Евросоюза и НАТО. И в этом, я думаю, есть ответ на эти опасения и на будущее Республики Молдова для всех граждан страны, независимо от этнической принадлежности, языка, на котором они говорят, или политических предпочтений. Я думаю, совершенно очевидно, что жизнь в ЕС лучше, чем жизнь в другом месте. И я надеюсь, что это станет объединяющим мотивом для всех граждан Молдовы, у которых, очевидно, разные мнения и чувства. Думаю, что вступление в Евросоюз — это очень перспективный путь. Мы готовы поддержать этот европейский путь Республики Молдова.

Все страны восточной Европы вступали в ЕС либо после, либо одновременно с вступлением в НАТО. А другой путь возможен? Нейтральная Молдова сможет вступить в ЕС?

У нас есть две недавние ситуации: Финляндия и Швеция, которые были членами ЕС, и только теперь они становятся членами НАТО.

Но это страны не из нашего региона.

В то же время эта констатация очевидна. Я как гражданин Румынии работал над вступлением страны и в НАТО, и в ЕС. Я бы сказал, что это вполне возможно в новом геополитическом контексте в регионе, то есть возможно, что нейтральная Республика Молдова станет членом ЕС, не вступая при этом в НАТО. Это вполне возможно, и это основной сценарий, над которым мы работаем сегодня.

«Мы действуем очень осторожно, чтобы не допустить эскалации»

Вы много рассказали о том, чем Альянс может помочь нашей стране. Следующий вопрос не про Молдову, а про НАТО. Полгода назад вы сказали: «Если [Молдова и молдаване] хотят быть в Европе, в демократическом, цивилизованном и более развитом мире, сейчас как раз тот момент, чтобы сделать выбор, и им нужно меньше бояться Россию». Не знаю, дело в ваших словах или в чем-то еще, но с тех пор Молдова выслала большую часть российских дипломатов, отобрала у «Газпрома» газотранспортную систему и отказалась признавать исторический долг за газ. И это при том, что страна по-прежнему достаточно уязвима для угроз из России.

Недавно мы стали свидетелями того, как НАТО и Румыния реагируют на угрозы, исходящие от России. Я имею в виду падение дрона в дельте Дуная. Реакция и Румынии, и НАТО была очень сдержанной и осторожной. И такой подход мы наблюдаем на протяжении всей войны. Украине пришлось продержаться целый год, пока Европа и США согласились поставить танки. Уже полтора года идут разговоры о предоставлении самолетов и ракет большой дальности. Поэтому хочу вас спросить: может, НАТО и союзникам пора меньше бояться Россию, и тогда на континенте быстрее наступит мир?

Агрессивные и подрывные действия России мы наблюдаем не только в Молдове, но и во многих других странах. Мы в странах НАТО тоже выслали несколько российских дипломатов, потому что они под дипломатическим прикрытием занимались чем-то другим. Недавно Молдова объявила персоной нон грата и представителя «Спутника». Я думаю, что каждая страна имеет право защищать свой суверенитет и действовать решительно в таких ситуациях.

NewsMaker

Я говорю в первую очередь о поддержке Украины союзниками или Альянсом.

Во-первых, НАТО не является частью этого конфликта, несмотря на массированную пропаганду РФ. Мы всегда действуем очень осторожно, чтобы не допустить эскалации и без того жестокого конфликта в Украине и не привести к еще более серьезному конфликту между НАТО и Российской Федерацией.

Инциденты, о которых вы упомянули, вызваны варварскими атаками на некоторые гражданские объекты инфраструктуры в Украине. Некоторые обломки дронов падают на территорию сопредельных стран, [это происходит] без какого-либо сознательного намерения Российской Федерации.

Это не значит, что мы из-за этого меньше осуждаем незаконные действия России в Украине. Но говорим об этом с той же ясностью. В случае [c падением дронов в] Румынии я не увидел преднамеренных действий России. И четко об этом сказал. Это не значит, что мы пересматриваем нашу поддержку Украины, которая будет продолжаться. Также мы осуждаем и критикуем Россию за эти атаки на независимую Украину.

Как бы то ни было, я считаю, что это не только незаконно, но и абсолютно аморально разрушать зимой энергетическую инфраструктуру, а летом — инфраструктуру транспортировки продуктов питания в стране… Это предосудительные вещи, и мы их осуждаем с такой же решительностью.

«Мы полностью поддерживаем политику в этом Кишинева»

Вернемся к внутримолдавским делам. В Кишиневе сейчас есть две точки зрения на приднестровский конфликт и способ или скорость его разрешения. Первая: военная агрессия России против Украины создает или создаст в ближайшем будущем окно возможностей для разрешения конфликта и необходимо им воспользоваться, потому что такие окна быстро захлопываются.

Вторая (ее, похоже, придерживаются власти): реинтеграция Приднестровья не должна быть быстрой. Сначала европейский курс Молдовы должен стать бесповоротным, российское влияние снизиться и т.д., и только тогда страна будет готова к реинтеграции.

Вы за какой сценарий?

Мы полностью поддерживаем политику, принятую Кишиневом в этом вопросе. У нас нет предпочтений, и мы не пытаемся повлиять на решения властей. Мы обсуждали приднестровскую тему, потому что это важная и сложная тема. Этот конфликт — не единственный в регионе. Есть конфликт в Грузии, есть и другие ситуации, которые явно создают трудности. Поэтому Кишинев тоже пытается вести диалог, создавать мосты связи с Тирасполем, и в этом есть смысл.

Я не думаю, что кто-то заинтересован во втягивании Республики Молдова в конфликт. Именно поэтому я убежден, что этот конфликт придется решать политическим мирным путем. Мы продолжаем осуждать присутствие российских сил на суверенной территории Республики Молдова. И в той или иной форме в какой-то момент, я надеюсь, как можно скорее, этот вопрос будет решен.

Вы верите, что этот вопрос может быть решен в ближайшие годы?

Почему нет? Поскольку президент Майя Санду поставила целью вступление Республики Молдова в ЕС к 2030 году, я не считаю невероятным или невозможным решение этого вопроса в этом десятилетии. И я думаю, что это вполне осуществимая и желательная цель, отвечающая интересам всех граждан Республики Молдова. В том числе и для приднестровцев, которые, кстати, сейчас ведут 60% бизнеса в Европе. Таким образом, постепенно центр тяжести всей Республики Молдова смещается в сторону Европы.

«Я твердо верю, что Молдова станет частью Евросоюза»

Господин Джоанэ, Молдова — уникальная страна. В том смысле, что вопрос национальной идентификации, самого существования страны является предметом широкой внутренней дискуссии. Около 40% молдаван, например, согласны на унирю с Румынией. Сегодня, когда влияние Москвы в регионе снижается, как вы думаете, это в конечном счете может привести к объединению Молдовы с Румынией?

Еще раз возвращаюсь к тому, что я говорю и поддерживаю как румынский политический лидер и как политический лидер в рамках  Альянса: это суверенное решение молдаван определять свое будущее. Я твердо верю, что Республика Молдова станет частью Европейского Союза. И это хорошо для всех молдаван, для румын, для тех, у кого есть национальное видение будущего двух стран, и для тех, у кого видение независимого будущего Республики Молдова. Я думаю, что Румыния и Республика Молдова в Евросоюзе к 2030 году представляют собой достаточно амбициозную цель.

Это осуществимая цель?

Я думаю, что это осуществимо. То, что говорит президент Майя Санду, и благодаря большой работе, большим преобразованиям и большим усилиям властей, вполне возможно, что в этом десятилетии Республика Молдова станет членом ЕС. И [глава Еврокомиссии] Урсула фон дер Ляйен недавно сказала это, и [председатель Евросовета] Шарль Мишель, и европейские лидеры, президент Румынии, президент Молдовы… Мы все поддерживаем одну и ту же цель.

NewsMaker

И последний вопрос. НАТО и союзники хотят видеть Молдову членом альянса?

Я вам отвечу от обратного. Ни для одного европейского государства, независимого, способного и желающего вступить в НАТО, двери НАТО не закрыты. Но НАТО никогда не пойдет к государству-партнеру и не навяжет свои порядки, не сделает его членом НАТО против его воли. И так же, как это справедливо для Грузии, для Балкан, для Украины, это справедливо и для Республики Молдова.

Вашингтонский договор НАТО, наш основополагающий Устав, очень четко говорит, что любое европейское государство, способное и желающее вступить в НАТО, может попытаться вступить в НАТО. Но мы никогда не будем заниматься прозелитизмом в Республике Молдова. Она сама решит, вступать в НАТО, не вступать в НАТО, оставаться нейтральной. Это абсолютно суверенное решение этого государства, и мы абсолютно его уважаем.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

protv.md

«Я работал в заведениях, где отдыхал Плахотнюк». Сомнительные контракты в деле бывшего лидера ДПМ

На заседании 12 ноября суд по делу о банковском мошенничестве, в котором обвиняется бывший председатель Демократической партии Владимир Плахотнюк, заслушал еще шестерых свидетелей. Один из них рассказал, как брал у него в долг €140 тыс.

Первый рассказал, что в 2017 году занял у Плахотнюка 140 тысяч евро. На вопрос судьи, откуда он знаком с бывшим лидером ДПМ, свидетель ответил: «Работал в заведениях, где отдыхал Плахотнюк». По его словам, примерно в 2010 году он был официантом в клубе Drive, а позже устроился администратором в ресторан Entourage. В обоих заведениях он часто лично обслуживал Плахотнюка.

В 2017 году, рассказал свидетель, он захотел купить Entourage и обратился с предложением к некой Нине Скицок, которая назвала цену 2,5 млн леев. Денег у него не было, поэтому через члена ДПМ Константина Ботнаря он попросил о встрече с Плахотнюком. Вскоре они встретились, и он взял под расписку €140 тыс сроком на три года. Документ составили на имя Плахотнюка.

Контракт купли-продажи подписывала Скицок, а деньги перевели на счет в Victoriabank. В 2020 году Плахотнюк, к тому времени уже покинувший Молдову, позвонил и потребовал вернуть долг. Мужчина, по его словам, продал квартиру, занял у родителей и вернул деньги через неизвестного посредника в одном из кишиневских ресторанов. «Что стало потом с распиской и деньгами — не знаю», — добавил он.

Хотя свидетель утверждал, что не знал, кто владел заведениями, где он работал, известно, что ночным клубом Drive управляла компания OTIV Prime Hospitality, связанная с Плахотнюком. Считается, что и Entourage также принадлежал ему. Если это так, выходит, свидетель купил ресторан у его же владельца — и на его же деньги.

Второй свидетель, адвокат, рассказал, что примерно 15 лет назад к нему обратился мужчина с просьбой найти человека, которого можно было бы временно назначить администратором одной фирмы. Ему объяснили, что компания уже не ведет хозяйственной деятельности и скоро будет ликвидирована. Тогда адвокат предложил кандидатуру своей тещи-пенсионерки, при условии, что ей будут платить зарплату.

«Мне присылали документы на почту. Я их читал, распечатывал, отвозил теще на подпись и отправлял дальше», — рассказал свидетель. Первые полгода, по его словам, это были бумаги на небольшие суммы, но позже стали приходить банковские документы на миллионы и десятки миллионов леев. Тогда теща отказалась от должности. Адвокат упомянул компанию Finpar Invest, связанную с Плахотнюком, и подчеркнул, что старался проверять все документы, часто касавшиеся земельных участков.

На вопрос суда, зачем он согласился участвовать в этой схеме, свидетель ответил, что просто хотел помочь теще немного подзаработать.

Суд также заслушал показания председателя Социал-демократической партии Виктора Шелина. Он рассказал о продаже павильона, на территории которого находилось здание телеканала Publika TV. По его словам, примерно в 2013 году владельцы телеканала решили его продать и предложили Шелину выкупить актив, но он отказался. Позже ему сообщили, что появился другой покупатель, который согласен купить телеканал только вместе со зданием. Компания Шелина рассчитала стоимость павильона, исходя из арендной платы за 25 лет, и продала его. Из показаний других свидетелей следует, что покупателем телеканала стал Плахотнюк.

***

Владимира Плахотнюка, находящегося в бегах с 2019 года, задержали в Греции в конце июля 2025-го, а 25 сентября экстрадировали в Молдову. После этого его поместили в кишиневскую тюрьму №13 под предварительный арест.

Бывшего политика обвиняют по нескольким уголовным делам, самое громкое из которых связано с «кражей миллиарда». По данным прокуратуры, Плахотнюк через компании, подконтрольные Илану Шору, получил $39 млн и €3,5 млрд из украденных средств.

О хищении миллиарда евро из трех молдавских банков — Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank — стало известно в ноябре 2014 года. После этого Нацбанк ввел в них временное управление, а власти решили ликвидировать банки (процесс до сих пор не завершен). Тогда же Нацбанк выдал кредит под госгарантии на сумму украденных денег — примерно 14 млрд леев, или по курсу того времени €1 млрд.

Как объясняли власти, кредит был необходим, чтобы избежать паники на финансовом рынке. В счет этого долга правительство выпустило гособлигации на 13,3 млрд леев под 5% годовых, обязавшись погасить их за 25 лет. Эти деньги отнесли к государственному долгу. С учетом процентов, за 25 лет сумма вырастет до 24,5 млрд леев.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: