На нет и бюджета нет. Как Гагаузия живет без бюджета на 2022 год и рискует остаться без бюджета-2023
5 мин.

На нет и бюджета нет. Как Гагаузия живет без бюджета на 2022 год и рискует остаться без бюджета-2023

На какие деньги целый год живет автономия, и почему башкан Гагаузии Ирина Влах опротестовала в суде проект бюджета на 2022 год.

В Гагаузии с 6 октября действует уже второй временный бюджет. В течение года депутатам и исполнительному комитету не удалось прийти к консенсусу по проекту бюджета на 2022 год, из-за этого бюджетный кризис в Гагаузии достиг апогея.

Бюджетному кризису в Гагаузии предшествовали несколько причин. Это и невыполнение обязательств по региональным бюджетам, и неоднократное принятие бюджета с большим опозданием, и внутренние разногласия между депутатами — избрание с 15-й попытки спикера НСГ.

Результатом стало то, что к концу 2022 года бюджет на текущий год еще не принят, а исполнительной власти пришлось разрабатывать одновременно два проекта бюджета— на нынешний и на предстоящий год.

Фальстарт

История проекта бюджета на 2022 год началась в ноябре 2021 года. Согласно закону, исполнительная власть должна была представить проект бюджета на 2022 год до 20 ноября 2021 года, но сделала это с большим опозданием, и бюджет представили депутатам НСГ 13 декабря. А утвердить его депутаты, руководствуясь существующими нормами, должны были до 15 декабря. Но за два дня депутатам предсказуемо не удалось рассмотреть и утвердить документ.

С 1 января 2022 года исполнительная власть Гагаузии ввела временный бюджет —  это была копия проекта бюджета на 2021 год. Согласно информации исполнительного комитета, временный бюджет ввели из-за того, что «депутаты Народного собрания не смогли приступить к рассмотрению документа в связи с тем, что руководящие органы НСГ не были избраны».

После продолжительных споров 8 апреля 2022 года депутаты приняли проект бюджета на этот год. Однако они внесли в проект поправки, не согласовав их с исполкомом. Башкан Гагаузии Ирина Влах с этими поправками не согласилась, вернув проект бюджета на доработку.

По словам экономического эксперта Виталия Кюркчу, у депутатов НСГ тогда было два пути: «Первый — вернуть закон разработчику, то есть исполнительному комитету. Второй — преодолеть право вето, проголосовав большинством голосов. По закону, после преодоления права вето закон вступает в силу даже без промульгации башканом». Так депутаты и поступили. За проект бюджета на 2022 год с внесенными поправками в НСГ проголосовали единогласно.

После этого башкан Гагаузии подала в суд иск с требованием признать принятый бюджет недействительным. Высшая судебная палата Молдовы закон аннулировала, и 6 октября исполнительный комитет утвердил второй временный бюджет, который будет действовать до принятия окончательного проекта бюджета на 2022 год.

Дело в поправках

Камнем преткновения в бюджетном кризисе 2022 года стали те самые поправки, которые депутаты НСГ внесли, не согласовав с исполнительным комитетом.

Поправки внесли на общую сумму 16 млн леев — это 5 % бюджета автономии. В их числе: возобновление финансирования пожарных частей при мэриях, возобновление программы «Освещенное село», увеличение сумм на фонд субсидирования сельского хозяйства и фонд развития гагаузского языка.

Чтобы найти деньги на возобновление этих программ, депутаты сократили расходы на содержание органов управления исполнительного комитета — на 20 % или 11 млн леев.

«Ключевым здесь было то, что исполнительная власть не согласилась с сокращением расходов», — считает Кюркчу.

Законно ли было обращение башкана в суд?

Вокруг вопроса о законности обращения в суд по поводу проекта бюджета развернулось много дискуссий. По словам депутата Георгия Лейчу, судебная инстанция не имела права рассматривать дело о бюджете Гагаузии.

«Впервые в истории Гагаузии в суде обжаловали политический документ. Судебные инстанции вообще не имели права рассматривать подобные вопросы. Это не входит в их компетенцию. Судебные инстанции не могут вместо законодательного органа определять, куда и какие расходы отнести. Такого не бывало и не может быть в принципе», — сообщил господин Лейчу в программе Persona на телеканале NTS.

По мнению депутата Сергея Чимпоеша, башкан Гагаузии могла оспорить в суде только те пункты, с которыми не согласна. «Это нонсенс. Даже в практике такого не было, чтобы бюджет рассматривала судебная инстанция […] Даже если предположить, что можно оспорить эти 16 млн, нужно было грамотно оспорить только эту часть. А они опротестовали весь бюджет», — сказал Сергей Чимпоеш в программе «Диалог» на телеканале GRT.

Депутат Александр Тарнавский полагает, что суд может рассмотреть и обжаловать любое решение. «Судебная власть — отдельная. Мы не имеем на нее влияния, она действует в автономном режиме. Иск можно подавать на любое решение Народного собрания».

Тарнавский вместе с тем считает, что оспорить в суде можно было только некоторые части бюджета. Он обратил внимание, что проект бюджета оспорили по процедурным вопросам — за несвоевременность. «Мы с самого начала сами начали рассматривать незаконный бюджет», —  добавил он.

NM попытался получить комментарий главы управления финансов Татьяны Дойчевой, но, несмотря на неоднократные попытки, побеседовать с ней не удалось.

Какие последствия для граждан

С финансовой точки зрения, на жителях автономии эта ситуация никак не отразится. Причина в том, как формируется бюджет Гагаузии: 70 % в нем составляют субсидии из госбюджета Молдовы (660 млн леев), а остальные 30 % — это налогооблагаемая база Гагаузии, около 300 млн леев. Именно эта последняя сумма находится в распоряжении исполнительного комитета.

«С финансовой точки зрения, последствий практически не будет. В этом году доходы идут в хорошем ритме. Самый большой удар — это имиджевый. Мы опять показали всей республике, что находимся в кризисе», — говорит Тарнавский.

Кроме имиджа НСГ, бюджетный кризис отразился на школьниках. Ранее депутаты утвердили закон о социальной выплате для учащихся, согласно которому каждому школьнику к первому сентября должны были выплатить по 1 000 леев, а детям из уязвимых семей дополнительно еще по 500 леев. Однако после аннулирования проекта бюджета на 2022 год закон действует, но у него нет источника финансирования. 

В начале ноября Исполнительный комитет Гагаузии передал на рассмотрение Народному собранию сразу два проекта бюджета автономии — на 2022 и 2023 год. Депутаты должны в сжатые сроки, и обязательно в этом году, рассмотреть и принять проекты. Ведь в следующем году уже не будет возможности действовать по временному бюджету.


Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: