Народ сам виноват? Николай Пахольницкий о рекордах COVID в Молдове
5 мин.

Народ сам виноват? Николай Пахольницкий о рекордах COVID в Молдове

В резком росте новых заражений COVID в Молдове власти обвинили народ, который расслабился после отмены ЧП и ослабления карантина, и перестал соблюдать меры предосторожности. Отчасти так и есть. Вопрос в другом — почему?

Как власти объяснили COVID-рекорды

В последние дни в Молдове регистрируют рекордное число новых случаев заболевания коронавирусом за сутки: 296, 406, 366. Такого не было ни в апреле, ни в мае. Комментируя резкий рост заболеваемости, чиновники и политики заявили, что в этом виноват народ.

«Молдаване не слушают советы врачей, набиваются в маршрутки, как «шпроты в банки». Люди массово вышли из дома, и началось коммунитарное распространение коронавируса», — заявил президент Игорь Додон. Но отметил при этом, что еще одна причина антирекордов COVID — увеличение числа тестов: «Тесты стали делать не только тем, у кого есть симптомы, но и тем, у кого их нет. Знаете, как у нас, у молдаван: вчера был на рынке, пойду проверюсь».

О том, что народ расслабился, говорил и глава Наццентра общественного здоровья Николае Фуртунэ: «Люди должны понимать, что требования соблюдать дистанцию, избегать скопления людей и выполнять условия, при которых им разрешили работать, в том числе в парикмахерских и торговых центрах, остаются в силе. Учитывая, что ослабление мер безопасности все восприняли как их отмену, мы решили проводить проверки, штрафовать и приостанавливать работу заведений.

Депутат-социалист Богдан Цырдя в своем телеграм-канале разместил старую фотографию переполненной маршрутки. «Потом скажут, что Додон виноват…», — написал он.

Да, в общественных местах действительно много людей, они действительно набиваются в троллейбусы, стоят вплотную в очередях в супермаркетах, массово посещают центральный рынок, встречаются компаниями и не соблюдают дистанцию. В соцсетях обсуждают, как во время эпидемии сыграли свадьбу, и размещают рекламу, где это можно сделать. И, судя по штрафам, которые наложили на парикмахерские и салоны красоты, там можно было не только постричься.

Но вопрос в другом — почему люди расслабились, что этому способствовало?

Почему виноват не только народ

Как это ни парадоксально, но для многих наших сограждан политики в той или иной мере являются авторитетом и примером для подражания (не всегда осознанного). И, когда Игорь Додон путешествует по всей стране, встречается с сотнями людей, в том числе солидного возраста, и, судя по фото и видео, не соблюдает при этом никаких мер предосторожности, народ думает, что нечего опасаться. Неделю назад Додон даже хвастался тем, что не носит маску, и посмеялся над своими политическими оппонентами, которые выходят на брифинг в масках, боясь «заразиться от микрофона».

И у народа возникает диссонанс: с одной стороны, им запрещают работать, гулять, выписывают огромные штрафы за нарушение карантинных мер, просят потерпеть и посидеть дома. А, с другой стороны, они видят по телевизору или в интернете, как президент Додон путешествует по стране, видится с сотнями людей, депутаты собираются в отеле, который должен быть закрыт на карантин, ну и т.д..

И тут у народа возникает резонный вопрос: «Почему Додону можно, а мне нельзя?». Так мне отвечали участники протеста ветеранов на вопрос о том, что в стране эпидемия, а на площади собралось так много людей, многие без масок. Так люди отвечают не только мне, но и, например, вице-спикеру парламента Александру Слусарю.

К этому можно прибавить отсутствие ясной и четкой стратегии борьбы с коронавирусом на этапе ослабления карантинных мер, и плохую коммуникацию властей с населением. Непонятно, почему сейчас произошел такой рост, почему такие очаги заражения коронавирусом на юге Молдовы. Власти все время что-то разрешают, что-то запрещают, но почему, опять же неясно.

Непонятно, почему в выходные нельзя сходить в Mall, чтобы купить одежду и поддержать малый и средний бизнес, но при этом можно сходить на службу в церковь. Непонятно, почему в выходные в Кишиневе нельзя поехать троллейбусом по делам, зато можно уехать за город на маршрутке с одного из трех автовокзалов.

Непонятно, почему месяц назад, когда случаев заражения было намного меньше, полиция могла оштрафовать за пробежку в парке, а сейчас на все нарушения социальной дистанции и других мер безопасности смотрят сквозь пальцы. Непонятно также, почему, например, 15 июня, по решению властей, возобновят работу закрытые фитнес-центры, а с 12 июня в Кишиневе вновь закрыли открытые спортплощадки.

Возможно, с точки зрения эпидемиологии, в этом и есть какая-то логика, но народу ее не объясняют. И народ в недоумении: ему говорят не ходить на кладбища в поминальные дни и тут же рассказывают о мерах безопасности, которые надо соблюдать при посещении кладбища. Аналогичная история с посещением церквей.

Отсутствие нормальной коммуникации на фоне снижения доходов у населения из-за длительной приостановки многих видов деятельности привело к еще большему недоверию народа к власти, при том что этот уровень доверия и так очень низкий.

У власти были все или почти все инструменты, чтобы повлиять на ситуацию. Власти могли после появления в марте первых случаев COVID перенести выборы в Хынчештах, но не сделали этого. Могли на Пасху ограничить движение не только общественного, но и личного транспорта, как это сделали в Приднестровье. Могли более строго отнестись к соблюдению карантинных мер на майские праздники. И есть еще много других «могли».

Вечером в правительстве сообщили, что «готовят маневр», который позволит снизить риски распространения в стране коронавируса. Надеюсь, власти не только совершат этот «маневр», но и объяснят, зачем он нужен. И наладят правильную коммуникацию с населением, которое должно понимать, почему надо соблюдать какие-то меры и требования. А не будут снова во всем обвинять народ.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: