«Нарушили все что возможно». Как Платона приговорили к 25 годам тюрьмы. Репортаж NM
8 мин.

«Нарушили все что возможно». Как Платона приговорили к 25 годам тюрьмы. Репортаж NM


Апелляционная палата приговорила Вячеслава Платона к 25 годам лишения свободы. Его адвокаты считают, что судьи на этом заседании «нарушили все что возможно». На заседании выяснилось, что протокол с показаниями Платона не соответствует тому, о чем он говорил. Платон обвинил председателя судейской коллегии в связи с Владимиром Плахотнюком. Подсудимому отказали в последнем слове и удалили из зала суда. Подробности — в репортаже NM.

«Протокол на 80% не соответствует тому, что я говорил»

В начале заседания Апелляционной палаты, которое состоялось 14 декабря, адвокат Виктор Мазнюк, представляющий интересы Андрея Бахчиванжи (как и Платон, проходит обвиняемым по делу о мошенничестве в Moldasig), заявил, что прения не могут начаться, пока его подзащитный не ознакомится с материалами дела. Адвокат Вячеслава Платона Эдуард Руденко подал ходатайство с просьбой отложить слушания, пока его подзащитный не ознакомится с протоколом предыдущего заседания, который до сих пор не составили и не подписали.

Прокуроры сказали, что нет оснований откладывать слушания.

Тогда Платон обратился к председателю судейской коллегии Ксенофону Ульяновскому: «Ваша честь, мы два дня анализировали протокол, он на 80% не соответствует тому, что я говорил. Это просто набор несвязных предложений». Платон также отметил, что рассмотрение других дел, в которых он фигурирует, перенесли на конец февраля. Платон предположил, что это связано с предстоящими выборами и последующими переменами в политике.

Ульяновский в ответ сказал, что Платон только что сам признал, что ознакомился с протоколом. Председатель судейской коллегии решил продолжить слушания и предложил Платону оформить в письменном виде претензии, которое у него есть к содержанию протокола.

Госзащитник обвиняемого Андрея Бахчиванжи Татьяна Малай заявила, что считает серьезным нарушением тот факт, что ее подзащитному не дали ознакомиться с протоколом. Прокурор Александр Черней на это отметил, что не видит причин затягивать следствие.

«Вопрос в протоколе или не в протоколе. У Плахотнюка 28 декабря день рождения, и вы хотите сделать ему подарок, потому и торопитесь», — предположил Платон. Ульяновский на это сказал, что политика к делу не относится.

Тогда Бахчиванжи еще раз напомнил, что не ознакомился с протоколом. Несмотря на попытки Платона и Руденко доказать, что нельзя приступать к прениям, пока все не ознакомятся с протоколом, слушания продолжились.

Платон попытался дать одному из судей отвод, но Ксенофон Ульяновский даже не стал его слушать. Адвокаты Руденко и Боднарюк вступились за подзащитного, однако судья оставил без внимания их слова, отметив, что суд уже перешел к прениям сторон.

«Ты здесь ни при чем. Подпиши бумаги»

Во время прений адвокат Бахчиванжи Виктор Мазнюк назвал абсурдными обвинения в адрес своего подзащитного. Он отметил, что Бахчиванжи два года держали в тюрьме №13 в нечеловеческих условиях. Мазнюк считает, что на Бахчиванжи пытались надавить, когда посадили на полгода в одну камеру с человеком, больным СПИДом. Сам Бахчиванжи сказал, что не виновен. Он рассказал, что прокуроры не раз пытались заставить его оговорить Платона. «Коллеги [прокурора Александра] Чернея подходили ко мне в коридорах и говорили: ты здесь ни при чем, это дела других людей, подпиши бумаги». Но, по словам Бахчиванжи, оговорить другого человека ему не позволяют принципы.

Бахчиванжи также рассказал, что общался с судьей Галиной Москальчук (в декабре 2017 года судья Москальчук приговорила Платона к 12 годам тюрьмы по делу Moldasig). По словам Бахчиванжи, Москальчук жаловалась, что ее заставляют рассматривать это дело. Бахчиванжи сказал, что пожалел ее и предложил посадить его на пять лет. По его словам, после того как Москальчук приговорила его к восьми годам, она сказала: «Андрюша, извини, я не смогла». Он также добавил, что переводчица заплакала, когда услышала его приговор.

Затем Бахчиванжи напомнил, что уголовное дело о мошенничестве в Moldasig возникло после конфликта Платона и Плахотнюка. «Я слышал, как прокуроры, матерясь, отдавали приказы о том, что его (Платона) должны посадить, не знаю за что», — так, по словам Бахчиванжи, говорила прокурор Адриана Бецишор. В конце своего выступления Бахчиванжи подчеркнул, что первая судебная инстанция не проанализировала около 30 заявлений, которые он подал.

«Это too much для одного процесса»

После этого адвокат Александр Берназ, выступил с ходатайством провести экспертизу нового доказательства невиновности Вячеслава Платона. А адвокат Боднарюк еще раз отметил, что протокол с прошлого заседания до сих пор не подписали.

«Хочу добавить, что судебная инстанция за весь процесс не разрешила представить ни одного доказательства защиты», — сказал Вячеслав Платон. Судья порекомендовал ему оставить эти возражения для прения сторон.

Затем Платон предложил взять отвод судье, «чей сын зависит от Плахотнюка»: «Он [Плахотнюк] предложил его в правительство. Его карьера началась при Плахотнюке. Кроме того, его дочка или племянница работает личным секретарем Плахотнюка. Как говорится, это too much для одного процесса, когда двое родственников судьи зависят от заказчика дела», — сказал Вячеслав Платон.

Он передал судебной комиссии фотографии с доказательствами своих слов, но имя судьи не назвал. После того как ни один из судей не взял отвод, Платон сказал, что речь идет о Ксенофоне Ульяновском (его сын Тудор Ульяновски — глава МИДЕИ). Никакой реакции судьи на это не последовало.

Адвокат Эдуард Руденко отметил, что мог бы потребовать отвода судей, но уверен, что и его ходатайство оставят без внимания.

Затем около трех часов выступал адвокат Александр Берназ. Он подробно проанализировал доказательства, которые выдвинуло обвинение. Берназ напомнил, что судья Галина Москальчук, которая вынесла приговор Вячеславу Платону в первой инстанции, отказывалась рассматривать дела, в которых фигурировал его подзащитный. Также Берназ рассказал о нестыковках в деле о подкупе сотрудников спецподразделения Pantera, в котором обвиняют Платона (это дело объединили с делом Moldasig). По версии обвинения, Платон предложил двум сотрудникам Pantera квартиры, автомобили и по €5 тыс. Берназ отметил, что аудиозаписи, на которых Платон говорит с сотрудниками Pantera, проанализировали не полностью, а в расшифровке упустили много важных деталей. Адвокат сообщил, что записи пришлось отправить на экспертизу в Россию, чтобы подтвердить, что Платон просто шутил с сотрудниками Pantera.

Также Берназ подробно проанализировал обвинения по делу Moldasig. Он отметил, что судебная инстанция не заслушала важных свидетелей. Кроме того, по словам адвоката, обвинение даже не зачитало их показания, а просто огласило номера протоколов, в которых они есть.

«Ваша честь, я считаю, что людей просто доводят до изнеможения»

За время своего выступления Берназ дважды просил сделать перерыв, но судьи ему отказали. Затем слово дали другим адвокатам Платона, но они тоже попросили о перерыве. «Ваша честь, я считаю, что людей просто доводят до изнеможения этими продолжительными слушаньями по 5-7 часов. У людей нет возможности пообедать или просто попить воды», — сказал Платон. Бахчиванжи тоже попросил судей сделать перерыв. Он отметил, что его отвозят на каждое заседание в восемь утра, и ему приходится сидеть все заседание без еды и воды. После этого судьи согласились сделать перерыв.

Когда слушание возобновилось, защитники Вячеслава Платона Эдуард Руденко, Александр Боднарюк и Валерий Плешка сказали, что им необходимо время, чтобы подготовиться к выступлению. Судьи, однако, посчитали, что адвокаты таким образом отказались высказаться, и дали слово Вячеславу Платону.

Он сказал, что проанализировал 164 страницы приговора, который ему вынес суд первой инстанции. Платон пытался доказать, что ему выдвинули «ложные и надуманные обвинения», не представив весомых доказательств его вины. Но судья прервал его, сославшись на то, что Платон повторяет то, что уже говорил раньше. «Вы хотите меня удалить — пожалуйста», — сказал Платон. После этого Ксенофон Ульяновский удалил его с заседания.

Судья спросил у прокуроров, есть ли у них что сказать после того, что они услышали на заседании. Но прокуроры отказались от ответных реплик. 

Тогда адвокат Виктор Мазнюк, сказал, что у обвинения нет весомых доказательств, раз они не стали отвечать.

Судьи дали последнее слово обвиняемому Бахчиванжи. Он попросил дать ему возможность высказаться на заседании 15 декабря (должно было состояться), но суд отклонил его просьбу.

После это судьи удалились на совещание, а затем огласили окончательный приговор. Судебная коллегия отклонила все апелляционные жалобы, которые подали подсудимые и их адвокат. Вячеслава Платона приговорили к 25 годам тюрьмы и штрафу 6 тыс. у.е. Тюремный срок определили с учетом приговора, который Платону вынесли по делу о выводе денег из Banca de Economii. Приговор вступил в силу с 14 декабря, в срок засчитывается предварительное заключение, в котором Платон находился с 25 июля 2016 года.

Судьи также сообщили, что подадут жалобу в минюст на адвокатов Руденко, Берназа и Боднарюка за недостойное поведение во время заседаний

Адвокат Вячеслава Платона Александр Боднарюк сказал NM, что считает приговор незаконным: «Сегодня при рассмотрении дела в Апелляционной палате финалом так называемой нашей юстиции стало отстранение Вячеслава Платона от участия в деле. Его выступление прервали, когда он высказывал свое мнение по предъявленному обвинению, а затем удалили из зала суда. Удалив из процесса, ему отказали в праве на последнее слово».

Боднарюк также подчеркнул, что до сих пор не подписан протокол прошлого судебного заседания, который необходимо составить и подписать в течение 48 часов после окончания допроса. «Вчера целый день пытались понять, что там написано. Там нет никакой логики, понять, о чем говорится, невозможно», — сказал Боднарюк, добавив, что на этом заседании АП судьи «нарушили все что возможно, а результатом этого стало решение о 25 годах тюрьмы». Боднарюк также сказал, что адвокаты обжалуют это решение в Высшей судебной палате.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: