Newsmaker

«Не могу понять, как я попала в эту историю». Что рассказали в суде судьи, обвиняемые в коррупции. Репортаж NM

В столичном суде Буюкан продолжают рассматривать громкое дело о коррупции судей. Осенью 2018 года по этому делу задержали 10 сотрудников судов и прокуратуры, в том числе пять судей. О том, почему судьи отказались отвечать на вопросы прокуроров, какие флешки они передавали друг другу, и почему адвокаты пытались добиться закрытого слушания  — в репортаже NM.

На заседании 24 июля обвиняемые продолжили давать показания (о том, что рассказали обвиняемые на предыдущих заседаниях, можно почитать в материалах «Она — Ванга!» и «Это заявление прокурора смехотворно»).

Перед заседанием один из адвокатов ходатайствовал, чтобы «ограничили» присутствие корреспондента NM на заседании. Его поддержали еще несколько адвокатов, а прокурор предложила оставить решение этого вопроса на усмотрение судей. После недолгого совещания судьи напомнили, что слушания по делу проходят в открытом режиме, и отклонили ходатайство как необоснованное.

Виктория Хадыркэ

После этого суд перешел к слушаниям. Первой давала показания судья сектора Центр Виктория Хадыркэ. Она сразу заявила, что не признает вину. И подчеркнула, что узнала, кто такой Владимир Скарлат, только после того, как ее и других обвиняемых по этому делу задержали 23 октября 2018 года.

Скарлат, отметим, задержали в тот же день, но его дело рассматривали отдельно. 30 июня 2020 года Высшая судебная палата признала его виновным в том, что он дал судье, которая вела его дело, взятку €2 тыс., чтобы она не разрешила провести еще одну экспертизу и прекратила расследование по делу о смерти ребенка, по которому Скарлат проходил обвиняемым. Судья присудила ему штраф 115 тыс. леев (дело Скарлата вела судья Светлана Тизу, которая проходит одной из обвиняемых по делу о коррупции судей).

Хадыркэ сказала, что не знает ни о каких деньгах и никому не обещала повлиять на решение судьи Тизу: «Не могу понять, как я попала в эту выдуманную историю», — подчеркнула Виктория Хадыркэ. Также она отметила, что в телефонных разговорах, аудиозаписи которых прикреплены к делу, она обсуждала с обвиняемым и помощником судьи Любови Брынзэ Виталием Фуртунэ «вещи, не связанные с делом». По ее словам, речь шла о ремонте авто их общего знакомого, который задолжал деньги автосервису. Кроме того, Хадыркэ отметила, что Фуртунэ опроверг заявления, которые дал в начале расследования, но не пояснила, о чем идет речь. Также она сказала, что Фуртунэ передал ей флешку с фотографиями.

То, что Тизу во время следствия сообщила, что она (Хадыркэ) спрашивала Тизу о деле Скарлата, Хадыркэ объяснила так: в ее кабинет случайно зашел мужчина, который перепутал ее с судьей Тизу, и устроил скандал, требуя какие-то документы. Вечером того же дня, по словам Хадыркэ, она столкнулась с Тизу в коридоре и спросила ее о деле этого мужчины.

Хадыркэ подчеркнула, что разговор у них был короткий, а Тизу не стала вдаваться в подробности дела. После этого Хадыркэ сказала, что хочет воспользоваться своим правом больше не давать никаких показаний.

После этого прокурор Елена Казаков подала ходатайство о том, чтобы Хадыркэ ответила на ее вопросы. Но судья признал это ходатайство необоснованным.

Светлана Тизу

Следующей давала показания Светлана Тизу. Она тоже заявила, что не признает свою вину, и что не знает ни о каких деньгах. Тизу подтвердила слова Хадыркэ о том, что перепутала дела, о которых ее спрашивала коллега. Она объяснила это большой загруженностью в момент встречи с Хадыркэ и стрессом во время ее допроса.

Тизу рассказала, что при рассмотрении ходатайства Скарлата прокурор объяснил необходимость провести экспертизу в Румынии недоверием к местным экспертам, которые уже провели экспертизу. В итоге судья Тизу решила, что ходатайство прокурора необоснованное. Тизу отметила, что перенесла вынесение решения по делу Скарлата на другой день, чтобы за выходные подготовить проект решения.

Затем, по словам Тизу, она случайно встретилась с другой обвиняемой по делу о коррупции — судьей АП Людмилой Брынзэ. Тизу отметила, что Брынзэ попросила ее помочь найти турпутевку для ее детей. Они встретились на перекрестке улиц Штефана чел Маре и Еминеску, чтобы обсудить это. Также Тизу рассказала, что они обсудили загруженность на работе. Во время разговора Тизу рассказала коллеге, что ей на рассмотрение попало дело Скарлата, и что оно кажется ей сложным. Через несколько дней судьи снова встретились. Тизу призналась Брынзэ, что намерена отклонить ходатайство прокурора. Брынзэ, в свою очередь, передала ей флешку с «идеями, основанными на практике ЕСПЧ». По словам Тизу, открыв флешку, она нашла там проект решения по делу Скарлата. После этого Тизу, как и Хадыркэ, заявила, что хочет воспользоваться своим правом больше не давать показания, но оставляет за собой право при необходимости их дополнить.

Прокурор уточнила у Тизу, собирается ли она в таком случае отвечать на вопросы, но та отказалась.

Другие подсудимые предложили продолжить слушания показаний на следующем заседании. Судьи с ними согласились.

***
Антикоррупционная прокуратура и Национальный центр борьбы с коррупцией в октябре 2018 года задержали 10 сотрудников Апелляционной палаты Кишинева, столичного суда сектора Центр и муниципальной прокуратуры. Среди них пять судей, прокурор, адвокат, врач и помощник судьи. Правоохранительные органы также задержали Михаила Гандрабуру, чье дело рассматривала одна из задержанных судей. После задержания некоторых поместили под арест, некоторых — под домашний арест. Затем всех обвиняемых по делу судей перевели под судебный контроль. В апреле 2019 года дело начал рассматривать суд Буюкан.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Tudor Mardei / NewsMaker

Веттинг для адвокатов? Юристы возмущены заявлениями Майи Санду

Президент Молдовы Майя Санду считает, что адвокаты должны пройти процедуру веттинга – оценку этической и финансовой неподкупности – так же, как судьи и прокуроры. Эти заявления прозвучали в эфире передачи RLive.

«Не обижайтесь, но я считаю, что мы должны провести веттинг и для адвокатов, потому что адвокаты тоже должны быть честными людьми и так же должны доказать источник своих доходов. Я думаю, нам следует поговорить и о реформе адвокатуры. Я не большой специалист, но обсужу это со многими специалистами, и, думаю, мы должны вернуться к этой теме», — заявила президент Майя Санду.

Глава государства утверждает, что было совершено «очень много злоупотреблений», в том числе потому, что, по словам Санду, «в этих злоупотреблениях участвовали и адвокаты»: «Некоторые из них, чтобы не обобщать, не дай Бог. Конечно, среди адвокатов есть порядочные и честные люди».

Заявления президента Майи Санду вызвали реакцию многих адвокатов и юристов Молдовы.

Адвокат Николета Хрипливый из Promo-LEX назвала это заявление «откровенной глупостью»: «Я бы воздержалась даже от иронии», – написала она в Facebook. Хрипливый считает, что вместо веттинга адвокатов следует проверить неподкупность депутатов и членов правительства.

Facebook

Адвокатское бюро Дениса Терешкина сослалось на принципы ООН о роли адвокатов после анализа, проведенного с помощью искусственного интеллекта: «Я спросил у ChatGPT, правильно ли подвергать адвокатов веттингу. (…) Вывод: неправильно, чтобы государство напрямую применяло веттинг к адвокатам. Это нарушило бы принцип независимости профессии и могло бы быть использовано как инструмент политического давления».

Facebook

Юрист Виктор Прутяну охарактеризовал идею главы государства как «прямой удар по верховенству закона и независимости адвокатской профессии». «Веттинг адвокатов — это не реформа. Это замаскированная политическая угроза», — написал Прутяну в соцсетях.

Facebook

Адвокат, бывший судья Ион Кожокарь тоже выступил против идеи веттинга для адвокатов. Он настаивает, что адвокатура является полностью независимой и самофинансируемой профессией, которой государство не оказывает никакой поддержки. Следовательно, у государства нет оснований для введения внешнего контроля. По мнению адвоката, такая проверка является серьезным вмешательством в независимость адвокатуры, подрывает фундаментальное право граждан на защиту и противоречит международным правовым принципам. В итоге это может привести к кризису в системе правосудия и оставить граждан беззащитными.

«В правовом государстве адвокат не просит у государства одобрения, чтобы защищать человека, а государство не имеет права проверять его лояльность. Защита должна оставаться свободной, независимой и достойной, потому что только так правосудие может быть реальным, а не декларативным»? — настаивает он.

Уточняем, что сейчас внешнюю оценку этической и финансовой неподкупности проходят только судьи и прокуроры.

Ранее летом этого года адвокатское сообщество объявило забастовку и отказалось от участия в судебных заседаниях. Забастовку объявили в ответ на принятие парламентом поправок в закон об адвокатуре — без предварительных консультаций с профессиональным сообществом. По мнению адвокатов, эти изменения «наносят серьезный ущерб независимости, свободе и автономии профессии», а также «угрожают праву граждан на квалифицированную юридическую помощь». Адвокаты возобновили работу только после того, как власти отказались от поправок.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!
Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: